Девушка в IT, или 5 советов для амбициозных

g9dcwql2cdcyu-twgqgsi5rkp2w.jpegВ конце прошлого года меня пригласили выступить на мероприятии Worldwide Conversation on Women«s Higher Education and Equality in the Workplace на факультете компьютерных наук ВШЭ. Это беседа о том, как в современном мире женщина может построить успешную карьеру в области науки, образования или информационных технологий, с какими сложностями она при этом сталкивается и как может их преодолеть.

Я была спикером «со стороны IT» и рассказывала, как мне кажется, вполне очевидные и сами собой разумеющиеся вещи. Но, делясь впечатлениями о мероприятии с друзьями и коллегами, обнаружила, что тема очень многим интересна и относятся к ней очень по-разному. Именно после этого и родилась статья. В ней я расскажу о моем опыте развития карьеры в IT-компании и том, что считаю важным делать, а чего, наоборот, избегать, чтобы стать успешным в своем деле.

Как добиться успеха в современной IT-компании?


Я специально не говорю отдельно о «рецепте для женщин», т.к. считаю, что схема успеха одна и та же, независимо от пола. Об отличиях и специфике «женского пути» будет в конце. Если кто-то интересуется только этой частью, смело скрольте до последнего раздела.

Итак, вот мой список действий для успешного «строительства» карьеры:

Думать


uvxkwjlltarthxzqe9bmn1eonqo.jpegКонечно, тут не про то, когда ты лежишь на диване, мечтаешь, как организуешь свою компанию и заживешь припеваючи. Думать нужно проактивно. Решить, в какой именно сфере ты хочешь развиваться и дальше действовать: самостоятельно изучать профильную литературу, посещать курсы и т.п. Этой теме посвящено множество мотивирующих статей, книг, об этом нам говорят ещё со школы — особо нового тут и не добавить. Для справки пара примеров книг, которые были полезны лично мне:

Общаться


Это про те самые soft skills. Знаю по своему опыту, что, когда ты перестаёшь «всё делать руками сам», умение построить диалог, точно донести свою мысль до собеседника и обосновать свою точку зрения иногда становится даже важнее, чем твои собственные профессиональные навыки.

qr46_zxiilhk6_13ooxbgrrrii8.jpegЯ знаю несколько примеров, когда руководителем назначали самого опытного сотрудника из группы, и после этого работа всей группы шла под откос. Человек не мог понятно объяснить задачу и замотивировать коллег на ее выполнение. В итоге, он тратил дополнительное время сам, переделывая задачи за своими подчиненными, а они страдали в сторонке, видя, что их труды просто идут на свалку.

Дальше возможны разные варианты развития событий. Приведу пару из них:

  • разочарованный подчинённый тихо увольняется и компания теряет хорошего сотрудника,
  • или он рассказывает HR о нездоровой ситуации (кстати, тут тоже нужны soft skills!) и проблему решают путём грамотной замены руководителя.


В компаниях-стартапах, когда один человек совмещает несколько должностей, нехватка soft skills у «топов» ощущается особенно остро. Так, знакомый генеральный директор IT-компании рассказывал мне, что они чуть не потеряли крупного клиента из-за неумения СТО, выполняющего роль пре-сейла в этом проекте, вести диалог. Ему пришлось срочно подключаться самостоятельно и договариваться с клиентом об условиях сделки, включая технические аспекты.

Поэтому развивать навыки общения важно и нужно. Мне в этом сильно помогло преподавание. Ещё будучи студенткой факультета инноваций и высоких технологий МФТИ, я подрабатывала репетитором по математике. Когда ученик искренне не понимает, что ты просишь вычислить, ты ищешь другие способы, чтобы объяснить ему, что от него требуется. А потом, пытаешься подобрать правильные слова, рассказывая родителям о текущих успехах и способностях их ребёнка. Это очень помогает научиться терпеливо объясняться с разными группами людей.

Сейчас на работе мне нужно общаться с разработчиками, другими Product owner«ами и менеджерами, иностранными коллегами из Sales and Marketing, партнерами и клиентами. У людей из этих групп совершенно разный технический уровень, поэтому говорить приходится на разном языке. Но главное, у них разные ожидания от беседы. Например, продавцу не интересно слушать о том, какой именно алгоритм ML используется в нашем SDK для поиска строк на изображении. Ему важно понять, можно ли применить эту технологию для решения конкретной задачи клиента. А разработчику, наоборот, важны технические детали. Прошлый опыт преподавания очень помог мне научиться правильно выстраивать диалог и с теми, и с другими.

Верить в себя


tam-pwnpjtkiabcv6hwdfxk-6qs.jpegНе стоит ждать, что всё всегда будет безоблачно. Во-первых, каждый может ошибаться, но это не значит, что за одним промахом последуют другие. В любой ситуации нужно не бояться действовать, верить в успех и прикладывать максимум усилий, чтобы достичь результата.

Во-вторых, не всегда инновационные идеи сразу находят поддержку — поэтому их так страшно предлагать. А ещё бывает сложно понять, что вещи, которые кажутся тебе очевидными, не приходят в голову другим (все люди-то разные!).

Например, мне было очень сложно перебороть себя и начать смело высказывать свои идеи на общих встречах. Казалось, раз никто такое не предложил, то это точно какая-то ерунда и все только посмеются. Но нет! Бывало, что люди просто не думали «в эту сторону» и свежий взгляд помогал быстрее найти решение.

