Далеко ли до кибер-Таллинна? Как Эстония стала цифровой страной
Из всех стран бывшего «восточного блока» Эстония наиболее последовательно и успешно делает ставку на развитие цифровых технологий. Её государственная система и экономика получили глубочайшую степень цифровизации до того, как это стало мейнстримом. Её инженеры проектируют и создают робототехнику — в том числе военную — на мировом уровне. В Таллинне снующие туда-сюда роботы-доставщики стали органичной частью городского пейзажа, и даже умудряются устраивать «пробки».
Эстония — самая северная маленькая и малонаселённая страна из республик Балтии. Её природа холодна и скудна, её земли покрыты лесами и болотами, а недра скрывают только сланцы, торф и фосфориты. У неё нет многолетних аграрных традиций Литвы и индустриального опыта Латвии. И всё же именно она стала самой экономически успешной страной на пространстве бывшего СССР, а в Восточной Европе из года в год уступает по душевому ВВП только наиболее успешным в регионе Словении и Чехии.
Всё началось более четверти века назад с первичной концепции, которую в 1994 году начали создавать рабочая группа из членов правительства и IT-специалистов. Результатом стал документ под названием «Эстонский путь к информационному обществу», а затем — проект Tiigrihüpe, «прыжок тигра».
Испытывая дефицит почти всего, страна решила сделать ставку на ускоренную цифровизацию. Иронично, но одним из первых соображений по цифровизации было желание… попросту сэкономить на бумаге в государственном аппарате республики, которая в 90-е переживала непростые времена. Не последнюю очередь сыграло и то, что правительство Эстонии во второй половине 90-х было одним из самых молодых в мире: средний возраст в нём составлял всего лишь 35 лет.
Проект позволил уже к 1998 году провести компьютеризацию всех школ республики и обеспечить их доступом в Интернет. В том же году была запущена общая компьютерная сеть всех государственных институтов PeaTee, также известная как EEBone. Каждый десятый взрослый житель страны получил бесплатное обучение по пользованию компьютерами.
В 2000 году в Эстонии доступ во всемирную сеть объявили правом человека и приступили к его ускоренному распространению в сельской местности. К этому времени Интернетом пользовались уже 29% жителей страны. Для сравнения, в России уровень 25% был достигнут в 2007 году. Даже пенсионеров специально учили пользоваться компьютерами, и давали субсидии для их приобретения: в этой программе приняли участие более 40 тысяч человек.
Упор на цифровизацию экономики и IT-сферу был подстёгнут кризисом 2008 года, тяжело ударившим по всем трём балтийским республикам. Цифровизация позволила сделать систему налогообложения эффективной и прозрачной, а по уровню отсутствия коррупции страна вышла на передовые позиции в общемировых рейтингах.
Уже с 2010-х годов и по настоящее время Эстония — самая «цифровая» страна всего Европейского Союза. До 10% всего трудоспособного населения работает в IT-сфере, а знания и навыки в области компьютерных компетенций, в том числе программировании и робототехники, интегрированы в школьную программу с 1–2 классов. Почти вся территория страны имеет покрытие беспроводного интернета.
Уже в 2001 году в стране появилась возможность подавать налоговые декларации через сеть, сейчас так подаются более 98% деклараций. С 2002 года широко вводится система электронных ID-карт и электронных подписей, ставших неотъемлемым элементом гражданства и повседневной жизни. С кампании 2005 года в органы местного самоуправления стало можно голосовать через сеть, в 2007 году более 3% граждан проголосовали по сети на парламентских выборах. К настоящему времени этой возможностью на выборах разных уровней пользуются уже треть граждан республики.
К 2020 году 99% государственных услуг в стране были круглосуточно доступны через интернет. Глубоко цифровизованы системы образования и здравоохранения. При этом каждый житель страны имеет возможность контроля над своими данными и доступ к информации о том, как и когда их использует то или иное учреждение. Осуществлять проверку цифровых данных граждан без их разрешения и уведомления — уголовное преступление. Ещё с 2001 года используется система защищённого обмена данных X-Road (результат развития EEBone усилиями специалистов Таллиннского технического университета), которая подписывает цифровой подписью и шифрует все исходящие данные, а также аутентифицирует и протоколирует все входящие. В 2012-м, впервые в мире на государственном уровне, к ней для большей надёжности и безопасности добавилась блокчейн-технология K.S. I.
