Дайджест: Чему мы научили поиск за это лето
Привет, Хабр! Цыплят, как известно, по осени считают. Осень в самом разгаре, давайте смотреть, чему мы научили поиск Google за это лето.
Развитие поиска происходит в двух направлениях. Одно из них вы не видите — это внутренние изменения, тайна за семью печатями, святая святых и всё такое. Именно там творится магия, распознаются слова, обрабатываются голосовые запросы, ищутся и находятся картинки, видео и музыка.
Второе же направление — пользовательские интерфейсы и инструменты взаимодействия с поисковым сервисом Google вы можете наблюдать лично. Об этих улучшениях сегодня и поговорим, вдруг кто что пропустил?
140 символов одного поста могут вмещать на удивление много информации. Крайне простой и минималистичный на старте сервис сейчас оброс фичами и объединяет весь мир, является одним из самых быстрых «новостных агентств», помогает людям в самых неожиданных ситуациях (в том числе и предупреждать о произошедших ЧС). Поиск Google позволяет получать результаты непосредственно из этой социальной сети прямо в поисковой выдаче в виде карточек.
Запросы вида %объект_интереса% Twitter приводят к последним записям от соответствующего аккаунта, если он существует. А запросы по популярным хэштегам позволяют посмотреть последние записи, не переходя к веб-версии Twitter’а или к соответствующим приложениям.
Введено в конце мая для некоторых языков. Пока русского языка среди них нет.
И снова мобильные платформы. Удобство работы на небольшой диагонали (да ещё и без физической клавиатуры, одной рукой, на ходу или в условиях явно далёких от «спокойно сесть и поработать») всегда было острым вопросом. Многозадачность — хорошо, а удобная и контекстная многозадачность — ещё лучше.
С Google Now on Tap можно не переключаться между приложениями, а вызвать мобильный поиск с любого экрана и поверх практически любой задачи. Приложение будет поставлено на паузу, и вы не потеряете введённую информацию, текущее состояние и положение на экране.
Контекст от Now умеет взаимодействовать с установленными на ваш смартфон приложениями. Например, вы «поставили на паузу» переписку с друзьями, с помощью Now on Tap нашли ресторан, в котором хотите встретиться вечером. Если у вас есть приложения, которые умеют бронировать столики, а результаты поиска умеют с ними взаимодействовать, вы сможете воспользоваться ими всё так же не уходя с «основного» экрана.
Другой пример — работа с потоковым плеером Spotify. У вас запущена какая-либо композиция, и вы хотите побольше узнать о вокалисте группы? Просто воспользуйтесь Контекстом от Google Now. Спросите «Кто вокалист группы». Остальную информацию он самостоятельно возьмёт из контекста запуска: в данном случае, из плеера Spotify.
Маленькое изменение, призванное сделать ваш смартфон ещё умнее. Будет Стало доступно для английского языка с релизом Android M.
Не забыли мы и про пользователей iOS. Вызвать Now on Tap на iPhone не выйдет, но мы научили поиск Google работать с данными приложений iOS. Данная возможность более двух лет присутствует на Android-девайсах, но реализовать её на iOS получилось только с выходом восьмой версии яблочной операционки.
На момент запуска (начало июня) поиск внутри контента приложений по разным причинам был доступен в ограниченном количестве приложений. В США Google Поиск умеет взаимодействовать с Eat24, Free Dictionary, Huffington Post, OpenTable, Pinterest, SeatGeek, Slideshare, Tapatalk, Yellow Pages, YouTube и Zillow, также поддерживаются некоторые приложения в Бразилии, Германии, Японии и Австралии. Кроме того, на подходе десятки других (наиболее популярных и полезных) приложений, в том числе и в других странах. Если вы разработчик iOS приложений и хотите внедрить подобную фичу у себя — в конце этой записи в нашем блоге есть краткая инструкция по интеграции с поиском Google на iOS.
