День защиты (от) детей: подборка игр от семейки айтишников

Привет, Хабр! Меня зовут Андрей. Я работаю в ИТ-компании «Криптонит» и воспитываю шестилетнюю дочь. Совмещать это весьма непросто, поэтому хочу поделиться лайфхаками о том, как провести время с ребёнком и не сойти с ума и увлечь его разными занимательными задачками.

Каждое воскресение мои мечты отоспаться разбиваются о детскую непосредственность дочери Кати:

— Пап, ты можешь со мной поиграть?! — тормошит она чуть свет и, скорее, требует, чем просит.

— Папа много чего может, но пока не хочет. — душнила во мне вяло борется за право подрыхнуть.

Этот бой проигран ещё до начала. Морфей в ужасе бежал от Кати, и я его понимаю. Дочь уже не даст покоя. Она будет «папкать» и натурально прыгать по тебе, пока не получит своё.

Чтобы в следующие выходные было чуть легче, на неделе я придумываю разные активности. Одни помогают сделать ребёнка «самозанятым» хотя бы на 10–15 минут, а другие достаточно просты, чтобы играть в них даже не до конца проснувшимся. Вот некоторые из них в помощь молодым родителям.

Прямоугольники

Для этой игры понадобится листок в клеточку, 1–2 кубика и пара карандашей (фломастеров) разных цветов. Ещё желательно приготовить ручку, чтобы нагляднее записывать цифры. Сама игра отдалённо похожа на «тетрис», только все фигуры — прямоугольники. 

Перед началом игры отмечаем на листке игровое поле произвольного размера, например 24 на 32 клетки. Затем два игрока по очереди рисуют прямоугольники. Их размер задаётся выпавшими цифрами на кубиках как длины сторон в клетках. 

Первый прямоугольник рисуется в углу. В следующий ход нужно нарисовать новый прямоугольник так, чтобы он имел общую сторону с предыдущим на протяжении хотя бы одной клетки. Если нет места, чтобы нарисовать прямоугольник заданного размера, игрок пропускает ход. Игра заканчивается, когда оба игрока не могут сделать следующий ход. Выигрывает тот, чьи прямоугольники заняли большую площадь на листке.  

Эта игра помогает развить навыки счёта (сложения, умножения), письма (рисуем ровные линии) и стратегического мышления (выбор оптимального расположения своих прямоугольников с учётом действий соперника).

Игра

Игра «прямоугольники»

Разноцветное шифрование

Дети обожают секреты! Раньше я играл с дочкой в шифровальщиков, используя самоделку из двух бумажных колец. К очередному празднику решили сделать квест с поиском предметов, но шифровать подсказки одним и тем же способом казалось скучно. Поэтому я придумал «цветовую кодировочную таблицу». 

Каждая буква в ней кодируется квадратиками одного, двух или трёх цветов. Самих квадратиков тоже может быть от одного до трёх на одну букву. Располагаются они по горизонтали, по вертикали, по диагонали, либо уголком. Для удобства поиска по таблице я сгруппировал варианты по цветам, а для самых часто встречающихся букв старался выбирать код из одного-двух квадратиков. 

Получившаяся таблица требует доработки с точки зрения упрощения и мнемотехники, но и в таком виде она довольно легко запоминается. По ходу игрового процесса дочка всё реже смотрела в неё, а после очередного повтора (ещё, хочу ещё!) примерно треть букв подставляла по памяти. 

Эту таблицу мы используем не только в самодельных квестах, но и в других играх, чтобы сделать их разнообразнее. Например, расшифровываем правила поведения — так они лучше запоминаются. Ещё бы их кто-то выполнял…, но тут криптография бессильна!

Цветовая кодировочная таблица

Цветовая кодировочная таблица

Безопасные игры со спичками (или счётными палочками)

Спички детям — вполне себе игрушка, если отломить и выбросить серные головки. Из деревянных палочек удобно складывать контуры фигур и строить объёмные (колодец, домик, куча дров). Отлично развивает мелкую моторику, аккуратность и терпение.  

По идее ребёнок может заниматься этим сам, давая родителям бесценные минуты отдыха. Однако у нас бывает сложность в том, что дочь постоянно ищет одобрения. Ей хочется показывать промежуточные результаты, чтобы поскорее получить похвалу. В такие моменты важно не ограничиваться дежурными фразами, вроде «Ага, молодец!», а проявить качественное внимание и просто поговорить с ребёнком. Ты сделала рыбку? Интересно! Уже придумала ей имя? Сколько ей лет? Куда она плывёт? У неё есть друзья? Своими вопросами вы не только демонстрируете интерес, но и стимулируете ребёнка рассказывать истории о своих поделках. Полноценный диалог придаст ему уверенности и позволит дальше творить самостоятельно.

