Дайджест научпоп-новостей за неделю, о которых мы ничего не писали

На Марсе нашли след, похожий на результат падения космического корабля

8j3hf48h7hgt81ott0efxbi39cc.jpeg

В новой работе учёные не исключают, что горизонтальные выступы, сфотографированные марсоходом НАСА Curiosity, могут быть частью инопланетного космического корабля. Изображение, о котором идёт речь, было сделано Curiosity в период с 3786 по 3800 сол во время пребывания в кратере Гейла на Марсе с помощью камеры ChemCam.

Ещё в апреле этого года снимок, сделанный Curiosity в День дурака, заставил многих задуматься о том, на что они смотрят. Одни увидели «спину окаменевшего марсианского дракона», другие решили, что это, возможно, окаменелые останки древнего существа, которое когда-то бродило по поверхности Марса. В то время учёные из NASA в интервью заявили, что более вероятно, что камни странной формы возникли, когда «жидкая вода просачивалась через трещины в породе, принося с собой минералы». Однако теперь в новой работе говорится, что нельзя полностью исключать возможность того, что эти отметки были нанесены инопланетным космическим кораблём.

Наиболее вероятное объяснение, которое предлагается в статье и не включает в себя инопланетные космические корабли, заключается в том, что это тип песчаного конкремента, известного как «песчаный шип», который образовался в присутствии воды, песка и сейсмической активности. Команда пришла к выводу, что выступы являются «следствием выветривания» и других факторов, причём «наиболее вероятными из них являются вода, сейсмическая активность и деятельность микроорганизмов».

Уэбб обнаружил признаки воды в протопланетном диске в потенциально обитаемой зоне

46007f01b30890c7699c07195d37cea1.jpg

Новые измерения, проведённые прибором MIRI (Mid-Infrared Instrument) космического телескопа NASA им. Джеймса Уэбба, позволили обнаружить водяной пар во внутреннем диске системы на расстоянии менее 160 млн км от звезды — в области, где могут формироваться каменистые земные планеты. Это первое обнаружение воды в земной области диска, на котором уже находятся не менее двух протопланет.

«Мы видели воду и в других дисках, но не так близко и не в системе, где в настоящее время происходит сборка планет. До Уэбба мы не могли проводить подобные измерения», — говорит ведущий автор исследования Джулия Перотти из Института астрономии Макса Планка (MPIA) в Гейдельберге (Германия).

«Это открытие чрезвычайно интересно, поскольку оно позволяет исследовать область, в которой обычно формируются скалистые планеты, подобные Земле», — добавил директор MPIA Томас Хеннинг, соавтор статьи. Хеннинг — один из главных исследователей прибора MIRI (Mid-Infrared Instrument), с помощью которого было сделано открытие, и главным исследователем программы MINDS (MIRI Mid-Infrared Disk Survey), в рамках которой были получены данные.

Слияния галактик проливают свет на галактическую эволюцию

ad3b6550ae8f176fd8b32727eba0ea60.jpg

Австралийский астроном разгадал загадку столетней давности о том, как галактики эволюционируют от одного типа к другому. Это же исследование показывает, что Млечный Путь, галактика, в которой мы живём, не всегда была спиралью.

В работе профессора Алистера Грэма используются новые и старые открытия и наблюдения, объясняющие видообразование галактик. Исследование опубликовано в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

В 1920–1930-х годах астроном Эдвин Хаббл и другие учёные установили последовательность изменения анатомии галактик, известную сегодня как последовательность Хаббла. В ней отсутствуют эволюционные пути, но она по-прежнему широко используется для классификации галактик на основе их внешнего вида.

Галактики могут содержать миллиарды звёзд, упорядоченно движущихся по круговым орбитам в переполненном диске или хаотично мечущихся в сферическом или эллипсовидном рое. В этих дисках могут располагаться спирали, причём такие спиральные галактики определяют один из концов давно известной последовательности Хаббла.

В этой последовательности чечевицеобразные галактики, известные как линзовидные галактики с центральной сферической структурой в диске без спирали, считались промежуточным звеном между спиральными галактиками с преобладанием диска, такими как наш Млечный Путь, и галактиками эллиптической формы, такими как M87.

