Дети лезут в сети: как обезопасить самых маленьких
Мои школьные годы пришлись на времена, когда всяческие наказания детей были если не нормой, то «пустяками, делом житейским». Обычно влетало за оценки и хулиганство, реже — за курение. И вот, в один из дней мы устроили в классе бойкот учителю по черчению и подписали созданную против него петицию (на секунду, повод был весомым: он пнул кошку и вышвырнул её за дверь). Через пару дней учителя заменили, а одна девочка с очень строгими родителями пришла в школу только спустя три дня. Оказалось, все эти дни она была заперта дома и много стояла в углу. Повод был сумасбродным: за то что оставила на петиции ФИО и подпись. С тех пор прошло почти 25 лет, и сегодня повод не кажется сумасбродным, а прозорливость отца девочки, учинившего наказание, впечатляет.
День защиты персональных данных — время не только обсудить взрослые темы, но и поговорить о детях. Как-никак, это наши личные бреши в безопасности (причём не только кибер).
Если откинуть все эмоции, то ребёнок сегодня — это огромный фактор уязвимости с интересной правовой природой: вроде его подпись, слово и т. д. силы не имеют или ограничены в правах (зависит от возраста), но у него есть навыки и умения для доступа к интернету (банкоматам, приложениям, умному дому) и при этом чаще всего он хорошо информирован о состоянии семьи, маме-папе, местах хранения денег и документов. В особенно демократичных семьях уже 7–9 летние дети нередко в курсе о работе родителей, семейных обязательствах (кредиты, ипотека), банковских вкладах и проч. Конечно, в таких условиях ребёнок становится лёгкой и удобной добычей кибермошенников.
Конечно, можно всюду поставить родительский контроль, ограничить доступ в сеть, запретить всё, что можно, до самых крайних границ, но это может оказаться неэффективным:
ребёнок теряет доверие к родителям, страх перед наказанием порождает ложь — в случае реальной неприятности он утаит от вас факт или подробности, что ещё хуже — поделится с не самыми подходящими взрослыми;
современные дети способны обойти запреты и ограничения;
ребёнок может получить доступ в другом месте, когда вы и думать забудете о проблеме — например, на смартфоне или планшете одноклассника;
ребёнок окажется цифровым невеждой — и это гораздо опаснее, чем кажется.
Реальная, к счастью, невинная история. Мальчик 12 лет был ограничен в интернете, ходил с кнопочным телефоном, редко садился за мамин ноутбук по великому разрешению. Он совершенно не знал, как устроены сайты, — никакие, кроме YouTube, который ему и разрешали смотреть (кстати, без ограничений). И вот под каким-то видео он кликнул ссылку на игрушку, перешёл на один яркий сайт маркетплейса, а там «подкинулись» ещё игрушки, он всё это наклацал в корзину (тут уж он разобрался), а дальше вместо того чтобы заказать выбранное (что уже такое себе!), он заказал всю корзину (он просто и знать не мог ни о каких галках). А какие у многих пользовательниц корзины, мы с вами уж точно знаем. В итоге за отказ от всего этого добра суммарно пришлось заплатить больше 2000 рублей. Мелочи, конечно, и весьма небольшая цена серьёзного урока всем. Но ведь ситуация могла быть не такой простой.
Так что же делать?
Первое и главное — разговаривать
Расскажите ребёнку о том, как возникают угрозы безопасности, объясните, как работает сеть — это будет не только полезно, но и интересно. Компьютер и гаджеты перестанут быть просто коробочками, а станут понятнее, более осязаемыми и «человеческими», а значит, и опасность перестанет быть эфемерной. Расскажите всё как есть: какие бывают методы кибермошенничества, зачем преступники подбираются к данным и что испытывают те, кто попался в ловушку.
Конечно, это не должна быть нудная лекция с пересказом Таненбаума. Лучший способ — написать сценарии и интерактивно пройтись с ребёнком по ним сперва совместно с объяснением теории, а затем и для закрепления. Такой диалог можно реализовать в любом возрасте, отличаться будут лишь сложность и объём знаний и навыков. Причём в сценариях всё должно быть однозначно: злодей — просто злодей, а не компьютерный гений; компьютер — среда, инструмент, но не друг и не враг; ребёнок — победитель и защитник, который спас всю семью. Так дети однозначно примут посыл и почувствуют свою ответственность.
Попросите детей избегать контактов с незнакомцами, отказываться от любых операций с деньгами и никому ничего не рассказывать о себе. Не забудьте сказать, что друзья тоже могут стать жертвой мошенников и, если Вася просит денег, это скорее всего не Вася и нужно срочно сообщить об этом взрослым — даже если «друг» просит не выдавать и «перекинуть пару сотен».
Поговорите с детьми о финансовой грамотности, а заодно объясните, что банковская карта в их руках, с одной стороны, кусочек пластика (и его не страшно потерять), но с другой — это ключ от сокровищ (и при потере нужно срочно сказать) с волшебными цифрами, которые никто не должен знать. Подросткам можно объяснять уже «в лоб»: карта — это ключ к деньгам и важной информации, поэтому не стоит никому сообщать данные или пользоваться ею для платежей в интернете или телеграм.
