Дайджест научпоп-новостей за неделю, о которых мы ничего не писали

Здравствуйте, с вами Вячеслав Голованов, и я курирую поток «Научпоп» на Хабре. Среди моих задач — увеличение количества публикаций в этом потоке, в том числе через привлечение новых, хороших авторов на Хабр. Если вы всегда хотели написать статью на научно-популярную тему, но боялись начать — это ваш знак. Можете обсудить это со мной через личные сообщения, и/или написать статью в «Песочницу» и кинуть мне ссылку.

А сегодня я снова пройдусь по новостям уходящей недели, которые стоило бы осветить подробнее, но не получилось, потому что мы не резиновые.

Астрономы нашли интересный молекулярный пузырь

c64f24e2a4fad72689826da7621aa5e4.jpg
Команда астрономов нашла в звёздных яслях Бернард-18, расположенных в молекулярном облаке Тельца, гигантский пузырь. Все признаки указывают на то, что в этой области, расположенной в 450 световых годах от нас, идёт образование пары звёзд. Интересен он том, что это всего лишь второй пузырь подобного рода, в котором звёздообразование идёт параллельно с оттоком материала из этой области.

Для появления звезды требуется огромное количество материи — межзвёздного газа и пыли. Материя посредством гравитации сжимается, а затем при достижении критической массы запускает реакцию синтеза. Однако у новой звезды появляется магнитное поле, и часть материи сначала устремляется вдоль магнитных линий к полюсам, а оттуда — прочь, в космос. Это один из процессов, играющих важную роль в эволюции звёзд и межзвёздного пространства.

В записях Леонардо да Винчи нашли упоминание об эксперименте по проверке гипотезы о том, что гравитация есть форма ускорения

6033b19b848040bd43dd570c60c447b3.jpg

Исследователи наследия гениального итальянца обнаружили в его записях упоминания о том, что он за несколько сотен лет до Эйнштейна выдвинул гипотезу, касающуюся тождественности гравитации и ускорения. Кроме того, утверждается, что он смог подсчитать значение гравитационной постоянной с точностью в 97% — и это за 100 лет до Галилея и за 200 лет до Ньютона.

В документах да Винчи описывает эксперимент, в котором кувшин с водой перемещается по прямой траектории параллельно земле, сбрасывая по пути либо воду, либо какой-то гранулированный материал (скорее всего, песок). Из его записей ясно, что он знал, что вода или песок не будут падать с постоянной скоростью, а будут ускоряться, а также, что материал перестает ускоряться в горизонтальной плоскости, поскольку на него больше не влияет кувшин, и что его ускорение происходит исключительно вниз под действием силы тяжести.

Если кувшин движется с постоянной скоростью, линия, созданная падающим материалом, вертикальна, поэтому треугольник не образуется. Если кувшин ускоряется с постоянной скоростью, то линия, созданная сбором падающего материала, становится прямой, но наклонной, что образует треугольник. И, как указал да Винчи на ключевой диаграмме, если движение кувшина ускоряется с той же скоростью, с которой гравитация ускоряет падающий материал, то образуется равносторонний треугольник — да Винчи пометил это как «уравнивание (эквивалентность) движений».

Зарегистрирована рекордная гамма-вспышка, из тех, что бывают раз в тысячелетие

1e7e0eaa04aade391865647b47d5c848.jpg

Всплеск гамма-излучения GRB 221009A в 18 ТэВ признали самым энергетическим событием подобного рода из всех зафиксированных астрономами. Кроме уникальных показателей выяснилось, что параметры всплеска не соответствуют расчётным показателям, что говорит о том, что это событие, случившееся на расстоянии в 2,4 млрд световых лет от нас, отличается ещё чем-то необычным.

«По нашим оценкам, — пишут учёные, — такие энергетические и близкие к нам гамма-вспышки, как GRB 221009A, происходят с частотой менее 1 раза в 1000 лет, поэтому при нашей жизни подобное событие вряд ли произойдёт ещё раз».

Что делает данную вспышку действительно необычной, так это эволюция её послесвечения, которая не вписывается в стандартную теорию. Гамма-всплески обычно сопровождаются свечением электронов, движущихся с околосветовыми скоростями. Синхротронное излучение — это результат ударной волны, возникающей при столкновении первоначального взрыва с межзвёздной средой.

Считается, что сами гамма-всплески состоят из энергии, сконцентрированной в параллельных лучах, которые образуют джеты. Изучение последующего синхротронного излучения может помочь астрономам выяснить параметры взрыва и джетов.

Столкнувшиеся нейтронные звёзды породили идеальную сферу, удивившую астрономов

614f6cc8a4709dc5dea690bf6e455a3a.png

Колоссальный взрыв, произошедший в результате слияния двух нейтронных звезд, внезапно приобрёл почти идеальную форму сферы. Согласно новому анализу последствий столкновения нейтронных звезд, наблюдавшегося в 2017 году, взрыв килоновой, произведенный двумя звездами, был абсолютно симметричным. И астрономы не понимают, почему. Это противоречит всем предыдущим предположениям и моделям килоновых.

«Никто не ожидал, что взрыв будет выглядеть именно так. Нет никакого смысла в том, что он сферический, прямо как шар», — сказал астрофизик Дарах Уотсон из Института Нильса Бора в Дании. «Но наши расчеты ясно показывают, что это так. Это, вероятно, означает, что в теориях и симуляциях килоновых, которые мы рассматривали в течение последних 25 лет, отсутствуют важные физические моменты».

«Наиболее вероятный способ появления сферического взрыва — если огромное количество энергии вырвется из центра взрыва и сгладит его форму, которая в противном случае была бы асимметричной. Так что сферическая форма говорит нам о том, что в ядре столкновения, вероятно, было много энергии, чего мы никак не предвидели. Возможно, в тот момент, когда энергия огромного магнитного поля гипермассивной нейтронной звезды высвобождается, а звезда коллапсирует в черную дыру, создаётся своего рода «магнитная бомба» — пояснил Уотсон.

Астрономы впервые измерили массу одинокой далёкой звезды

8f0f207606155cd26d8238eca5d75441.jpg

Как измерить массу далёкого предмета? Можно высказать предположение о расстоянии до этого объекта и, следовательно, определить его реальный размер на основании видимого. Затем можно выдвинуть предположение о его плотности, что в конечном итоге дало бы вам оценку массы. Но узнать массу звезд таким способом довольно проблематично. И вот, впервые в истории, ученые эмпирически определили массу далекой одиночной звезды, причем сделали это с помощью гравитационного линзирования.

Гравитационное линзирование, впервые предложенное Эйнштейном в рамках его Общей теории относительности, происходит, когда массивный объект движется перед более удаленным источником света, и свет из-за искривления гравитацией пространства-времени, изгибается вокруг массивного объекта, находящегося на переднем плане. В астрономии есть несколько впечатляющих примеров этого явления, в первую очередь, особенности, известные как кольца Эйнштейна, когда черная дыра изгибает свет звезды.

Однако до сих пор астрономам не представлялся такой случай, когда они могли бы изолировать одну удаленную звезду и обнаружить такой эффект линзирования. Но чем лучше наши телескопы, тем лучше наши наблюдения. И недавно удачно подвернулось необычное событие — одинокий белый карлик LAWD 37прошёл на фоне звезды. Он находится всего в 15 световых годах от Земли — достаточно близко, чтобы относительно четко отображаться в наблюдениях.