«Верить в себя» звучит легко, но научиться этому очень сложно. Мне сильно помогла поддержка друзей и близких, которые всегда давали честную оценку поступкам и суждениям, были готовы выслушать и поддержать. Важно не бояться открыто сказать людям рядом, что тебе нужна их помощь, и рассказать, в чем именно. Однако, при этом нужно быть готовым к критике. Бывали ситуации, когда мне прямо говорили, что я поступаю неправильно. В основном, это было тогда, когда я сама внутри понимала, что делаю что-то не то. Поэтому после адекватной критики я смело меняла курс.

Планировать


gnqy4i66fhidkzc2yxv_dddr0xs.jpegЧтобы чего-то добиться, нужно поставить себе цель и построить план по ее достижению. Иначе просто невозможно оценить степень своего успеха.

На всех умных тренингах по целеполаганию стандартно советуют писать себе 3 плана: на год, на 3 года и на более далекий период 10–20 лет (тут показания расходятся). Пока ты это пишешь, приводишь «голову в порядок»: оцениваешь, насколько те вещи, которые ты хочешь прямо сейчас, помогут осуществить то, что ты наметил в самой далёкой перспективе. В это время ты понимаешь, от чего можно отказаться, а что действительно важно.

Если смотреть в более мелком масштабе, то начинать нужно с плана на день: четкий список дел с приоритетами помогает правильно распределить время и дисциплинирует. Потом это переходит в план на неделю и так далее. Я очень люблю писать от руки, поэтому составляю рабочие планы на день по старинке — пишу список дел в тетрадке. А вот с более длительными периодами так не выходит — для них удобней использовать электронные средства (например, доски в Trello).

Для планирования времени календарь — просто незаменимая вещь (как это ни банально). Причем важно использовать один и тот же календарь как для рабочих, так и для личных встреч и событий. Иначе, рискуешь никогда не попасть на тренировку или в театр.

Быть готовым к изменениям


nhnnotjoqb2p0jqx2zwytwuqph0.jpegВ IT последнее десятилетие очень популярны гибкие методологии разработки, в частности, agile. Ровно то же нужно применять в обычной жизни и всегда быть готовым к изменениям.

Вы можете всё хорошо и четко запланировать, но бывают вещи, которые не зависят от нас. В один момент ситуация может радикально измениться, и нужно не бояться выкинуть свой старый план без лишних раздумий, сесть и написать новый. Например, когда я училась на 2 курсе МФТИ, я мечтала стать разработчиком. Именно для этого я поступила на кафедру распознавания изображений и обработки текста, курируемую ABBYY, а затем пришла работать в компанию. Однако уже спустя полтора года я поняла, что меня гораздо больше привлекает работа аналитика, и решила все поменять. Для меня это было не особенно сложно, т.к. на кафедральных занятиях нам подробно рассказывали о процессе управления требованиями к продукту в целом, и специфике этого процесса в ABBYY. Но все равно перемены в ежедневной деятельности существенные — вместо того, чтобы писать код для той или иной фичи, нужно продумывать, какая именно фича нужна.

Конечно, бывают гораздо более неожиданные переквалификации: патологоанатом, который устал от своей работы и решил стать программистом, или физик, который начал играть в театре. Это все истории о том, как человек осознал, что прошлый выбор уже не так хорош, и решился на изменения.

«А что не так у женщин?»


w9ddorlakdone6m97q413luk-cm.jpegТакой вопрос мне задают многие знакомые мужчины. А потом еще добавляют: «Вам же, наоборот, проще! Пошёл поулыбался — и все проблемы сами собой решились». Но так не работает!

Проще тогда, когда в компании тебя ценят за профессиональный уровень, независимо от пола, цвета кожи, национальности и т.д. Когда уважают человеческие отношения в работе и доверяют друг другу. У нас в ABBYY именно так.

В нашем мире уже все научились здраво оценивать профессиональный уровень коллег, поэтому одна улыбка не поможет. Наоборот, к человеку будут относиться более предвзято, если он привык решать рабочие вопросы подобным способом.

К сожалению, такие предрассудки в IT распространены не только среди мужчин. Например, когда я, будучи программистом, регистрировалась на конференцию, девушка, выписывающая мне бейдж, попросила назвать имя, фамилию и должность. Я радостно сказала: «Ольга Титова, программист». В ответ она посмеялась «над хорошей шуткой» и снова попросила назвать мою должность. Когда я повторила слово программист, она сильно удивилась и заметила, что я совсем не похожа на программиста. Объяснить почему, она не смогла.

Другая история произошла совсем недавно. Обсуждая с подругой, тоже работающей в IT компании, назначение относительно молодого мужчины на топовую позицию, я посетовала, что в такие моменты расстраиваюсь, что пока добилась так мало. А в ответ я увидела ее удивленное лицо с вопросом: «А как давно ты меряешься достижениями с мужчинами?!» Даже как-то неловко было говорить, что с рождения. По моему опыту, зачастую на начальных этапах женщине нужно работать минимум в 2 раза усердней, чем мужчине, доказывая окружающим свои способности. И только после того как женщина заслужила авторитет, с ней начинают общаться на равных.

Подытожить свой рассказ я хочу обращением ко всем — и к мужчинам, и к женщинам.

Не бойтесь развиваться и заниматься тем, что вам интересно, независимо от того, «похожи вы на программиста» или нет. А ещё не стесняйтесь менять мир вокруг себя и объяснять окружающим, почему фразы из серии «Зачем женщине строить карьеру?» и «Зачем исследовать неизведанные области и идти на риск?» не уместны.

Только вместе мы поможем друг другу преодолеть такие предрассудки.

Всем удачи на пути к успеху!

Ольга Титова,
Product owner Mobile SDK

© Habrahabr.ru