Design Sapiens: путь к дизайн-системе, которой удобно пользоваться
Я UX/UI-дизайнер, уже два года работаю в ISPsystem. Одной из глобальных моих задач все это время было сделать нашу дизайн-систему удобной для использования.Полноценная дизайн-система — с гайдами, состояниями и борьбой с разработчиками — испытание не только для новичка в дизайне, но и для опытного проектировщика. Сейчас мы на пути к идеальной дизайн-системе, но решили поделиться опытом ее проработки — кому-то может помочь избежать наших ошибок:)
Для чего все затевается
ISPsystem создает программное обеспечение для управления IT-инфраструктурой: физическим оборудованием, серверной виртуализацией, веб-серверами и сайтами. Сейчас существует четыре продукта со схожей дизайн-системой (VMmanager, DCImanager, ISPmanager и BILLmanager) и один — со своей собственной (billix).
Интерфейс 6-й версии DCImanager (еще до внедрения нового лейаута). Этот дизайн был придуман 3–4 года назад. В отличие от интерфейса billix (на скрине ниже), у него более строгие цвета, а контентная область расположена посерединеИнтерфейс billix — биллинговой платформы для сервисов по подписке. Здесь уже используется вся область экрана, выезжающие модалки—дроверы и левое меню навигации. Некоторые цвета пересмотрены в сторону большей контрастности. Компоненты мы тоже модифицировали, отчего billix получил более современный интерфейс в сравнении с 6 -ми версиями VMmanager и DCImanager
Для проектирования в Figma, однако, разность в визуале не имеет значения — обе библиотеки должны быть одинаково удобными для использования, иметь свои стили и компоненты.
Этап 1. Когда не было практически ничего
В далекие времена, еще до перехода со Sketch на Figma, команда каждого продукта писала свой компонент. Ситуация: дизайнеры отдавали макет, например, отрисованную страницу оплаты с кнопкой действия, и разработчики фиксировали у себя вид этой кнопки. То есть, каждый раз эта кнопка описывалась заново. Это было проблемой: уходило больше времени на разработку и в каждом новом случае компонент получался несколько по-новому. Эта несогласованность приводила к тому, что, например, VMmanager и DCImanager, вместе создающие единое пространство для работы, имели одинаковые по сути компоненты, но с разной микроанимацией и цветами состояний. Разумеется, такое отслеживали и устраняли, но проблема не решалась — не было единства в дизайне и разработке.
Этап 2. Появление первых библиотек
Со временем, когда внешний вид продуктов устоялся, вышла ISP UI — библиотека для разработчиков, компоненты в которой были готовы к вставке в код. Так команды продуктов уже получили одинаково работающие части интерфейсов, однако в Figma работа только начиналась.
ISP UI — результат работы команды дизайн-системы. Библиотека сразу стала активно использоваться разработчиками. Фишка этой библиотеки в том, что описание компонента во вкладке «Дизайн» подтягивается через скрипт из Figma. То есть, дизайнеры рисуют и описывают правила поведения компонента, а разработчики потом забирают фрейм на сайт. Очень удобно и ничего не теряется :)
Основной проблемой при проектировании дизайн-системы было неиспользование всего потенциала программы, который только растет. Да, у нас были гайды по использованию и построению компонентов, были прорисованы их состояния, даже были стили цветов для 6-х версий продуктов. Вот только компоненты не расшаривались библиотекой, а стили цветов в каждом файле были свои собственные. Из-за этого долгое время элемент мог быть фактически окрашен в один и тот же цвет, но иметь стили из разных библиотек — все почти так же, как было и в разработке.
Первый фрейм с состоянием компонентов. Интересно, что тогда описания компонентов и этот фрейм повторяли друг друга. Но при этом во фрейме компоненты не были сделаны через мастера и инстансы, а цвета состояний нигде не были зафиксированы. Это был просто набор далеко не всех компонентов
Этап 3. Ренессанс
Около года назад нашу команду дизайн-системы осенило — так жить нельзя. Мы стали просматривать множество референсов других дизайн-систем, активно изучать возможности Figma и применять их у себя. Как итог получилось:
1. Создание нового вида библиотеки иконок и разбивка их по разделам — от разбросанного к упорядоченному:
Старый и новый виды иконок. В прежней библиотеке иконки были разбросаны по фрейму хаотично, редко можно было увидеть несколько подготовленных цветов для макетов, они не были компонентами. Сейчас появились категории по продуктам, куда относится та или иная иконка, есть несколько цветов для быстрой вставки в макет через библиотеку
К использованию новой библиотеки подключились и разработчики: теперь в billix специальный скрипт забирает нужные иконки со страницы продукта — достаточно дать иконкам после основного имени постфикс _billix. А в ISPmanager 5 иконки с самого начала перерисовывались и заливались в отдельный файл, с которого тоже скрипт сразу забирает их в продукт.
