DISTR 2: подборка исторического софта за 2005 год
Два года назад я написал про подборку софта 2002 года, чудом сохранившуюся в пачке старых самописных болванок. Появлению этого сборника сопутствовало несколько факторов: относительная дешевизна болванок CD-R и безумная дороговизна (и малый объем) флешек, чудовищная медлительность модемного интернета (если не в «аське» сидеть, а что-то качать, например программы), ограниченное место на жестких дисках, частота переустановки операционной системы. Все эти условия очень быстро перестали быть актуальными, и создавать самодельные сборники софта я перестал.
Но не сразу. Я нашел уже точно последний сборник софта и документов, датированный ноябрем 2005 года, то есть ему исполняется ровно 15 лет. Он записан уже на DVD-R, набор программ уже не такой полноценный, для объема добавлены рабочие документы и музыка. В любом случае получился интересный исторический артефакт, хранилище неактуальных и зачастую нерабочих программ. На болванке вообще нет надписей, но я назову ее по традиции: DISTR 2. Сегодня будет рассказ о моих находках.
Дневник коллекционера старых железок я веду в Телеграмме.
Исторический контекст
В 2005 году произошли события, которые сейчас кажутся знаковыми, а тогда не факт, что кто-то обратил на них внимание. Например, начал работу сервис YouTube, туда был загружен первый видеоролик. Компания Google купила стартап Android, и это была правильная инвестиция с долгосрочным эффектом. Компания eBay купила мессенджер Skype, и это была правильная инвестиция (позже перепродали в Microsoft в три раза дороже), но не долгосрочная. Ах да, произошла крупная сделка в сфере модных социальных сетей, конгломерат News Corporation купил MySpace за 580 миллионов долларов. И вот это была неправильная инвестиция.
Мне же 2005 год запомнился революционным апгрейдом домашнего подключения к интернету. Так вышло, что за год я сменил три съемных квартиры. На первой был только модем. На второй — ADSL от провайдера Стрим, первоначально со скоростью 128 килобит в секунду, потом произошел апгрейд до 256 килобит.
Дело даже не в скорости (два активных пользователя легко съедали весь канал), а в постоянной доступности интернета без необходимости в дозвоне. Это было невероятно круто, хотя сейчас уже трудно представить, что бывает как-то иначе, что к интернету надо «подключаться», и что большую часть времени ты вообще-то отключен от сети. На третьей по счету квартире был и вовсе доморощенный провайдер с космическими двумя мегабитами в секунду, но с ограничением трафика в смешные по меркам 2020 года 20 гигабайт. Их довольно часто не хватало до конца месяца.
В качестве мобильного устройства у меня пока обычный сотовый телефон Sony Ericsson Z600, к нему подключается КПК iPaq hx4700. Карманные компьютеры на Windows Mobile или же смартфоны на базе Symbian присутствуют, но моды на них нет. Любители горячих новинок предпочитают Motorola Razr V3, выпущенную в 2004 году. Компьютер — настольный, на базе Pentium 4, c 17-дюймовым ЖК-дисплеем посредственного качества. В 2020 году старый софт я запускаю на ноутбуке Sony Vaio TZ 2007 года (из предыдущей статьи), он слегка не соответствует эпохе, но установленная 32-битная Windows XP по большей части совместима с набором программ.
Livejournal
В отличие от DISTR 2002 года, в папке с софтом 2005-го ничего не разбито по категориям, все свалено в одну папку. Среди них выделяются две ныне подзабытые утилиты для сервиса Livejournal. Официальный клиент Semagic:
Незаменимая утилита для сверхпопулярного на тот момент ЖЖ. Если в ICQ в 2005 году происходило общение со знакомыми, то в ЖЖ эти знакомства завязывались. В отличие от современности, с довольно странной обстановкой в любой соцсети, 15 лет назад обстановка в Живом Журнале была «ламповая», уютная, хотя и со своими драмами. Многие вели свои Журналы как настоящие дневники, с преобладанием «крупного» формата (по меркам более поздних Twitter и Facebook). Читать (писать и обсуждать) «лытдыбры» о жизни, политике и технологиях было очень увлекательно, а аудитория была естественно ограничена проникновением интернета в стране.