Взаимодействие между приложениями в Android реализовано намного свободнее, поэтому мы смогли научить Google Now (который отлично распознаёт простую человеческую речь) отправлять текстовые сообщения в самых популярных мессенджерах. Просто скажите, кому и что отправить, а остальное приложение Google сделает за вас:
На данный момент поддерживаются WhatsApp, Viber, Telegram, NextPlus и WeChat. На момент запуска (конец июля) данная фича работала только с Английским языком, сейчас для русского языка 100% работают Vk и GetTaxi. Список партнёров потихоньку расширяется, мы обязательно расскажем о возможностях этих взаимодействий отдельно.
P.S.: А ещё раньше, весной, мы научили карточки приложений взаимодействовать с голосовым поиском на уровне запросов. Например, «shazam this song» запустит автоматическое распознание музыки с помощью сервиса Shazam, конечно, при учёте наличия у вас соответствующего приложения и последней версии Поиска Google на смартфоне*.
* — Для корректной работы потребуется переключить голосовой Поиск Google на английский язык как основной. Если Shazam у вас нет, вы выбрали русский язык как основной, а вокруг играет отличная незнакомая композиция, просто произнесите «О’кей, Google!». Поиск Google сам поймёт, что где-то звучит музыка. Всё, что вам останется — нажать на «ноту» в нижнем-правом углу.
Дополнить прекрасную картину по интеграции поиска и мобильных приложений может обновление нашего сервиса по сокращению ссылок Goo.gl. Мы добавили поддержку кроссплатформенной интеграции в приложения. Например, вы хотите поделиться своим местоположением с помощью Google Карт. Вы нажимаете кнопку «Поделиться», специальные API генерируют сокращённую ссылку, и когда получатель по ней тапнет, начнётся магия. Сервис Goo.gl определит платформу пользователя, установлено ли на устройстве соответствующее приложение, и, если да — откроет результат именно в нём. Просто, удобно, в один клик.
Как вы все уже успели заметить, логотип Google, который оставался практически неизменным с 1999 года полностью обновился 1 сентября 2015. Новый, чистый и простой визуальный стиль должен органично вписываться в концепцию Material Design, а наш ключевой продукт — Поиск Google — соответствовать современному корпоративному стилю. Мы обновили Google Now таким образом, чтобы он не только соответствовал Material Design’у по духу, но и полностью отражал все современные возможности как поисковой системы, так и визуального языка, на основе которого построены Android 5.0 и 6.0.
Если вы, как пользователь Поиска Google, рады новым фичам, то не стоит забывать и про тех, кто реализует радующие вас возможности в приложениях с помощью наших технологий: о разработчиках. Есть ряд сложных задач, которые не исправляются за минуту, требуют подготовки новых стандартов или полного пересмотра текущих алгоритмов работы. Тем не менее, и на улице «скучных технологий» сегодня праздник.
Развитие локализованных доменов потребовало соответствующей адаптации и разных не-юникод элементов сети Интернет, и работы внутри самого Google. Сейчас внедряются всё новые и новые gTLD (англ. generic Top-Level Domain — Общий домен верхнего уровня), и мы сделали так, чтобы поиск Google адекватно реагировал на них.
Например, новые gTLDs никак не влияют на ранжирование результатов поиска. Нет разницы, ищете вы сайт в доменной зоне .com, .org или какой-нибудь новой, типа .BRAND. Ключевые слова внутри самого домена никак не повлияют на результаты и порядок выдачи.
Также мы позаботились о поддержке японских и китайских национальных алфавитов. Вы можете убедиться в этом, задав поисковый запрос [site:みんな]. К сожалению, есть ряд ограничений, накладываемых на самих владельцев сайтов (например, все ссылки должны быть заданы в Юникоде, чтобы поисковая система могла нормально их интерпретировать именно как ссылки).
К слову, разницы в том, в каком формате будут ссылки (в национальном, при помощи Unicode, или в приведённом к ASCII через Punycode) для поисковика нет никакой, и на результаты, опять же, формат записи ссылок не повлияет.
Все остальные вопросы по gTLD (в основном, касающиеся географически привязанных доменов (например, .london)) либо не влияют, либо влияют на результаты поиска незначительно. Мы стараемся не использовать информацию из доменного имени, а привязывать результаты к geotarget’у, если это возможно. Вопросы по многоязычным и мультирегиональным сайтам рассмотрены в нашем Справочном центре.