2. Новая верстка всех страниц гайдов и добавление четких правил их оформления. Также появился новый обязательный атрибут — анатомия компонента.
Анатомия компонента на примере хинта
Такая штука полезна и для описания компонента, и для обучения новичка.
3. Обложка для файлов и уборка. С той поры все наши файлы должны иметь обложки с кратким описанием и актуальностью. А еще они выглядят круто и помогают быстрее ориентироваться :)
Часть файлов с обложками в Недавнем. У каждой есть статус, заголовок и собственный рисунок (но для продуктов используются только логотипы вместо рисунка, чтобы не создавать путаницу)Файлы в папках проектов
За несколько лет работы в Figma у нас накопилась куча файлов, которые устарели или давно не использовались. Удалять что-то всегда страшно, поэтому все старые файлы отправились в особую папку — Old Files. Здесь они либо остаются насовсем, либо удалятся, либо со временем используются. В любом случае, лишнее больше не мозолит глаза.
4. Самое интересное — сборка всех компонентов и их состояний на одном фрейме. Это уже был шаг вперед к систематизации, но все еще достаточно деревянно: варианты мы уже взяли на вооружение, а вот автолейауты были пока только в кнопках.
Собранные компоненты, которые неудобно переиспользовать
Этап 4. Простота торжествует
Применение автолейаутов привело еще к одной мысли — выстроить нашу дизайн-систему на логике атомарного дизайна. Так у нас появились переиспользуемые и правильно настроенные «атомы», из которых в дальнейшем собиралось все остальное. Например, в выпадающем списке путь до полноценного компонента выглядит так:1) Компонент строки текста + иконка → 2) Несколько получившихся строк → 3) По необходимости добавляются: скролл-бар, поле поиска, линия-разделитель, кнопка. Также иконки могут меняться на чекбоксы.
1) Компонент строки: автолейаут из заменяемого компонента иконки и компонента текста 2) Простой список 3) Полноценные списки
Получилась библиотека с удобными компонентами, в которых стало намного проще всё редактировать.
Этап 5. Новейшая история
Применение автолейаутов и логики атомика упростило и улучшило нашу библиотеку. Осталось решить вопрос со стилями цветов.
Изначально была сделана одна общая библиотека. В ней были собраны все цвета и их состояния. Однако, это оказалось не очень удобным. В ISPsystem есть несколько продуктов, которые отличаются от стандартной цветовой схемы шестых версий (billix и местами в предыдущей версии ISPmanager). Некоторым дизайнерам попросту были не нужны цвета других продуктов, но им все равно приходилось постоянно прокручивать немаленький список до своего сектора с цветами.
Поэтому библиотеку придется разделить на две части (пока все продукты не придут к единым цветам). Сейчас у нас появился файл со всеми стилями, которые есть в нашей дизайн-системе (цвета, шрифты, тени, сетки и пр.). В двух библиотеках цветов будут только основные цвета, без их состояний (состояния мы просто запишем в том же файле), примерно, как на скрине:
Первая версия библиотеки стилей цветов. Помимо двух обязательных с цветами продуктов, появилась еще одна — с цветами для графиков и диаграмм.
Планы на будущее
До идеальной дизайн-системы нам еще далеко, но четкие цели по ее улучшению у нас уже есть — осталось воплотить их в жизнь:
— доработать две библиотеки цветов;
— разделить в файле с гайдами компонентов страницы на категории в левом меню, например, контролы, блоки и т.д., а также нарисовать отдельную страницу с превью всех компонентов и дать ссылки на сам компонент и описание к нему (примерно, как в Ant Design):
Разделение компонентов в Ant Design — эталонной дизайн-системе
— соединить то, что получилось у нас в Figma, с ISP UI;
— внедрить интерактивные компоненты, которые недавно стали доступны всем пользователям Figma.
Что в итоге
Когда я только пришла в ISPsystem, я знала о дизайн-системах немногое: как и большая часть новичков, думала, что дизайн-система — это просто набор компонентов и их состояний, с ними просто и легко все собирать. В какой-то мере оно так и есть, но все оказалось гораздо глубже, ведь настоящая дизайн-система имеет три составляющих: компоненты с состояниями в коде, правила их поведения и построения и правила логики их работы. За два года я увидела, что разработка полноценной дизайн-системы — это процесс долгий, практически бесконечный, иногда муторный, но очень интересный. И всегда классно видеть, как то, что ты делаешь, из неоформленного множества компонентов развивается и становится удобной и жизнеспособной системой, которую приятно использовать.
А как устроена ваша дизайн-система? Расскажите, нам интересно увидеть и услышать все примеры :)
ISPsystem @ISPsystem_software