DeepMind объявила о матче AlphaGo с чемпионом мира по го Кэ Цзэ
Компания DeepMind, сейчас входящее в состав холдинга Alphabet, несколько лет работает над программной платформой AlphaGo. В прошлом году она выиграла в го у одного из чемпионов мира Ли Седоля. Таким образом, разработчики этой нейросети смогли доказать, что компьютер вполне в состоянии соревноваться с человеком в сферах, которые считались ранее прерогативой людей.
Та же игра го входила в рейтинг сложнейших для «понимания» компьютером игр. Эксперты считали, что в ближайшее время ИИ (слабая его форма) не сможет победить не то, что чемпионов мира, но и обычных игроков высокого уровня. Тем не менее, случилось то, что случилось, Alpha Go побил Ли Седоля в четырех партиях из пяти. А сейчас настал черед сразиться с еще одним чемпионом, Кэ Цзэ, игроком в го 9 дана. Цзэ занимает первую строчку рейтинга Китая по набранным баллам.
Еще один профессиональный игрок одобрил вклад искусственного интеллекта в го, заявив, что Alpha Go дает очень многое развитию стратегии и тактики. «Игра Alpha Go позволила нам всем почувствовать себя свободными, понять, что любой ход возможен. Теперь все пробуют играть по-новому, в стиле, который еще не был опробован ранее», — сказал Жуйян, игрок 9 дана в го.
Создатели программной платформы уже давно заявляли о желании свести AlphGo и Кэ Цзэ, теперь этим планам суждено сбыться. Встретятся два чемпиона, машина и человек на празднике го, который будет проходить в течение пяти дней c 23 по 27 мая включительно на родине этой игры, в Китае, в городе Вужень, провинция Чжэцзян.
Сроки проведения — 23–27 мая. Мероприятие будет проводиться совместно China Go Association и правительством Китая. Чемпионат, который будет проходить во время фестиваля, посетят известнейшие игроки в го, а также эксперты по искусственному интеллекту.
Что касается ИИ, то AlphaGo будет играть не только против одного человека. Организаторы предложили несколько этапов соревнований, включая следующие:
- «Два Go» — игра, где один из чемпионов го из Китая будет играть против другого… Все традиционно, кроме того, что у обоих будет собственный напарник AlphaGo. Ожидается, что в таком формате компьютер и человек смогут учиться друг у друга;
- «Команда Go» — соревнование в котором пять профи будет играть против AlphaGo. Профессионалы попытаются выиграть у системы, изучив особенности ее игры;
- «Кэ Цзе против AlphaGo» — пожалуй, центральный элемент всего праздника го. В нем сразятся два чемпиона — компьютер и человек.
Кстати, Кэ Цзэ известен своей сбалансированной игрой. Он не слишком увлекается атакой противника, помня о «тылах» и разрабатывая разумную систему атаки и защиты. Когда Ли Седоль играл с AlphaGo, Цзэ объяснял преимущества тех либо иных недостатков главе Google Сундару Пичаю.
Как сообщает TheVerge, Цзэ проиграл Alpha Go несколько неофициальных игр. Возможно, в официальной игре он чемпион из Китая соберется и покажет лучшее, на что он способен. В любом случае, игра с AlphaGo — это не способ показать превосходство ИИ над человеком, а возможность доказать, что машина не хуже, чем человек может справляться с решением ряда задач. «Вместо игры «на уничтожение», как боятся многие, ИИ помогает своим противникам становиться более сильными, проявляя оригинальные способы мышления», — говорит один из основателей DeepMind Демис Хассабис.
AlphaGo состоит из комбинации метода Монте-Карло и нейросетей политики (policy networks) и ценности (value networks). К нынешнему уровня своего профессионализма система вышла через долгое время после своего «рождения». Ей пришлось играть в го сотни тысяч раз, разбирая партии с сервера KGS, где играют мастера разного уровня — от шестого до девятого данов. Постепенно система самообучалась, причем игра велась не только с людьми, но и с собой. Постепенно AlphaGo стала обыгрывать профессионалов, а после этого выиграла у чемпиона Европы по го, а затем — у Ли Седоля.
Сама игра го считается более сложной для компьютеров потому, что возможных позиций камней на стандартной доске в гугол (10100) больше, чем в тех же шахматах. Это больше, чем число атомов во Вселенной. В самом начале игры противники располагают на доске камни различных цветов и начинают атаковать друг друга в надежде занять камнями собственного цвета площадь большую, чем соперник.
Кстати, DeepMind работает не только над обучением своего ИИ для игры в настольные игры, но над тренировкой программной платформы в виртуальной среде, в частности, при игре в StarCraft. Эту игру DeepMind выбрала потому, что в течение 20 лет она является эталоном среди киберспортсменов.