Уже через пару-тройку лет все изменится, я уберу свой журнал под замок, так же поступят многие друзья и знакомые, мы замкнемся в своих пузырях общения — без ранней открытости расширять круг знакомств станет сложно. Эквивалентом нынешним Ютюб- и Инстраграм-звездам являются «тысячники» — если у тебя больше тысячи френдов, ты уже считаешься популярным. Счетчик моего ЖЖ остановился где-то на полутора сотнях, и этого на самом деле достаточно. В 2020 году френдлента почти не обновляется, но я посещаю ЖЖ регулярно из-за старожилов, предпочитающих формат блога более современным, заточенным на видео и картинки соцсетям.
Semagic версии 1.4 от февраля 2004 года, конечно же, не может залогиниться, но это не обязательно. Предусмотрен офлайн-режим, на тот момент актуальный: можно понаписать посты впрок, подключиться к интернету и отправить пачкой. Есть возможность управления разными ЖЖ или постинга в сообщества, там, где у тебя есть доступ. Поддерживаются фирменные фишки соцсети: выбор аватарки, Current Music (существовала возможность автоматического проставления актуального трека из Winamp или Foobar), публикация задним числом и так далее.
Вторая утилита чуть более специфическая — Alex LJ Downloader, программа для скачивания содержимого своего (или чужого) Журнала, создающая набор HTML-файлов, в каждом — отдельный пост с комментариями, либо все посты на одной странице. Архив моего журнала лежит там же, увы, без картинок, но это лучше, чем ничего. В самом Livejournal мои самые ранние записи 2001–2003 годов сохранены с битой кодировкой, а изображения с (на тот момент) отдельного хостинга LJPlus более недоступны.
Музыка и iPod
В 2005 году я собираю свою первую крупную коллекцию музыки на ПК, оцифровываю компакт-диски, покупаю свой первый iPod на 40 гигабайт — и получаю возможность брать всю фонотеку с собой, целиком. Обрабатывать тысячи музыкальных файлов становится все сложнее, а главное — инфраструктура Apple требует аккуратного прописывания тегов в каждом файле. Любой другой аппаратный MP3-плеер может воспроизводить напрямую из папок, и теги для него не обязательны. Возможностей стандартного (в предыдущие семь лет) плеера WinAMP перестает хватать.
Тем не менее, в дистрибутивах он присутствует, в версии 5.05, с возможностью воспроизведения видео и фичами для управления фонотекой. Он быстро перестает быть основным, часто используется для прослушивания неотсортированного аудио, чтобы не вносить бардак в библиотеку iTunes.
А вот комбайн iTunes примерно до 2013 года станет моей основной программой для работы с музыкой. Сначала этот комбайн требуется для работы с iPod, а в следующем десятилетии он пригодится для копирования музыки на iPhone и iPad. iTunes установлен даже на мой современный ПК, но я уже очень давно его не запускаю. Яблочные устройства не требуют компьютера: музыка, бэкапы, видео давно доступны из облачных сервисов. Для организации оффлайновой фонотеки (тоже достаточно устаревшее хобби) я использую специализированный комбайн JRiver Media Center и Foobar.
У iTunes интересная судьба: на компьютерах Apple его как бы нет, вся функциональность интегрирована в Mac OS. А в Windows программа существует как единственный (но уже не особо необходимый) способ работать с проприетарным железом Apple. Что интересно, 15-летняя версия 4.6 умудрилась достучаться до серверов Apple и сообщить мне, что можно скачать более свежий релиз. До сих пор помню, что при установке надо снять галочку в стратегически важном месте, иначе iTunes попытается переделать вашу свалку MP3 по своим стандартам, и с удручающими последствиями.
Наконец, третий медиакомбайн в подборке софта — Windows Media Player 10. Штатно в Windows XP устанавливалась девятая версия. Был установлен исключительно для экспериментов с форматом сжатия звука без потерь WMA Lossless, который поддерживал какой-то из моих плееров. Несмотря на достаточно удобный интерфейс для работы с большой фонотекой и редактирования тегов, использовался он редко. Для тегов в 2005 году я покупаю лицензию на утилиту MP3Tag, существующую и поныне.
Болванки
В 2005 году начинается закат эпохи оптических носителей, но мы об этом еще не знаем. Наоборот, в середине нулевых я пишу огромное количество дисков, в основном Аудио-CD на CD-R и данные на DVD-R. Двуслойные болванки дороги, а кто-то даже пользуется горячей новинкой, записываемыми дисками Blu-Ray на 25 гигабайт. Вот с Blu-Ray мне так и не удалось познакомиться: объем жестких дисков в конце десятилетия стал достаточным, чтобы бэкап на внешний носитель не требовался, или же был неоправдан экономически. Из-за этого довольно много информации потеряно при переезде с одного жесткого диска на другой.