Если прямо сейчас вы не готовы качественно уделять внимание, попробуйте отложенный вариант беседы. Например, моя дочь иногда фотографирует этапы творчества, чтобы обсудить их потом. Качество снимков здесь не так важно, как сам процесс.

 Когда у вас появится время, поиграйте с ребёнком в занимательные задачки со спичками. Ниже приведу пару примеров: один из книги «В царстве смекалки» Е.И. Игнатьева и второй — придуманный на её основе.

Пример 1.

На столе четыре спички. Добавьте к ним пять спичек так, чтобы получилось сто. Условие кажется странным, но задача простая. Дети решают её быстрее взрослых по причине незамутнённости сознания.

Добавьте пять спичек, чтобы получилось сто

Добавьте пять спичек, чтобы получилось сто

Если присмотреться к расположению спичек, может возникнуть догадка, что они неспроста лежат именно так: строго вертикально, в один ряд, а три справа — на одинаковом расстоянии друг от друга. Никакими математическими операциями из 9 спичек не сделать сто, а значит «сто» — это слово! Чтобы выложить его, нужно добавить как раз пять горизонтальных спичек!

e6a146928c62f3cc9bf689ddc6d3969b.jpg

Пример 2.

Из спичек выложена фигурка рыбки. Переложите три спички так, чтобы рыбка смотрела в противоположную сторону.

Переложите три спички, чтобы рыбка плыла в обратную сторону.

Переложите три спички, чтобы рыбка плыла в обратную сторону.

Решение привожу на картинке ниже.

Смещаем фигуру, перекладывая три спички, направленные в одну сторону

Смещаем фигуру, перекладывая три спички, направленные в одну сторону

После перекладывания спичек вся фигурка смещается вверх, но при этом условие задачи выполняется и рыбка «разворачивается».

Задачи такого типа придумываются сравнительно просто. Их общая формула: добавьте/уберите/переложите N спичек, чтобы из одной фигуры получилась другая. Для детей дошкольного возраста лучше выбирать N от 2 до 4.

Математические лабиринты

Катя буквально залипает на лабиринты. Она увлечённо помогает выбраться всяким жучкам, проплыть корабликам, добраться человечкам, но даже самые большие подборки лабиринтов заканчиваются. Рисовать их (и особенно — оформлять) довольно долго, а чтобы постоянно не покупать новые, можно сделать самому несколько лабиринтов редкого типа — числовых.

Математический (aka числовой) лабиринт

Математический (aka числовой) лабиринт

Для этого нарисуйте или распечатайте на листке поле, заполненное кружочками одинакового размера. Их оптимальное количество примерно соответствует возрасту ребёнка в годах, умноженному на 10. То есть, для 4–5 лет рисуем 40–50 кружков, а для 6–7 лет — 60–70. В простейшем виде кружочки расположены рядами и столбцами образуя прямоугольное поле, но экспериментировать с формами можно сколько угодно.

Придумайте верный путь в лабиринте: ломаную линию произвольного вида. В тех кружочках, через которые она проходит, напишите числа в порядке возрастания: от 1 до N, где N — общее число кружочков, расположенных на линии. Если ребёнок умеет считать только до десяти, последний кружок должен быть с числом не больше 10.

В остальные кружочки впишите случайные цифры. Чем больше вокруг нужных кружочков на линии будет близких по значению цифр, тем сложнее пройти лабиринт. С низкой долей вероятности случайным образом у вас может получится и второй правильный путь, поэтому не ленитесь проверять вариант решения ребёнка.

Производные шашек

На основе шашек давно придуман целый ряд простых и увлекательных игр. Давайте вспомним некоторые из них. Тем более, что в разных регионах правила слегка отличаются.

Уголки

Шашки соперников расставляются зеркально в противоположных углах поля. Начальная расстановка может быть разной. Два самых популярных варианта приведены на картинке.

Варианты начального расположения фишек в игре

Варианты начального расположения фишек в игре «уголки»

В свой ход игрок выбирает одну свою шашку и передвигает её на одну клетку в любую сторону, кроме как по диагонали. Если на соседней клетке с выбранной шашкой есть любая другая шашка, а за ней — свободная клетка, то можно перепрыгнуть как через свою, так и через чужую шашку. За один ход можно перепрыгнуть несколько шашек. Цель игры: первым поставить свои шашки на стартовую позицию соперника.

Обычно сначала выстраивают одну-две дорожки из шашек, а затем, улучив подходящий момент, быстро перемещают по ним свои фишки. Желательно не давать противнику использовать свои фишки как трамплины, вовремя закрывая пустые клетки между ними.