В результате, по данным опроса 2014 года, правительству Эстонии доверяли 51% жителей. В то же самое время этот показатель по странам ЕС не превышал в среднем 29%. Опыт Эстонии в построении «цифрового государства» изучают даже в наиболее экономически развитых странах.
После масштабной хакерской атаки 2007 года, а также прочих киберинцидентов, неизбежных при такой степени цифровизации, в Эстонии большое внимание уделяют цифровой безопасности. Именно в Таллинне находится NATO Cooperative Cyber Defense Centre of Excellence, один из важнейших центров кибербезопасности НАТО. Вся информация государственных баз данных Эстонии бэкапится на резервных серверах в Люксембурге. А первым навыкам безопасности в сети начинают учить уже на уровне детских садов.
Таллин и Тарту ещё в нулевые стали превращаться в подобие калифорнийской «Кремниевой долины». В стране есть много грамотных специалистов в самых разных IT-сферах. Skype появился именно в Эстонии уже в 2003 году. Его создали эстонские разработчики Ахти Хейнла, Прийт Казесалу и Яан Таллинн, а главные офисы по сей день, даже после продажи сервиса Microsoft, находятся в Таллинне и Тарту.
К настоящему времени в Эстонии, помимо тысяч цифровых стартапов — страна является европейским лидером по их числу на душу населения — есть семь «единорогов» в цифровой сфере: компаний, рыночная стоимость которых превышает миллиард долларов США. Помимо вошедшего в состав Microsoft Skype, это сервис международных цифровых переводов TransferWise, сервис по вызову такси и аренде электроскутеров Bolt (Taxify), разработчики софта для интернет-магазинов Pipedrive и для онлайн-казино Playtech, система обучения иностранным языкам с поддержкой ИИ Lingvist.
Страна предоставляет комфортные условия для инвестиций, открытия и ведения бизнеса в компьютерных отраслях. Для стартапов развёрнута среда инкубаторов и акселераторов, государственных и частных, активно действуют венчурные фонды и «бизнес-ангелы».
Введённая в 2014 году система «электронных резидентов», e-Residency, позволила привлечь более 60 000 жителей зарубежных стран к ведению бизнеса на территории республики, прежде всего в цифровой сфере. В конце 2010-х к ней добавилась система виз для международных «цифровых кочевников» с возможностью физического проживания на территории страны. Также действует система виз Startup Estonia для создателей и сотрудников стартапов, которая сумела всего за три года привлечь в страну более 700 IT-компаний: больше, чем в любой другой стране ЕС.
Заметные шаги Эстония делает и в робототехнике. Не случайно: первые уроки робототехники включены в школьную программу уже со второго класса.
Улицы эстонской столицы и эстонские соцсети всё больше заполняются робокурьерами-роверами производства компании Starship Technologies. Её основали люди из команды создателей Skype Янус Фриис и Ахти Хейнла. Штаб-квартира находится в Таллинне, представительства — в Великобритании, Германии, США, Швейцарии. Первые модели их робокурьеров были собраны ещё в 2015 году, задолго до пандемии.
Уже к апрелю 2020 года роверы Starship выполнили свыше 100 тысяч автономных доставок и преодолели более 800 тысяч км. Помимо Эстонии они всё более массово используются в США, Великобритании и Германии. В Америке ими в числе прочего очень заинтересовались университеты и колледжи для доставок в пределах студенческих кампусов: где в большинстве мест запрещено движение автотранспорта, а студенты появляются в самых неожиданных местах.