Набор программ для записи и чтения дисков в подборке 2005 года обширный, но он мало чем отличается от версии 2002 года. Это Easy CD-DA Extractor и Exact Audio Copy для чтения AudioCD. PowerDVD для просмотра фильмов на DVD, прилагавшийся к какому-то оптическому приводу. Их я уже упоминал в предыдущей статье, покажу для разнообразия комбайн Nero Burning Rom версии 6.3:
Раз уж зашла речь про мультимедиа, вот еще один артефакт: медиаплеер Zoom Player (не путать с сервисом Zoom). Плеер вроде бы жив, но на современных ПК не поддерживает дисплеи HiDPI, а версия 2005 года не справилась с имевшимися на той же болванке видеороликами. Вообще как-то странно в 2020 году платить деньги за простой проигрыватель медиафайлов.
Интернет
Сетевых программ в подборке мало — их уже тогда было проще скачать напрямую из сети, да и обновляться они начали регулярно. Сейчас, естественно, ничего не работает. Ни мессенджер Miranda IM (но он ценен сохранившимся архивом сообщений), ни тем более браузер Mozilla Firefox версии 1.0.5:
В ретробраузере ожидаемо открываются только ретросайты:
Все настолько плохо, что даже самый свежий браузер, поддерживающий Windows XP (версия 52, 2017 год) не может правильно отображать современные веб-страницы. Из 2020 года с точки зрения совместимости сетевых технологий 2005 год мало чем отличается от 1995-го: и то, и другое — древние, доисторические времена.
Впрочем, один исторический артефакт, относящийся к сетевым сервисам, все же представляет интерес. Это приложение Интернет.Кошелек, древняя утилита для работы с сервисом Яндекс.Деньги, когда с ним еще нельзя было взаимодействовать через веб-интерфейс. Сохранился и бэкап кошелька, с историей транзакций. Их всего две: перевод денег другу (попробовать, как оно вообще работает) и оплата мобильного телефона (тоже попробовать). Такая вот заря интернет-платежей, полноценно интернет-кошельки я начну использовать только в следующем десятилетии, когда к ним стало можно привязать платежную карту. Сейчас и вовсе исчезло разделение на «интернет-деньги» и обычные банковские услуги, все более-менее виртуально.
О времени и тлене
Не попавшие в обзор программы представляют умеренный интерес. Набор кодеков DivX и драйверы для чипсета Intel. Какая-то утилита для работы с RAID-контроллером на материнской платы — подозреваю, что файлик оттуда надо было подкинуть на дискете при установке Windows XP. Просмотрщик и редактор изображений IrfanView, которым я пользуюсь уже 20 лет. Драйверы для какого-то ноутбука Toshiba.
Демо-версия программы Neat Image для уменьшения шума на цифровых фото. Утилита для определения подлинности аудиофайлов в CD-качестве. Ах да, Punto Switcher — автопереключалка раскладки, которая когда-то стояла вообще у всех. С очень странной фичей, по сути легальным кейлоггером, который записывает в файли все нажатия на клавиши. Пару раз он меня выручал — помогал восстановить текст после падения программы.
Так как места на 4-гигабайтной DVD-болванке было много, на нее же была записана папка «Мои Документы» по состоянию на конец 2005 года. Там мало что представляет интерес даже для меня: рабочие документы, табличка доходов и расходов за сентябрь 2005 (довольно грустная), куча заметок в текстовых файлах и подобное.
Заодно мне попались четыре ролика из выступления группы Pink Floyd на фестивале Live8 в июле 2005 года. Выступление транслировалось на сайте AOLMusic, и кажется сграблено оттуда в унылом разрешении 320×240.
И вот что я подумал. Мы, обычно не отдавая себе отчет, регулярно что-то делаем в последний раз. Записываем болванку DVD, патчим KDE 2 под FreeBSD, смотрим живое выступление группы Pink Floyd в оригинальном составе. Хотя все мое хобби — оно про попытку нарушить естественную смену технологий и жизненных приоритетов — я считаю, что делать что-то в последний раз нормально. Не стоит расстраиваться из-за уходящих времен. Желательно только, чтобы старое сменялось новым, а не создавало на своем месте пустоту. Пусть дальше движется прогресс, но, если что-то пойдет не так, у меня теперь есть еще один ноутбук с полным набором подходящего софта, музыки и видео для приятных ностальгический экскурсий.