Перенос сайта на новый TLD ничем не отличается от переноса его на другой домен, и данные вопросы также подробно рассмотрены в нашем Справочном центре. Главное, не забывайте, что обработка подобных результатов занимает некоторое время, а ваши старые адреса электронной почты могут быть на отданных кому-нибудь визитках, так что обеспечьте соответствующие меры по пересылке почты на новые домены.
Поиск Google знаменит своим автодополнением запросов. Сколько интернет-мемов и смешных картинок в прошлом породили странные запросы людей, которые стали доступны общественности благодаря автоподстановке?
Вид поисковой строки ~2004 года
На самом деле, разумеется, алгоритмы автодополнения разработаны не для увеселительных целей, а чтобы упростить нашу с вами жизнь.
Годами данная фича имела закрытые внутренние API, которые некоторые сторонние разработчики использовали через неофициальные инструменты, разработанные методом реверс-инжиниринга. Они позволяли использовать подстановку поисковых запросов независимо от самого Поиска Google.
Временами подобное использование недокументированных API приводило к интересным результатам и позволяло создавать действительно удобные связки между сервисами. А наглядный пример того, как находчивые программисты применяют наши технологии подталкивали к открытию некоторых внутренних API для взаимодействия со сторонними приложениями (например, так случилось с API Карт Google после того, как мы увидели удивительные результаты по соединению данных Google Карт и других источников).
Тем не менее, все пользователи «неофициальных» API несут риски из-за того, что API могут быть без предупреждения изменены или отключены, и сейчас именно один из таких случаев.
Мы создавали автодополнение как элемент поиска, и никогда не подразумевали его использование в отрыве от поисковых запросов. Основная ценность данных автодополнения заключается в том, что они (данные) соотносятся с поисковыми запросами, а не существуют сами по себе.
С 10 августа мы ограничили неавторизованный доступ ко внутренним API автодополнения. Для тех разработчиков и владельцев сайтов, которые хотят использовать автодополнение мы готовы предложить альтернативное решение. Наш сервис Google Custom Search Engine позволяет использовать все возможности автодополнения запросов вместе с поиском по сайту. Для всех, кто уже пользуется Google CSE никаких изменений не произойдёт, а всем желающим приобщиться к этой технологии будут рады вот здесь.
Пользователи ищут информацию, а не сайт. Чем больше на вашем сайте правильной для пользователя информации, тем выше ваш сайт в поисковой выдаче. Релевантность информации, актуальность поисковой выдачи — то, чем мы действительно гордимся в Google, но мы не забываем и про веб-мастеров.
В августе мы обновили Google Search Analytics в Search Console, добавив возможности доступа к данным через новые API. Мы надеемся, это поможет веб-мастерам собирать важную статистику в удобном для них виде. Если вы уже пользовались какими-либо Google API, то работать с Search Analytics API для вас не составит никакого труда. Если же вы новичок в этом плане, то специально для вас у нас есть страница с кратким руководством по применению API и примерами на Python’е.
Например, вы можете узнать, насколько свежие данные с вашего сайта видит Поиск Google, топ-10 страниц какого-нибудь сайта, топ-10 всех запросов, ограниченных по платформе и/или региону и многое другое.
Нам любопытно, что получится из этого маленького эксперимента, быть может, родятся новые сервисы, или изменится рейтинг крупнейших сайтов, оптимизировавших свою работу благодаря детальной и легкодоступной статистике. Главное, помните, что поисковая оптимизация должна приводить к улучшению нахождения пользователями информации, а не к бессмысленному росту упоминания ключевиков и геотегов. Ведь мы с вами стараемся ради пользователей, а не ради увеличения энтропии? ;)
Как видите, основные достижения этого лета относятся к совершенствованию пользовательского опыта на мобильных платформах и облегчению доступа к поисковым сервисам на них. Прямая интеграция с приложениями, контекстная многозадачность и умное взаимодействие с контентом — всё, чтобы поиск был проще и доступнее.
Кроме того, мы решили ряд важных вопросов в области поддержки других языков, и, конечно, предоставили новые API для сбора статистики.