Deloitte: 44% россиян блокируют интернет-рекламу

?v=1

Почти половина россиян используют блокировщики рекламы на персональных компьютерах и смартфонах. К такому выводу пришли специалисты консалтинговой компании Deloitte по результатам проведённого опроса, пишет РБК.

Представители рекламных агентств называют эту цифру завышенной. По их мнению, реальный процент использования блокировщиков в районе 20%. Но показатель сильно отличается для разных сайтов. В частности, блокировщики установлены у подавляющего большинства технически грамотных пользователей, особенно у мужчин (информация от Deloitte). На Хабре показатель может зашкалить за 80% (см. опрос внизу статьи).

Причины понятны: реклама и следящие трекеры существенно замедляют загрузку страниц и расходуют заряд батареи на мобильных устройствах. Как показало исследование Ghostery, на трекеры приходится 55,4% общего времени загрузки, а на медленных соединениях эффект проявляется ещё сильнее. Именно поэтому в прошлом году Mozilla приняла решение блокировать по умолчанию сторонние трекеры в браузере Firefox.
Опрос Deloitte показал, что 26% россиян блокируют рекламу на всех своих устройствах, ещё 16% — только на компьютерах и ноутбуках и 2% — только на смартфонах. Всего было опрошено 1600 респондентов.

Таким образом, блокировщики работают на 42% персональных компьютеров и ноутбуков. Это значительный рост по сравнению с прошлым годом (36%), и в дальнейшем ожидается увеличение этого показателя. Планируют начать блокировку 14%, не знают о возможности блокировки рекламы 19%, знают, но не планируют отказываться от рекламы 25%.

На мобильных устройствах блокировка рекламы чуть менее популярна: 15% пользователей применяют её только в браузере, ещё 13% скачивают для этого специальные программы, которые скрывают рекламу ещё и в приложениях.

Наиболее активно блокировку используют люди в возрасте 16–24 лет — не менее 52% всех пользователей десктопов этого возраста и не менее 36% пользователей мобильных устройств. Мужчины блокируют рекламу в интернете в полтора раза чаще, чем женщины.

Интересно, что российская аудитория менее терпима к рекламе. По статистике SimilarWeb, в августе 2019 года сайт блокировщика рекламы Adguard посетили почти 9 млн пользователей со всего мира, наибольшее количество заходов — 18,6% — было из России.

Однако представители рекламного рынка уверяют, что для России блокировка рекламы пока не является серьёзной проблемой: «По оценкам экспертов и замерам, с которыми я сталкивался, в России блокируется от 2 до 7% рекламного трафика, — говорит директор по маркетинговым технологиям OMD OM Group Сергей Ефимов. — Конечно, цифры колеблются. Если говорить о сайтах с преимущественно мужской и ИТ-ориентированной аудиторией — доля заблокированного трафика поднимается до 25–30%».

Тем не менее, популярность блокировщиков быстро растёт. Все ведущие браузеры уже интегрировали эту функцию в том или ином виде, или собираются это сделать.

Самая эффективная блокировка рекламы и следящих трекеров реализована в Firefox. Защита Firefox действует более агрессивно, чем блокировка сторонних трекеров в Safari, не говоря уже об избирательной блокировке «неподобающей рекламы» в Chrome. После Mozilla даже компания Microsoft начала внедрять Adblock Plus в мобильную версию Edge.

Тенденция налицо: в течение многих лет браузеры просто отображали контент страницы практически без изменений и запускали весь код. Но теперь стало понятно, что такой подход вреден, он ведёт к ухудшению качества веба: мы получили видеоролики с автовоспроизведением, баннеры с отслеживанием пользователей и веб-страницы размером в десятки мегабайт. Поэтому браузеры берут на себя более активную роль по фильтрации вредоносного контента.

Даже если пользователь самостоятельно не устанавливает блокировщик, частично рекламу и трекеры отфильтрует сам браузер.

В далёком 2004 году Mozilla первой начала по умолчанию блокировать всплывающие окна. Это был правильный шаг — в то время всплывающие окна считались самым назойливым рекламным форматом. Многие современные пользователи даже не представляют, как часто встречались всплывающие окна с рекламой в начале 2000-х, а сейчас этот формат почти полностью исчез — в том числе благодаря Mozilla. Возможно, благодаря блокировке сторонних трекеров по умолчанию этот формат тоже потеряют свою эффективность.

Представители рекламной индустрии надеются, что блокировщики будут работать избирательно, фильтруя только раздражающую рекламу, и оставляя всю остальную. Поэтому индустрия приветствует интеграцию блокировщиков в браузеры, чтобы пользователи не устанавливали сторонние расширения с более жёсткими правилами фильтрации.

Очевидно, что Google или «Яндекс» не станут внедрять в свои браузеры тотальную блокировку рекламы, включая свои рекламные сети.

Другое дело — браузеры Firefox и Opera, но их аудитория невелика.

В то же время издатели внедряют более продвинутые технологии для обхода блокировщиков: «Есть технологии, пробивающие блокировку, например технология adram.media, есть сайты, которые не показывают контент, пока не выключишь adblock», — рассказал Ефимов.

Но процесс трудно остановить. Всё больше людей осознают пользу от блокировщиков рекламы. Через рекламные баннеры и сторонние скрипты происходят инъекции вредоносного кода. О проблемах конфиденциальности из-за следящих куков и скриптов можно даже не упоминать.

В прошлом году Mozilla опубликовала результаты исследования «The Effect of Ad Blocking on User Engagement with the Web».

Некоторые из выводов предыдущих исследований на эту тему:

  • Блокировщики рекламы значительно уменьшают объём передаваемых данных, что увеличивает скорость загрузки страниц и экономит трафик на мобильных устройствах с тарифицируемым трафиком. На крупнейших сайтах объём передаваемых данных сокращается примерно вдвое.
  • Блокировка рекламы уменьшает угрозу утечки конфиденциальных данных через поведенческий трекинг и вредоносные баннеры.
  • Польза блокировщиков понятна большинству пользователей.


Mozilla провела анализ телеметрических данных Firefox, сравнив показатели пользователей с установленными блокировщиками — и контрольной группы без них. Выяснилось, что первая группа в среднем на 28% больше времени проводит в интернете и загружает на 15% больше страниц.

Очевидно, что повышение активности коррелирует с использованием блокировщика.

«Противники утверждают, что блокировка рекламы наносит существенный урон современным сайтам и приложениям, ухудшая пользовательский опыт и взаимодействие в вебе. Этот результат, по их мнению, может угрожать будущему росту Сети. С другой стороны, сторонники блокировки утверждают, что реклама мешает просмотру сайтов, а пользователи хотят полностью удалить баннеры, — сказано в выводах Mozilla по результатам исследования. — Мы обнаружили, что установка расширений для блокировки рекламы существенно увеличивает как активное время, проведённое в браузере, так и количество просмотренных страниц. Это эмпирическое доказательство поддерживает позицию сторонников блокировки рекламы и опровергает утверждение о том, что блокировка рекламы ухудшает взаимодействие пользователей с Сетью».

Это важные результаты. Они показывают, что блокировка рекламы вовсе не «ломает веб», как утверждают издатели. На самом деле всё наоборот — блокировщики помогают использовать интернет более эффективно. Бюро интернет-рекламы недавно назвало блокировщики «главной эксзистенциальной угрозой». Но исследование Mozilla демонстрирует, что это скорее назойливая реклама мешает нормальной работе и представляет угрозу для развития Сети, а не блокировщики.

© Habrahabr.ru