Дефицит полупроводников затихает, но появилась новая проблема: нехватка оптоволокна и рост цен на него

kdhnktk8wbfmkigmftj92ym1pjq.png


Не так давно мы писали о том, что понемногу снижается актуальность проблемы дефицита полупроводниковых компонентов и систем. Спрос на электронику падает, поэтому вендоры устройств отказываются от новых закупок у поставщиков электронных элементов. Цены в этой отрасли, хотя и понемногу, но начали снижаться.

Но, к сожалению, есть и другие проблемы, причем возникают они достаточно неожиданно. Одна из таких проблем — внезапный дефицит оптоволокна и сопутствующий рост цен на него. С 2021 года стоимость оптоволокна выросла на 70%, насколько можно судить, это только начало. О том, что привело к появлению нового кризиса и к чему он может привести — под катом.

Дорожать нельзя дешеветь


В то время, как внимание специалистов и обычных пользователей было приковано к «идеальному шторму» в мире полупроводников, исподволь начала проявляться новая проблема. Уже в сфере производства оптоволоконных кабелей, без которых невозможно себе представить современную сетевую инфраструктуру — ни локальную, ни глобальную.

Сейчас кризисом оптоволокна, если так можно выразиться, захвачены Европа, Индия и Китай. Цены, как и говорилось выше, увеличились сразу на 70%. Если в начале прошлого года километр оптоволокна стоил примерно $3,7, то сейчас — уже $6,3. Понятно, что это усредненное значение, где-то цены выросли сильнее, где-то — меньше. Но в целом, ситуация оставляет желать лучшего.

Начало дефицита оптоволокна было положено наступлением пандемии, что привело к необходимости удаленной работы, и, соответственно, росту трафика, увеличения актуальности онлайн-сервисов и связанных со всем этим вопросам. Крупные и не очень компании стали расширять существующие дата-центры и строить новые, что, конечно, невозможно без использования оптоволокна. Кроме того, крупнейшие интернет-компании мира начали прокладывать новые ветки интернет-магистралей, о чем мы уже писали, причем не раз.

В ноябре 2021 года протяженность магистралей превысила 1 млн км. В 2022 году появились новые проекты, которые либо уже завершены, либо только начинают реализовываться. Чуть ниже расскажем об одном из них, но сейчас — о самой проблеме.

Закупки оптоволокна самых разных видов выросли в среднем на 8,1% с начала 2022 года. Активнее всего использует оптоволокно Китай — стране принадлежит около 46% глобальных закупок. В Северной Америке это значение несколько ниже, около 15%, что все равно является значительным ростом.

ovzxh3h3jvsziezfuqyde2btdp0.png


Один из главных факторов, которые привели к росту цен — увеличение стоимости исходного сырья и компонентов, которые применяются при производстве оптоволокна. Кроме того, стало нехватать гелия, важнейшего компонента в производстве оптоволокна. Эта проблема частично вызвана простоями заводов в России и США, что привело к росту цен на He в среднем на 135% за последние два года. По словам специалистов, увеличились цены и на тетрахлорид кремния, еще один ключевой компонент в производстве волокна, выросли на 50 процентов.

Эксперты утверждают, что за всю историю современных сетей, с использованием оптоволокна, подобных проблем и настолько активного роста цен на исходные ресурсы и финальный продукт не было. Интересный момент — цены выросли на несколько десятков процентов почти везде, кроме США, где рост составил всего 2%.

1hdqmj1bvguax5hnugdz0ci_jbw.jpeg

Общий бюджет крупных проектов вырастет на миллиарды долларов


10_1jidg3uqmnp0f4ydjsz1s3d4.jpeg


Всего несколько месяцев назад специалисты TeleGeography опубликовали данные о текущем состоянии глобальной сетевой инфраструктуры. Так, сейчас в мире около 490 подводных кабельных систем и около 1306 станций для подключения к этим кабелям наземной инфраструктуры. Стоимость проектов прокладки магистралей общемирового значения составила за последние около $12 млрд. По прогнозу этой же компании, который был составлен с учетом прежних данных, в 2022–2024 гг. затраты на прокладку новых магистралей могут превысить $10 млрд. Соответственно, при росте цен это значение вполне может удвоиться.

При этом крупнейшие интернет-корпорации не могут остановить текущие проекты, поскольку потребность в интернет-сервисах и высокой пропускной способности магистралей продолжает расти.

Соответственно, увеличивается разрыв между потребностями компаний и возможностями поставщиков оптоволокна. Если дефицит ресурсов и рост цен не прекратится, то мы сможем увидеть новый «идеальный шторм», но уже в мире интернет-магистралей глобального значения.

Новые проекты продолжают реализовывать


hlyyd8mkraanbdvanfuhhw6gffm.png


Буквально несколько дней назад корпорация NEC рассказала о новом контракте с компанией Seren Juno Network Co., Ltd. (учредители — NTT Ltd, PC Landing Corp. Mitsui & Co., Ltd. и JA Mitsui Leasing, Ltd.). Он заключается в строительстве транстихоокеанского подводного оптоволоконного кабеля «JUNO Cable System». Согласно плану, он должен соединить Калифорнию (США) с японскими префектурами Тиба и Миэ. Протяженность этого кабеля огромна и составит около 10 тыс км. В итоге партнеры проекта планируют улучшить пропускную способность интернет-каналов между США и Японией.

Магистраль будет реализовываться с использованием новых технологий, что позволит достичь сразу 20 пар оптических волокон в подводном кабеле. Итоговая пропускная способность составит около 3350 Тбит/с, что является рекордом для линий связи между обеими странами.

Ну и памятуя об аварии интернет-канала маленького островного королевства Тонга, которое осталось без интернета из-за извержения подводного вулкана, новую магистраль сделают устойчивой к возможным катаклизмам. Конечно, Япония сама по себе расположена в сейсмически нестабильной зоне, поэтому здесь все строится с учетом местных условий, включая интернет-инфраструктуру.

К слову, Япония принимает участие еще в одном крупном проекте. Компании Far North Digital и Cinia в начале года договорились о реализации совместного проекта по прокладке подводного кабеля длиной 16 500 км через Северо-Западный проход. Это весьма дорогой проект, стоимость которого составляет $1,15 млрд. По словам авторов проекта, он является первым в своем роде — ведь это дальнемагистральный подводный маршрут по дну Северного Ледовитого океана. Протяженность — от Азии до Северной Америки, Северной же Европы и Скандинавии.

Большая часть магистрали пролегает под водой. В частности, это маршрут от Норвегии до Японии с выходами в таких регионах, как Исландия, Ирландия, Норвегия. Магистраль также будет подключена к четырем районам в арктической Канаде и Аляске, плюс двум регионам в Японии.

В общем, если ситуация будет оставаться примерно такой же, как сейчас, то цены на оптоволокно будут расти, соответственно, значительно увеличится и стоимость проектов по прокладке подводных интернет-магистралей. Если все совсем будет плохо с ценами и доступностью оптоволокна, то может приостановиться реализация ряда проектов по расширению глобальной интернет-инфраструктуры. А вот подобный сценарий уж совсем нежелателен. Что же, подождем, время покажет, стоит ли строить мрачные прогнозы или все постепенно наладится (относительно), как в случае с дефицитом полупроводников.

© Habrahabr.ru