Дети и девайсы: запретить нельзя использовать
Смартфоны и другие девайсы входят в жизнь современных детей еще до момента, когда они начинают говорить. Больше половины детей (53,7%) знакомятся с электронными устройствами до двух лет, а 4,5% — даже до 6 месяцев. Новое поколение настолько свыкается с электроникой, что не мыслит без нее своего существования. Хорошо это или плохо? Запрещать или разрешать? Давайте разбираться.
Доступ открыт
Вот основные причины, почему мы вообще позволяем девайсам очутиться в детских руках:
Родителям нужно занять ребенка, чтобы он не мешал или не капризничал какое-то время в общественных местах и дома.
Для обучения и развития при помощи специальных программ или онлайн-уроков.
Для общения со сверстниками или родственниками — ну как не созвониться с бабушкой, которая живет за 600 километров?
Все дают, и я дам. Что мы, хуже других, что ли?
Узнали себя? Если нет, пишите о своей мотивации в комментариях — интересно будет почитать.
Мнения экспертов и обычных людей по поводу влияния девайсов на детишек колеблются от «это зло в чистом виде» до «современная жизнь требует современных решений». Но, конечно, делить все на белое и черное не совсем корректно. Тут нужен рациональный подход.
Кое-что из личного опыта
У меня двое детей: 7 и 11 лет. И я вижу, насколько сильно игры, TikTok и другие социальные сети завладели вниманием — как моих детей, так и их сверстников. Случайно встретившись на улице, вместо «привет, как дела» они начинают обсуждать Roblox.
Скажу откровенно: у меня, как и у любого другого родителя, были, есть и несомненно будут дни, когда невозможно уделить детям достаточно внимания — хотя и очень хочется ладно, иногда не очень. В такие моменты они проводят с телефоном или приставкой больше времени, чем мне бы хотелось. Последствия заметны сразу:
Плохое настроение. Сложно переключиться из легкого развлекательного контента, который льется в голову ребенка без каких-либо усилий, на реальную жизнь. Ту, где нужно двигаться, делать домашние задания, выходить на улицу или просто читать книгу. Уровень раздражения растет так же быстро, как падает уровень дофамина. Приходится помогать детям придумывать интересные занятия, чтобы отвлечь их от экранов — иногда это тот еще вызов.
Нарушения графика. Бывает, желание посидеть с телефоном, поиграть в игру или пообщаться с друзьями у моих детей сильнее, чем голод, усталость или чувство ответственности. В такие моменты приходится преодолевать их сопротивление, чтобы сохранить режим работы и отдыха, спортивных упражнений и учебы.
Недостаток живого общения. Мой подросток играет в игры не очень часто. Вместо этого он тратит все разрешенное время на общение со сверстниками. Потребность в коммуникациях в таком возрасте — нормальное явление. Но печально, что вместо прогулки на свежем воздухе, дети лежат на диване и смотрят в экраны, даже если живут в соседних подъездах. И да, их все устраивает.
Утомляемость. Младший ребенок, наоборот, меньше общается в сети, но больше играет в игры. Естественно, из-за этого он быстро утомляется, часто капризничает. Если на девайсы ушло больше 2,5 часа в день — это вообще катастрофа.
В те дни, когда использование смартфонов в семье у нас сведено к минимуму, атмосфера в доме определенно комфортнее. Любые просьбы воспринимаются нормально: поставить посудомойку, убрать у себя в комнате и так далее. У детей проявляется интерес к общению друг с другом и родителями. Мы с женой отлично проводим время, отвечая на многочисленные вопросы, слушая их истории из жизни или просто устраивая совместный ужин.
Что нам помогает соблюдать хрупкий баланс:
Разговоры. Без преувеличений, приходится каждый день объяснять детям, почему «еще полчасика» с телефоном — не вариант. Часто эти беседы затягиваются на 15–20–40 минут, и тебе приходится постоянно повторять одни и те же доводы. Просто надеюсь, что они отпечатываются на подкорке и когда-то сработают.
Показывать пример. Это очень сложно, особенно когда работа связана с телефоном и компьютером. Думаю, у родителей-фрилансеров ситуация еще хуже. По договоренности у нас есть периоды, свободные от электроники. Например, вместе обедаем или идем на прогулку. Конечно же, преодолевая сопротивление детей и их внезапные аргументы. Из последнего: «Я возьму телефон, но только потому, что там есть камера. Я хочу понаблюдать за муравейниками и сфотографировать разных муравьев». По факту насекомые, конечно же, остаются без внимания, ребенок пытается играть на ходу.
Четкий режим. Моих детей уже нельзя назвать маленькими, но то, что мы до сих пор свято чтим в семье с младенческого возраста, — это распорядок дня. Почти невозможно убедить меня дать посидеть перед телевизором или за приставкой до 11 ночи в пятницу, в выходной или на весенних каникулах. Режим меняется во время летних каникул, но в течение школьного года дети встают и ложатся спать в один и тот же час. Родители знают, почему ребенок, который не выспался и пересидел с планшетом, превращается в дьяволенка.
Спорт. У нас в семье есть уговор: дети выбирают себе кружки по вкусу, минимум один вид. Поменять его можно раз в год — в сентябре, когда происходит запись в спортивные секции. На этот выбор мы, как родители, не влияем. При этом кружок по шахматам, музыкальная школа или театральная студия за спорт не считаются. Зато футбол, скалолазание, теннис, танцы и прочее — да. Два-три полноценных часа в неделю, когда ребенок активно двигается и учится владеть своим телом, не так много на самом деле. Но это время круто перетягивает внимание от девайсов в реальную жизнь.
