Давить или не давить? Формируем этику беспилотного автомобиля при помощи опросов

91238427cb4a9f196a22c708a2a15c18.jpg
Фото: КАМАЗ

Компания Cognitive Technologies, которая в настоящее время занимается разработкой компьютерной системы управления беспилотного КАМАЗа, обнародовала результаты социологического исследования, проведенного среди граждан РФ. Как уже сообщалось, цель исследования — формирование этических норм, определяющих поведение авторобота в сложных и очень сложных ситуациях на дороге. Речь идет о ДТП, когда аварии избежать просто невозможно, а ущерб здоровью или даже жизни участников ДТП — неизбежен.

В исследовании, проводимом компанией, приняли участие около 80 тысяч человек из 47 регионов России. Все ситуации охватить, конечно же, нельзя, но представители компании постарались указать наиболее сложные для выбора правильной линии поведения инциденты. Главное условие во всех случаях — полная автономность автомобиля, человек в процессе управления не участвует. Давайте посмотрим, какие варианты выбирали участники опроса.
Сначала — люди

ca00c9afdb614718816170572c081faf.png

Как видим, едет автомобиль, впереди — люди, слева — еще автомобиль, справа — кювет. Что делать?

Результаты вроде ясные. Но, как оказалось, большинство участников опроса просто не до конца отдавали себе отчет, что сами могут находиться в «проблемном» автомобиле. В итоге мало кто сознавал, что спасти людей — означает запрограммировать свой робомобиль на, фактически, самоуничтожение. И автомобиль, и человек в нем пострадают с вероятностью в 100%.

После того, как участников опроса поставили перед этим фактом, пошли и другие предложения. Одно из них — формировать рейтинг участников ДТП. По мнению участников опроса, было бы неплохо анализировать людей, выбежавших на дорогу, обращаясь к сетевым ресурсам (распознавание лиц). В итоге предложено следующее: «если перед автороботом в кабине которого находится человек с запятнанной репутацией, на дорогу выбегает передовик производства, то искусственный интеллект должен будет гарантированно направить машину в кювет».

Анализировать это решение (этическую и техническую сторону дела) инициаторы исследования не стали, информация предоставлена «как есть».

А теперь — животные

31bba76494a449678dca190ec68d6619.png

Интересной является реакция и ответы различных социально-возрастных групп на пункты опроса по ситуации, изображенной на рис. 2. К примеру, собаку, выбежавшую перед робомобилем «жалеет» на 13% больше женщин, чем мужчин.

Рисковать предпочитают женщины в возрасте от 31 до 50 лет с высшим образованием. К примеру, именно эта категория участников считает лучшим решением съезд в кювет, а не разрешенный ПДД объезд собаки на дороге.

Люди пенсионного возраста ни разу не предложили пересечь двойную сплошную в ситуации на рис. 2.

Плюс ко всему, 55% участников предпочитают задавить собаку, а 40% — затормозить, спасая ей жизнь, с возможными последствиями в виде повреждений автомобиля.

Результаты исследования будут использоваться для «подготовки законодательных инициатив, регламентирующих поведение беспилотного автомобиля, как во время испытаний, так и, впоследствии, на дорогах общего пользования», сообщила президент Cognitive Technologies Ольга Ускова.

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

© Geektimes