Ещё важный момент: выделяйте время, в которое вы сможете вместе посидеть за ПК, выбрать одежду или игрушки, оплатить подписку, купить моды в игре или голоса ВКонтакте — пусть дети знают, что вы разделяете их интерес и готовы оплатить всё в пределах разумного.
Играть
Игра для ребёнка — важнейший вид деятельности. Поэтому если вы найдёте способ геймифицировать обучение безопасности в интернете и в реальной жизни, навык усвоится достаточно прочно и всплывёт именно в нужный момент. Всё зависит от вашей фантазии, но можно как минимум поиграть в разведчика, детектива, в пошаговую стратегию из подручных материалов.
Кстати, в игре и в объяснениях важно использовать правильную терминологию, а не заменять и не упрощать слова. Причина простая: в случае попытки атаки ребёнок увидит на экране именно термины, а не метафоры или образы, и он их узнает, потому что взрослые об этом говорили. Так что сервер — это не домик с буквами и не полянка с цветочками, аккаунт — это не личико в интернете:-) Даже для семилетки.
Важный момент! Сейчас дети рано начинают работать с кодом: кто-то уже ковыряет псевдокод в 6–7 лет, кто-то способен написать простую страницу или шагалку в 14 (а то и раньше). Соответственно, дети могут обмениваться кодом, обсуждать, хвастаться и об этом знают мошенники. Так что от Васи может прилететь не просьба о 200 рублях, а фрагмент кода, ссылка на «репозиторий» и что угодно. Очень важно научить ребёнка распознавать ссылки и фишинговые сообщения и письма.
Если играть некогда или фантазия закончилась на школьных уроках, можно обратиться к чужому опыту: использовать готовые игры, смотреть и обсуждать мультфильмы. Собрала для вас немного прикольного и залипательного даже для взрослых.
При желании можно найти много материалов для вдохновения (только перед тем, как показывать ребёнку видео, посмотрите его сами, особенно, если не уверены в издателе).
Установить правила
У всех нас в семьях есть правила поведения в школе, в своей комнате, на кухне, в ванной, при гриппе или простуде… Это простые и важные пункты, которые стали автоматизмами. Но почему-то так редко приходится видеть домашние правила безопасности в интернете и защиты персональных данных! А сейчас это действительно серьёзно. Установите их — пока не поздно и ошибки не приобрели цену (и хорошо, если в денежном выражении).
Я перечислю пункты, которые стоит упомянуть —, но их сочетание зависит от привычек и традиций каждой семьи и, конечно, от возраста ребёнка.
Сформируйте понятие персональных данных: ФИО, никнеймы, телефон, почта, адрес, номера любых документов. Неплохо помнить, что лучше хранить в секрете номера билетов авиа/ЖД, пароли (в том числе от школьных сервисов), номер школы и проч.
Убедите ребёнка ничего не подписывать, даже если это шуточный документ; и тем более не подделывать подписи родителей и учителей (удивительно, как эта школьная дурная привычка проходит сквозь времена).
Хранить в секрете — это не передавать, не рассказывать, не диктовать, не выкладывать фотографии с ними. Даже одноклассникам и учителям — это всё «взрослые» данные, пусть взрослые ими и делятся.
Научите ребёнка не «цеплять» бесплатный Wi-Fi, особенно если он не требует никакого пароля.
Младшие дети должны качать игры и приложения только после согласия взрослых и под присмотром, а подростки должны пользоваться только официальными мобильными сторами и магазинами игр.
Если ребёнку нужно ПО для хобби или творчества, купите его, не ищите кряки и тем более не показывайте, как вы это делаете.
Объясните, что видео можно смотреть только в специальных приложениях и на специальных сайтах. Научите искать контент внутри 2–3 площадок, объясните, как «подкидываются» видео и реклама.
Расскажите, что даже самое искреннее сообщение от друга, учителя или бабушки с просьбой открыть «смешной мультик» или открытку может быть прислано чужим человеком. Если хочется посмотреть, лучше перезвонить бабушке или показать сообщение родителям.
Расскажите про кибербуллинг. Объясните, что это не стыдно и жертва не виновата — просто кому-то нужно провести злой эксперимент и выпустить своё плохое настроение от скуки. Что бы ни произошло, вы на стороне ребёнка.
Если вам кажется, что ваш подросток уже всё об этом знает, вам кажется. Проведите весь комплекс профилактики, каким бы скучающим ни было маленькое лицо напротив.
Объясните, как использовать интернет для обучения.
Попросите ребёнка сообщать о любой подозрительной ситуации в любое время 24/7. Это так же важно, как, например, вопрос здоровья.
Главное: не демонизируйте интернет и технологии! Современные возможности — это прекрасно, но нужно быть осторожным. Почти как в лесу :-)
Но среди всех правил есть одно золотое: будьте примером. Паттерн работы с гаджетами и отношения с безопасностью усваивается ребёнком так же, как стиль общения, отношения в семье и многое другое. Поэтому в вопросе защиты персональных данных и кибербезопасности в семье снова всё зависит от умного взрослого. А мы, увы, в этих вопросах часто раздолбаи не особо продуманные.
Будьте продуманчиками, но без паранойи :-)
✍️ Расскажите о том, как вы обучаете ребёнка кибербезопасности и как учите защищать персональные данные. Автор лучшей истории получит приятный сюрприз, а из самих историй мы соберём обучающую публикацию.