Давать послабления. Если ребенок вел себя хорошо (мне не нравится эта фраза, но уж как есть), у него чисто в комнате, он сделал домашние задания и помог по дому, мы даем ему экстравремя с экраном. Это не значит, что можно бесконтрольно пользоваться электроникой. Скорее, это дополнительные полчаса. В конце концов каждому из нас хочется поваляться в кровати с телефоном несколько минут, просто потому, что ты молодец и трудяжка.
Мнение экспертов
С личным опытом понятно. Теперь посмотрим, что говорят ученые, психологи и другие эксперты.
Польза девайсов для детей
При правильном использовании и под контролем родителей мобильные устройства станут полезным дополнительным инструментом вот в каких случаях:
Как поддержка при изучении иностранных языков. Есть десятки приложений, которые можно использовать в качестве цифрового учителя. Например, Duolingo или Lingualeo.
Онлайн-курсы и образовательные видео помогают быстрее и интереснее усвоить сложный школьный материал и другую информацию.
Развивающие игры на планшете стимулируют логическое мышление, творчество, память и креативность.
В освоении ИТ, конечно. Тут без девайсов никуда. В этом блоге коллега уже писала про игры, которые знакомят детей с программированием.
Конечно, ребенок может развиваться полноценно и без использования электронных устройств. Но в современном мире девайсы стали неотъемлемой частью жизни, и каждому школьнику рано или поздно предстоит освоить интернет, мобильные приложения и социальные сети — если вы, конечно, не хотите повторить опыт Captain Fantastic. Умение работать с сенсорными экранами, разбираться в интерфейсе программ и самостоятельно искать информацию — важные навыки, необходимые для адаптации в цифровом обществе.
Негативное влияние девайсов
Об этом говорится очень много, и не просто так. По данным ВОЗ 11% подростков не в состоянии контролировать использование смартфонов. Электронные устройства стали причиной физических, психологических и когнитивных проблем со здоровьем. Дальше — о самых серьезных из них.
Перегрузка информацией и ментальная усталость. Когда ребенок пользуется девайсом, его мозг нагружен, он принимает десятки и тысячи уведомлений. Результат — дети не отдыхают, даже если просто лежат на диване со смартфоном. Пока тело остается неподвижным, мозг трудится, а усталость накапливается.
Постоянный поток информации из устройств заставляет постоянно переключаться между задачами. Это снижает эффективность обработки данных и приводит к ментальной усталости. По данным Гарвардского университета многозадачность, обусловленная использованием смартфонов, снижает продуктивность на 40% и может негативно повлиять на зоны мозга, отвечающие за самоконтроль и планирование.
Эффект зазеркалья. Социальные сети, игры и видео создают идеализированные картинки жизни, контрастирующие с реальностью. У детей это ведет к проблемам с самооценкой, к конфликту «ожидание-реальность» и развитию потребительского отношения к миру.
Речь и социализация. Развитие речи, умение строить аргументы, поддерживать диалог и распознавать невербальные сигналы тела отрабатываются при живом общении с разными людьми. Социальное развитие ребенка страдает, если взаимодействие со сверстниками идет только через «цифру».
Снижение когнитивной гибкости. Большинство игр на экране имеет определенный алгоритм, чаще всего линейный — ребенку нужно выполнять много однотипных действий для получения результата. В итоге человек привыкает к «цифровой жвачке» и хуже ориентируется в реальном мире. Это даже может снизить социальный статус ребенка среди сверстников.
Дофаминовая зависимость. Для получения приятных эмоций ребенку достаточно открыть TikTok и начать просматривать видео со смешными котиками. В реальной жизни положительные впечатления нужно, если так можно выразиться, искать. Например, выйти на улицу и погулять с друзьями, создать красивую поделку или покататься на велосипеде. Это занимает больше времени и — о, ужас! — требует больше усилий.
Что рекомендуют специалисты
Спокойно: врачи и психологи не демонизируют девайсы выдыхаем. Телефоны, компьютеры и планшеты — часть нашей жизни, и это уже не изменишь. В прошлом веке (Я был там, Гендальф. Я был там 3 000 лет назад!) для многих из нас телевизор и стационарный телефон тоже играли огромное значение. «Утиные истории» по воскресеньям — счастье. Крайне неприятно, когда их заменяли на «Играй, гармонь» или еще что-то подобное. Но проблема в том, что сейчас электроники слишком много, и она может негативно повлиять на нашу жизнь.
Вот как эксперты предлагают с этим бороться:
Ограничить время использования девайсов согласно возрасту ребенка: с 2 до 5 лет — не более 1 часа в день, детям школьного возраста до 12 лет — не больше 2–3 часов в день, подросткам — по договоренности. Общая рекомендация специалистов — чем меньше, тем лучше.
Научить ребенка выбирать качественный контент и контролировать информацию, которую он потребляет. Для этого можно проводить время за девайсами вместе с ребенком, ну и использовать цифровые инструменты родительского контроля.
Следить за физическим здоровьем ребенка. Важно контролировать осанку и расстояние между глазами и экраном телефона или планшета. Полезно делать перерывы для глаз каждые 20 минут. Это позволит не только снизить нагрузку на зрение, но и переключить мозг ребенка на другие вещи.
Учить ребенка безопасному поведению в сети. Важно, чтобы, подрастая, дети обучались фильтровать получаемую из интернета информацию, избегали общения с незнакомцами и не делились личными данными.
Стать примером для детей. Не получится требовать от младших членов семьи ответственного отношения к девайсам, если в это время сами не выпускаете телефон из рук.
Главное средство отучить от девайсов — предложить классную альтернативу. Тут, возможно, придется поднапрячься
Тема детей и девайсов — сложная и противоречивая. Но родителям точно понадобится много терпения. Пишите, что вы думаете по этому поводу и какие правила установлены в ваших семьях.