Волк и овцы

Начальные ходы в игре

Начальные ходы в игре «волк и овцы»

Играют вдвоём: один за волка (чёрная шашка), а другой за овец (четыре белых шашки). Используются только чёрные клетки. Волк помещается в углу доски, а овцы — в ряд на противоположной стороне. Все могут ходить только по диагонали, причём волк — в любую сторону, а овцы — только вперёд.

Играющий за волка должен добраться до противоположного края. Тогда он побеждает. Овцы ему мешают и стремятся зажать его так, чтобы он не смог сделать следующий ход. Если им это удаётся, овцы побеждают.

Казаки

В игре

В игре «казаки» тоже перепрыгивают фишки противника

Понадобится два набора шашек, так как у каждого игрока будет 16 фишек: по 8 на белых и чёрных клетках. Недостающие шашки можно заменить крышками или другими предметами (мы вообще лепили их из «воздушного пластилина», то есть, по сути — из крашеной монтажной пены).

Все ходы, кроме «съедания» фигур противника, выполняются по диагонали. Простые шашки ходят только вперёд на одну клетку, а «дамки» — во все стороны и на любое количество клеток. Если слева, справа или спереди оказывается шашка противника, можно перепрыгнуть её и «съесть». Отличие от «шашек» как раз в том, что, для «съедания» фигуры соперника нужно перепрыгивать по горизонтали, либо по вертикали. За один раз можно съесть несколько шашек.

Так-тиль

В игре

В игре «так-тиль» нужно использовать хотя бы одну фишку соперника

Игроки не «едят» фишки друг друга. Вместо этого они стремятся выстроить четыре фишки одного цвета в ряд, в столбец или по диагонали (в некоторых вариантах игры диагональные линии не считаются — это уж как вы договоритесь). Сложность в том, что у каждого игрока есть только три фишки каждого цвета. Поэтому надо просчитать ходы так, чтобы одна из фишек в строящейся линии принадлежала сопернику.

Перед началом игры каждый расставляет в ряд по три белых и три чёрных фишки через одну. Слева и справа остаётся по одной пустой клетке. Игроки бросают жребий и выбирают, кто будет ходить первым (либо просто дают самому младшему сделать первый ход). За каждый ход можно передвинуть только одну свою фишку.

Они двигаются на одну свободную клетку в любом направлении, только не по диагонали. Чтобы достичь победы, нужно создать «вилку» — ситуацию, в которой любой ход противника позволит вам выстроить одну или другую линию из четырёх фишек. Примерно как в «крестики-нолики», только чуть сложнее.

Вместо настолок

Всем хороши настольные игры, но дети не могут (да и не должны) подолгу сидеть за столом. Хочется взять какие-нибудь развивашки в дорогу, в гости, или просто утащить на диван. Среди обилия объёмных головоломок отдельное место занимают потомки кубика Рубика. Одним из них я сломал остатки межушного ганглия, после чего просто купил новый.

В

В «магическом кубе» блоки разных размеров

Ищите на Ali по запросу «зеркальный магический куб ломать мозг навсегда».

У меня есть и другое порождение сумасшедшего 3D-дизайнера, которое я пытаюсь привести в исходное состояние. Он вообще не кубик и не совсем пирамида. Вместо граней приходится совмещать искривлённые диагонали.

Что ты такое?!

Что ты такое?!

Это нечто гуглится по запросу «Магический куб мастерморфикс». Возможно, я «выполнил недопустимую операцию» и на ослабших соединениях одна из граней провернулась неестественным образом. Мастерморфикс локально свернулся и никак не желает восстанавливаться.

Время от времени дочка устаёт от моих безуспешных попыток и с возгласом «дай я!» выхватывает это трёхмерное недоразумение из обессиливших папиных рук. Повозившись пару минут, она радостно показывает: «Смотри, как я собрала!». Да, получилось интересно! Теперь это похоже на перевёрнутого жука или на какого-то трёхглазого инопланетянина. Неважно, что мы не приблизились к цели. Главное, что ребёнку нравится! Чисто по статистике мы должны его когда-то собрать хотя бы случайно!

Конечно, можно поискать проверенные способы сборки таких головоломок. Наверняка есть даже пошаговые руководства, но мы не ищем лёгких путей! Будем грызть гранит науки, пока не выпадут молочные зубы! Потом продолжим уже с постоянными.

Если вам понравилась эта статья, обратите внимание на другие из этой же серии. Ранее я рассказывал про игры на тему шифрования, писал о том, как в занимательной форме объяснить ребёнку основы криптографии и даже учил свою дочку паять. Дети гораздо способнее, чем кажется на первый взгляд. Если соблюдать технику безопасности и превращать обучение в игру, то ещё до школы можно многому научить ребёнка.

© Habrahabr.ru