Дети лезут в сети: как обезопасить самых маленьких

Мои школьные годы пришлись на времена, когда всяческие наказания детей были если не нормой, то «пустяками, делом житейским». Обычно влетало за оценки и хулиганство, реже — за курение. И вот, в один из дней мы устроили в классе бойкот учителю по черчению и подписали созданную против него петицию (на секунду, повод был весомым: он пнул кошку и вышвырнул её за дверь). Через пару дней учителя заменили, а одна девочка с очень строгими родителями пришла в школу только спустя три дня. Оказалось, все эти дни она была заперта дома и много стояла в углу. Повод был сумасбродным: за то что оставила на петиции ФИО и подпись. С тех пор прошло почти 25 лет, и сегодня повод не кажется сумасбродным, а прозорливость отца девочки, учинившего наказание, впечатляет. 

День защиты персональных данных — время не только обсудить взрослые темы, но и поговорить о детях. Как-никак, это наши личные бреши в безопасности (причём не только кибер).

cf1217fac8fb6426739bc77f3c9448d7.png

Если откинуть все эмоции, то ребёнок сегодня — это огромный фактор уязвимости с интересной правовой природой: вроде его подпись, слово и т. д. силы не имеют или ограничены в правах (зависит от возраста), но у него есть навыки и умения для доступа к интернету (банкоматам, приложениям, умному дому) и при этом чаще всего он хорошо информирован о состоянии семьи, маме-папе, местах хранения денег и документов. В особенно демократичных семьях уже 7–9 летние дети нередко в курсе о работе родителей, семейных обязательствах (кредиты, ипотека), банковских вкладах и проч. Конечно, в таких условиях ребёнок становится лёгкой и удобной добычей кибермошенников.

Конечно, можно всюду поставить родительский контроль, ограничить доступ в сеть, запретить всё, что можно, до самых крайних границ, но это может оказаться неэффективным:

  • ребёнок теряет доверие к родителям, страх перед наказанием порождает ложь — в случае реальной неприятности он утаит от вас факт или подробности, что ещё хуже — поделится с не самыми подходящими взрослыми;

  • современные дети способны обойти запреты и ограничения;

  • ребёнок может получить доступ в другом месте, когда вы и думать забудете о проблеме — например, на смартфоне или планшете одноклассника;

  • ребёнок окажется цифровым невеждой — и это гораздо опаснее, чем кажется.

Реальная, к счастью, невинная история. Мальчик 12 лет был ограничен в интернете, ходил с кнопочным телефоном, редко садился за мамин ноутбук по великому разрешению. Он совершенно не знал, как устроены сайты, — никакие, кроме YouTube, который ему и разрешали смотреть (кстати, без ограничений). И вот под каким-то видео он кликнул ссылку на игрушку, перешёл на один яркий сайт маркетплейса, а там «подкинулись» ещё игрушки, он всё это наклацал в корзину (тут уж он разобрался), а дальше вместо того чтобы заказать выбранное (что уже такое себе!), он заказал всю корзину (он просто и знать не мог ни о каких галках). А какие у многих пользовательниц корзины, мы с вами уж точно знаем. В итоге за отказ от всего этого добра суммарно пришлось заплатить больше 2000 рублей. Мелочи, конечно, и весьма небольшая цена серьёзного урока всем. Но ведь ситуация могла быть не такой простой.

Так что же делать?

Первое и главное — разговаривать

Расскажите ребёнку о том, как возникают угрозы безопасности, объясните, как работает сеть — это будет не только полезно, но и интересно. Компьютер и гаджеты перестанут быть просто коробочками, а станут понятнее, более осязаемыми и «человеческими», а значит, и опасность перестанет быть эфемерной. Расскажите всё как есть: какие бывают методы кибермошенничества, зачем преступники подбираются к данным и что испытывают те, кто попался в ловушку. 

Конечно, это не должна быть нудная лекция с пересказом Таненбаума. Лучший способ — написать сценарии и интерактивно пройтись с ребёнком по ним сперва совместно с объяснением теории, а затем и для закрепления. Такой диалог можно реализовать в любом возрасте, отличаться будут лишь сложность и объём знаний и навыков. Причём в сценариях всё должно быть однозначно: злодей — просто злодей, а не компьютерный гений; компьютер — среда, инструмент, но не друг и не враг; ребёнок — победитель и защитник, который спас всю семью. Так дети однозначно примут посыл и почувствуют свою ответственность.

Попросите детей избегать контактов с незнакомцами, отказываться от любых операций с деньгами и никому ничего не рассказывать о себе. Не забудьте сказать, что друзья тоже могут стать жертвой мошенников и, если Вася просит денег, это скорее всего не Вася и нужно срочно сообщить об этом взрослым — даже если «друг» просит не выдавать и «перекинуть пару сотен». 

Поговорите с детьми о финансовой грамотности, а заодно объясните, что банковская карта в их руках, с одной стороны, кусочек пластика (и его не страшно потерять), но с другой — это ключ от сокровищ (и при потере нужно срочно сказать) с волшебными цифрами, которые никто не должен знать. Подросткам можно объяснять уже «в лоб»: карта — это ключ к деньгам и важной информации, поэтому не стоит никому сообщать данные или пользоваться ею для платежей в интернете или телеграм.

