Данные о передвижениях ГЛОНАСС планируют монетизировать и продавать ИТ-компаниям
Телематические данные, полученные с помощью системы ГЛОНАСС, планируют монетизировать и начать продавать субоператорам, пишет «Коммерсантъ». Это следует из презентации проекта создания «мастер-оператора» ГЛОНАСС и профильного инвестиционного фонда.
Проект создан неназванным участником рынка систем обработки телематических данных, уточняет газета. В АО ГЛОНАСС подтвердили, что получили подготовленный проект и презентацию.
В презентации предлагается создать дочернюю компанию АО ГЛОНАСС — мастера-оператора, который будет обрабатывать полученные от автотранспорта данные о передвижениях. К её созданию планируется привлечь сторонних инвесторов. Обработанные сведения мастер-оператор будет продавать специально организованным на деньги инвестиционного фонда субоператорам, а те, в свою очередь, уже будут реализовывать их конечным клиентам.
Пилотный запуск проекта запланирован на 2021 год. В первый год субоператоры смогут заработать на нём около 300 миллионов рублей, а к 2030 их выручка будет составлять 23,3 миллиарда, выручка мастера-оператора — 6,4 миллиарда, а АО ГЛОНАСС — 2,2 миллиарда рублей.
В АО ГЛОНАСС пояснили «Коммерсанту», что речь о продаже данных, полученных из системы экстренного реагирования при ДТП, не идёт. По словам представителей организации, теоретически общество готово обсуждать монетизацию данных от аппаратуры спутниковой навигации (АСН), которую ставят в основном на коммерческие виды транспорта — автобусы и автомобили, перевозящие опасные грузы.
Заинтересуются покупкой телематических данных от ГЛОНАСС далеко не все ИТ-компании, говорит директор центра разработки Artezio (входит в группу «Ланит») Дмитрий Паршин. По его словам, в первую очередь их захотят приобрести разве что проекты по внедрению беспилотного транспорта, однако удивляет именно инициатива государственной компании продавать эти данные, а не предоставлять их для улучшения систем и разработки решений — ведь благодаря ним подобные проекты смогут увеличить безопасность движения и улучшить качество организации транспортных сетей.
Также потенциальными покупателями телематических данных ГЛОНАСС могут стать страховые компании — это может помочь им улучшить процессы урегулирования убытков по тяжёлым авариям, говорит директор по развитию бизнеса в страховании ИТ-компании КРОК Денис Гаврилов. Правомерность же использования подобных данных не вызовет вопросов, полагает Гаврилов — однако для страховых организаций больший интерес представляли бы персональные данные конкретных водителей, а это потребовало бы получения согласия на их обработку и передачу.
100% акций АО ГЛОНАСС принадлежат Роимуществу, уточняет «Коммерсантъ». На данный момент организация работает как оператор системы экстренного реагирования при ДТП. С 2017 года система экстренного реагирования «ЭРА-ГЛОНАСС» собирает информацию с устройств вызова экстренных служб, которые устанавливаются на все продаваемые в России автомобили.