Правда, в Сан-Франциско, ещё в 2017–18 годах возникло массовое недовольство дронами вплоть до физических нападений — и их работу жёстко ограничили на муниципальном уровне. Из-за этого Янус Фриис и Ахти Хейнла заявили, что уходят из слишком агрессивного к роботам города в более приличные места. Причиной стал социальный раскол, почти как в классике киберпанка и недавно вышедшем Arcane: бедняки и бездомные, наводнившие Калифорнию в последние годы, очень не любят процветающих техногиков Кремниевой долины и их высокие технологии. А их доступным для физического взаимодействия выражением и оказались бедолаги-роботы, которых стали массово выпускать на улицы Фриско в порядке испытаний и новых форм сервиса.
Типичный робокурьер Starship перевозит до 18 кг грузов: около двух пакетов с продуктами. Он движется по тротуарам и пешеходным дорожкам со средней скоростью в 6 км/ч с возможностью ускориться до 16 км/ч при дальности более 3 км. Ровер обладает девятью камерами кругового обзора, самостоятельно уклоняется от столкновений с прохожими и другими препятствиями, и умеет пересекать проезжую часть по пешеходным переходам со светофорами. В случае необходимости управление может взять на себя диспетчер. Контейнер с грузом открывается по пин-коду, приходящему заказчику через приложение. В случае попыток взлома робокурьер сам вызывает полицию и записывает всё происходящее.
Уже в этом декабре по соцсетям распространились забавные новости про эстонских роверов. Семь робокурьеров застряли в глубоком свежевыпавшем таллиннском снегу. Их отчаянные попытки выбраться и продолжить путь попали на видео, умилившее пользователей сети. Спустя неделю произошёл похожий случай: ещё один ровер застрял в снегу, но уже оказался в состоянии попросить о помощи прохожих через голосовой интерфейс. Теперь в компании думают, как решить эту проблему — возможно, для работающих в северных условиях роботов сделают другие колёса, или вовсе «переобуют» в гусеницы.
В апреле этого года ещё одна эстонская робокомпания Cleveron представила свой вариант тяжёлого транспортного ровера, предназначенного уже для поездок по автодорогам. Она уже получила разрешение на использование на дорогах общего пользования беспилотного транспортного средства без человека внутри. Их ровер должен возить до 200 кг со скоростью до 50 км/ч в автономном или полуавтономном режиме. На улицы они должны выйти к 2023 году.
Впрочем, не все эстонские робототехнологии мирные и «няшные». Одним из мировых лидеров в разработке военных роботов стала ещё одна эстонская компания, Milrem Robotics. Её универсальную беспилотную платформу THeMIS (Tracked Hybrid Modular Infantry System, «Гибридная модульная гусеничная система для пехоты») представили ещё в 2015 году. Она получила четыре разных варианта, от сугубо транспортных под 750 кг грузов и сапёрных до полноценных боевых с модулями огневой поддержки. В 2019 году её обкатали на практике в рядах эстонского военного контингента в Мали, где французы и их союзники противодействуют разным запрещённым организациям радикального толка в рамках операции «Бархан». Попутно эстонские военные в пустыне ещё и сауну построили.
THeMIS — лишь пионер. Milrem Robotics в 2020 представила Type-X: гораздо более тяжёлую боевую платформу массой 12 тонн и размером с БМП или лёгкий танк, на которую могут ставиться модули с 50-мм автоматической пушкой, ракетным вооружением и прочими системами. Type-X посредством электрического и дизельного двигателей может двигаться со скоростью до 80 км/ч на расстояние до 600 км, и управляется оператором при участии искусственного интеллекта. Вполне возможно, в скором времени появится и возможность полностью автономной боевой работы.
Тридцать лет назад вряд ли кто-то мог предсказать превращение некогда бедной и депрессивной Эстонии в страну, киберпанка, IT и роботов —, но именно так и произошло. Их опыт не зря изучают и используют во многих странах мира. И пусть пока что эстонцы всё ещё не достигли уровня экономического процветания и социального благополучия своих северных кузенов-финнов, но то, что им удалось, убедительно показывает: при грамотном подходе даже при почти полном отсутствии всего можно построить интересную и перспективную экономику, а также эффективную государственную систему на основе цифровых технологий.