Ещё важный момент: выделяйте время, в которое вы сможете вместе посидеть за ПК, выбрать одежду или игрушки, оплатить подписку, купить моды в игре или голоса ВКонтакте — пусть дети знают, что вы разделяете их интерес и готовы оплатить всё в пределах разумного. 

Играть

Игра для ребёнка — важнейший вид деятельности. Поэтому если вы найдёте способ геймифицировать обучение безопасности в интернете и в реальной жизни, навык усвоится достаточно прочно и всплывёт именно в нужный момент. Всё зависит от вашей фантазии, но можно как минимум поиграть в разведчика, детектива, в пошаговую стратегию из подручных материалов. 

Кстати, в игре и в объяснениях важно использовать правильную терминологию, а не заменять и не упрощать слова. Причина простая: в случае попытки атаки ребёнок увидит на экране именно термины, а не метафоры или образы, и он их узнает, потому что взрослые об этом говорили. Так что сервер — это не домик с буквами и не полянка с цветочками, аккаунт — это не личико в интернете:-) Даже для семилетки.

Важный момент! Сейчас дети рано начинают работать с кодом: кто-то уже ковыряет псевдокод в 6–7 лет, кто-то способен написать простую страницу или шагалку в 14 (а то и раньше). Соответственно, дети могут обмениваться кодом, обсуждать, хвастаться и об этом знают мошенники. Так что от Васи может прилететь не просьба о 200 рублях, а фрагмент кода, ссылка на «репозиторий» и что угодно. Очень важно научить ребёнка распознавать ссылки и фишинговые сообщения и письма. 

Если играть некогда или фантазия закончилась на школьных уроках, можно обратиться к чужому опыту: использовать готовые игры, смотреть и обсуждать мультфильмы.  Собрала для вас немного прикольного и залипательного даже для взрослых.

При желании можно найти много материалов для вдохновения (только перед тем, как показывать ребёнку видео, посмотрите его сами, особенно, если не уверены в издателе). 

Установить правила 

У всех нас в семьях есть правила поведения в школе, в своей комнате, на кухне, в ванной, при гриппе или простуде… Это простые и важные пункты, которые стали автоматизмами. Но почему-то так редко приходится видеть домашние правила безопасности в интернете и защиты персональных данных! А сейчас это действительно серьёзно. Установите их — пока не поздно и ошибки не приобрели цену (и хорошо, если в денежном выражении). 

Я перечислю пункты, которые стоит упомянуть —, но их сочетание зависит от привычек и традиций каждой семьи и, конечно, от возраста ребёнка.

  • Сформируйте понятие персональных данных: ФИО, никнеймы, телефон, почта, адрес, номера любых документов. Неплохо помнить, что лучше хранить в секрете номера билетов авиа/ЖД, пароли (в том числе от школьных сервисов), номер школы и проч. 

  • Убедите ребёнка ничего не подписывать, даже если это шуточный документ; и тем более не подделывать подписи родителей и учителей (удивительно, как эта школьная дурная привычка проходит сквозь времена).

  • Хранить в секрете — это не передавать, не рассказывать, не диктовать, не выкладывать фотографии с ними. Даже одноклассникам и учителям — это всё «взрослые» данные, пусть взрослые ими и делятся.

  • Научите ребёнка не «цеплять» бесплатный Wi-Fi, особенно если он не требует никакого пароля.

  • Младшие дети должны качать игры и приложения только после согласия взрослых и под присмотром, а подростки должны пользоваться только официальными мобильными сторами и магазинами игр.

  • Если ребёнку нужно ПО для хобби или творчества, купите его, не ищите кряки и тем более не показывайте, как вы это делаете. 

  • Объясните, что видео можно смотреть только в специальных приложениях и на специальных сайтах. Научите искать контент внутри 2–3 площадок, объясните, как «подкидываются» видео и реклама.

  • Расскажите, что даже самое искреннее сообщение от друга, учителя или бабушки с просьбой открыть «смешной мультик» или открытку может быть прислано чужим человеком. Если хочется посмотреть, лучше перезвонить бабушке или показать сообщение родителям.

  • Расскажите про кибербуллинг. Объясните, что это не стыдно и жертва не виновата — просто кому-то нужно провести злой эксперимент и выпустить своё плохое настроение от скуки. Что бы ни произошло, вы на стороне ребёнка.

  • Если вам кажется, что ваш подросток уже всё об этом знает, вам кажется. Проведите весь комплекс профилактики, каким бы скучающим ни было маленькое лицо напротив. 

  • Объясните, как использовать интернет для обучения.

  • Попросите ребёнка сообщать о любой подозрительной ситуации в любое время 24/7. Это так же важно, как, например, вопрос здоровья.

  • Главное: не демонизируйте интернет и технологии! Современные возможности — это прекрасно, но нужно быть осторожным. Почти как в лесу :-)

Но среди всех правил есть одно золотое: будьте примером. Паттерн работы с гаджетами и отношения с безопасностью усваивается ребёнком так же, как стиль общения, отношения в семье и многое другое. Поэтому в вопросе защиты персональных данных и кибербезопасности в семье снова всё зависит от умного взрослого. А мы, увы, в этих вопросах часто раздолбаи не особо продуманные.

Будьте продуманчиками, но без паранойи :-)

✍️ Расскажите о том, как вы обучаете ребёнка кибербезопасности и как учите защищать персональные данные. Автор лучшей истории получит приятный сюрприз, а из самих историй мы соберём обучающую публикацию.

© Habrahabr.ru