Новая работа означает, что у галактик теперь есть своя родословную. «Выживает сильнейший, — говорит профессор Грэм, — что в конечном итоге означает господство сфероидов над дисками». Он добавляет: «Теперь у астрономии есть новая анатомическая последовательность и, наконец, эволюционная последовательность, в которой видно, что видообразование галактик происходит в результате неизбежного слияния галактик, предписанного гравитацией».

Астрономы увидели комету, принявшую форму Сокола Тысячелетия

36103fd2f8d0e227cbfa815f1d913ff3.jpg

Астрономы обнаружили маловероятную комету, которая приняла форму «Тысячелетнего сокола», и, возможно, скоро любители наблюдать за небом смогут увидеть её без телескопа.

Комета, известная как Comet 12P/Pons-Brooks, 20 июля внезапно стала ярче в 100 раз, так как от неё в космос отлетели шлейфы обломков и льда.

Это придало комете подковообразную форму, которую учёные сравнили с космическим кораблём «Тысячелетний сокол» из фильма «Звёздные войны».

Ближайшее сближение с Солнцем комета совершит в следующем году, пройдя 2 июня 2024 года на расстоянии около 144 млн. миль от нашей планеты.

Нейросеть научилась определять пол людей по рентгеновским снимкам зубов

В новом исследовании учёные использовали метод сегментации изображения GBRT, после чего снимок «скармливали» нейросети Resnet50, которую заранее обучили на 3000 изображений зубов. Тестирование системы показало, что она может определять биологический пол по рентгеновским снимкам зубов с точностью 94%. Теперь учёные планируют более строго оценить алгоритм на новых данных, чтобы понимать его надёжность в реальных условиях. Команда также собирается применить свой метод для определения возраста человека по рентгеновским снимкам зубов.

Астрономы нашли новый блазар

ea5773d0cb60cb3915002f362e3b9f0c.webp

Специалисты НАСА обнаружили сверхмассивную чёрную дыру, направляющую свою высокоэнергетическую струю прямо на Землю. Однако паниковать пока не стоит. Как бы ни было страшно это космическое явление, оно находится на очень безопасном расстоянии — около 400 млн. световых лет.

Активно питающиеся сверхмассивные чёрные дыры, в том числе и рассматриваемая в данном исследовании, окружены вихревыми дисками вещества, называемыми аккреционными дисками, из которых первые поглощают вещество. Часть вещества, которое они не успевают проглотить, направляется к их полюсам, где затем выбрасывается наружу с околосветовой, или «релятивистской» скоростью. При этом возникает высокоэнергетическое электромагнитное излучение. В некоторых случаях, как в случае с данной чёрной дырой, эта струя направлена прямо на Землю. Такие явления известны как блазары.

Этот блазар, получивший обозначение Markarian 421 и расположенный в созвездии Ursa Major, наблюдался с помощью рентгеновского поляриметрического зонда НАСА Imaging X-ray Polarimetry Explorer (IXPE), который был запущен в декабре 2021 года. IXPE наблюдает за таким свойством магнитных полей, как поляризация. Поляризация джета, вырвавшейся из Markarian 421, преподнесла астрономам сюрприз: оказалось, что в той части джета, где происходит ускорение частиц, также находится магнитное поле со спиралевидной структурой.

Учёные разобрались, почему солнечная корона такая горячая

c0a0e4688ba3f0a0ddafe3199c4555b4.jpg

Возможно, учёные только что нашли причину необъяснимой жары во внешней атмосфере Солнца — короне.

В течение десятилетий учёные пытались объяснить, почему температура во внешней атмосфере Солнца, короне, достигает умопомрачительных значений — более 1 млн °C. На поверхности Солнца температура составляет всего около 6 000 °C, и, поскольку корона находится дальше от источника тепла внутри звезды, внешняя его атмосфера должна быть более холодной.

Новые наблюдения, проведённые европейским космическим аппаратом Solar Orbiter, позволили понять, что может быть причиной этого загадочного нагрева. Используя изображения, полученные камерой Extreme Ultraviolet Imager (EUI) космического аппарата, которая регистрирует высокоэнергетическое ультрафиолетовое излучение, испускаемое Солнцем, учёные обнаружили небольшие быстро движущиеся магнитные волны, которые вращаются на поверхности Солнца. Согласно последним расчётам, эти быстро вращающиеся волны выделяют так много энергии, что могут объяснить корональный нагрев.