Дайджест научпоп-новостей за неделю, о которых мы ничего не писали

Здравствуйте, с вами Вячеслав Голованов, и я курирую поток «Научпоп» на Хабре. Среди моих задач — увеличение количества публикаций в этом потоке, в том числе через привлечение новых хороших авторов на Хабр. Если вы всегда хотели написать статью на научно-популярную тему, но боялись начать — это ваш знак. Можете обсудить это со мной через личные сообщения, и/или написать статью в «Песочницу» и кинуть мне ссылку.

А сегодня я снова пройдусь по новостям уходящей недели, которые нашей редакции стоило бы осветить подробнее, но не получилось, потому что у нас нет суперспособностей.

Химия, разъедающая озоновый слой, непонятным образом возвращается в атмосферу, несмотря на запрет

032070b6ad94ce39a09c544857706817.jpg
На этом снимке, сделанном в сентябре 2006 года, площадь антарктической озоновой дыры составляет 29,5 млн км2
Химические вещества, запрещённые после того, как они проделали дыру в озоновом слое Земли, по-прежнему накапливаются в нашей атмосфере с угрожающей скоростью, согласно исследованию, опубликованному в журнале Nature Geoscience. Эти химические вещества когда-то широко использовались в системах кондиционирования воздуха и охлаждения, но должны были быть постепенно выведены из употребления во всем мире к 2010 году.

Учёные с удивлением обнаружили, что с тех пор концентрация нескольких видов этих химических веществ выросла, достигнув рекордно высокого уровня к 2020 году. Виновником этого могут быть альтернативные хладагенты, которые должны были заменить озоноразрушающие вещества, предполагает новое исследование. Исследователи не могут найти, откуда происходит утечка химических веществ.

За последние несколько десятилетий озоновому слою удалось добиться значительного восстановления. Однако если выбросы продолжат расти, это может свести на нет часть достигнутого прогресса и усугубить изменение климата.

Учёные научились следить за митохондриями

972339b2efec1e94e25f2e95f9c18115.jpg

Коллаборация физиков, химиков и биологов научила наночастицы «видеть» митохондрии — энергетические фабрики клетки — с помощью гигантского комбинационного рассеяния. Воспроизводимый и чувствительный подход поможет в разработке сенсоров для диагностики заболеваний на ранних стадиях. Работа опубликована в журнале Free Radical Biology and Medicine.

Сбои в работе митохондрий могут стать причиной большого количества патологий. Например, нарушений работы нервной и сердечно-сосудистой систем, метаболических и онкологических заболеваний. На эту тему проведено очень много исследований. Но до сих пор не было точного метода, позволяющего «отсканировать» работу интактных митохондрий. Не существовало способа понять, правильно ли идёт перенос электронов и как состояние отдельных переносчиков электронов связано с производством клеточной энергии и запуском патологий.

С помощью спектроскопии гигантского комбинационного рассеяния (ГКР, или SERS — surface-enhanced Raman spectroscopy)* можно получать информацию о структуре отдельных молекул, нанесённых на подложку из наночастиц. Но для использования этого метода в биомедицинской диагностике важно научиться получать интенсивный сигнал от молекул или групп молекул, находящихся внутри интактных органелл или клеток.

Группа исследователей под руководством Надежды Браже из МГУ совместно с коллегами из МФТИ разработала новый подход на основе метода ГКР для изучения цитохрома С в митохондриях. Учёные заметили, что при определённой конфигурации подложки из серебряных наночастиц от цитохрома С, находящегося внутри митохондрий, можно получить высокоинтенсивный сигнал ГКР. Так они смогли увидеть белок-переносчик электронов внутри митохондрий.

Как сюжет «Терминатора» может повториться в реальной жизни

f17ef91ae22cba85b795522479a8d921.jpg

Эволюция путём естественного отбора может привести к «эгоистичному поведению» искусственного интеллекта, поскольку он тоже стремится выжить, утверждает Дэн Хендрикс, автор, исследователь и директор американского Центра безопасности ИИ, в своей новой статье под названием «Естественный отбор предпочитает людям искусственный интеллект».

«Мы утверждаем, что естественный отбор создаёт стимулы для ИИ-агентов действовать вопреки интересам человека. Наш аргумент основан на двух наблюдениях. Во-первых, естественный отбор может стать доминирующей силой в развитии ИИ. Во-вторых, эволюция путём естественного отбора имеет тенденцию порождать эгоистичное поведение», — заявил Хендрикс.

Microsoft исполнилось 48 лет

89eeec94cb54cf72c519a6a9a90b9896.jpg

В 1975 году двое мужчин создали новую технологическую компанию в довольно необычном для этого месте. Одному из основателей было всего 19 лет, и он бросил Гарвардский университет. Другой основатель фактически убедил своего друга бросить Гарвард — так же, как он бросил Университет штата Вашингтон. Эти два человека переехали в Альбукерке, штат Нью-Мексико, и начали свой новый бизнес.

Этими двумя людьми были Билл Гейтс и ныне покойный Пол Аллен. 4 апреля 1975 года они официально создали компанию Micro-Soft. Ни один из них, вероятно, даже не подозревал, что их компания станет одной из самых крупных и влиятельных компаний мира.

4 апреля прошёл 48-й день рождения Microsoft. Компания не празднует это событие с размахом, но отмечает этот день на своей официальной странице в Twitter логотипом в ретро-стиле.

Инженеры разработали аккумуляторы на основе воды

Исследователи из Техасского университета A&M на 1000% увеличили ёмкость электродов батарей на водной основе, не содержащих металлов.

Эти батареи отличаются от литий-ионных батарей, содержащих кобальт. Американская группа учёных исследует безметалловые батареи для лучшего контроля над внутренней цепочкой поставок, так как кобальт и литий поставляются из других стран. Кроме того, использование воды как более безопасного вещества, предотвратит возгорание батарей.

Профессор химической инженерии доктор Джоди Луткенхаус и доцент химии доктор Дэниел Табор опубликовали свои выводы о безлитиевых батареях в журнале Nature Materials.

«Пожаров из-за батарей больше не будет, потому что они будут на водной основе, — сказал Луткенхаус. — В будущем из-за дефицита материалов цена на литий-ионные батареи сильно вырастет. Если у нас будет альтернативная батарея, мы сможем перейти на неё — поставки необходимых веществ будут более стабильными, потому что мы сможем производить их здесь, в США, и материалы для их изготовления находятся здесь».

Воспоминания человека перестают быть надёжными уже через несколько секунд после формирования

65821de099e8048bb8ba329e4fbc6864.jpg

Учёные, исследующие нашу способность запоминать формы вещей, говорят, что люди могут ошибаться уже через несколько секунд после формирования воспоминания — это явление они назвали «иллюзией краткосрочной памяти».

«Даже в краткосрочной перспективе наша память может быть не совсем надёжной, — говорит доктор Марте Оттен, ведущий автор исследования из Амстердамского университета. — Особенно когда у нас есть сильные ожидания относительно того, каким должен быть мир, когда наша память начинает понемногу исчезать — даже через полторы, две, три секунды — тогда мы начинаем заполнять её, основываясь на наших ожиданиях».

В статье в журнале Plos One Оттен и его коллеги отмечают, что предыдущие исследования показали, что когда людям предъявляют повёрнутую или зеркально отражённую букву, они часто сообщают, что видят её в правильной ориентации.