Дай мне 13 минут и 2025 будет лучшим годом для тебя
Мы не просто так в начале каждого года надеемся, что он будет другим. Что мы наконец-то закроем цели, привьем привычки, спорт внедрим в жизни и т.п.
Организм смело наливает нам мотивации и её надо использовать в моменте. Мотивация — краткосрочное топливо. Я расскажу про 6 сфер жизни или инструментов, которые дадут такой уровень жизни о котором 99% только мечтают.
Которые можно качнуть без денег, не выходя из дома. С только оплаченным интернетом.
890 дней учу слова английские
864 дня пишу дневник на англе
774 дня тренирую голос
Про дисциплину и привычки не говорит только ленивый. Но как её не было у людей, так и не будет.
Почему? Потому что понимание что такое дисциплина у нас искажено до ужаса. Искажено армией, которая истерику офицеров и наказания выдаёт за дисциплину (что даже близко ей не является)
Искажено фильмами типо Рокки, которые силу воли выдают за дисциплину, что совсем не так.
Я расскажу про привитие привычки опираясь на исследования, личный опыт 20+ привычек за три года привитых и 200 привычек, которые я помог привить другим.
Итак, что такое привычка. Привычка — это полуавтоматическое действие, которое мы выполняем изо дня в день, не прикладывая психологических сил. Нам не нужно себя заставлять, напоминать, убеждать и прочее. Мы способны повторять действие месяц-год-десять лет.
Дисциплина и привычки — это не абстракция из красивых видео, а механизм психики. Если вы «дисциплинированы в спорте, но не дисциплинированы в английском» — это не дисциплина. Значит спортом вы занимаетесь основываясь на чём-то другом.
Дисциплина — это не просто «повторять что-то долго». Есть много механизмов, на которых мы можем повторять что-то. Я ходил в школу 11 лет — это не дисциплина, я вынужден был. Я играю в доту 10 лет — это не дисциплина, мне нравится (наверное)
Дисциплина здесь — это набор инструкций, которые я могу повторить в любом занятии и сделать его привычкой.
И поехали к набору инструкций
Сигнал
Действие
Вознаграждение
Всё. У каждого есть особенности и параметры, я о них много пишу, писал, показываю в тг и так далее.
Процесс привития привычки выглядит так:
Выбор сигнала — например уложил детей спать
Действие — смотрю сериал на английском
Награда — откладываю 10$ на красивую катану
Есть 2 основные причины, почему люди не прививают привычки:
Перфекционизм — КАЖДЫЙ ДЕНЬ НАДО ЛУЧШЕ ЧЕМ ВЧЕРА. Или каждый день надо посмотреть целую серию. Привычка умерла до рождения.
Награда не нужна. Я ж волевой мужик. Мне эти ваши не надо. Привычка умерла до рождения.
Вот два ярких научных подтверждения как именно это работает.
Исследование: B.F. Skinner. Operant Conditioning and the Skinner Box, 1930.
Скиннер провел эксперименты с крысами, поместив их в «коробку Скиннера», где поведение животных подкреплялось вознаграждениями или наказаниями. Это демонстрирует, как положительное подкрепление может формировать и закреплять поведение.
Исследование: Wolfram Schultz. Predictive Reward Signal of Dopamine Neurons, 1998.
Исследование рассматривает, как дофаминовые нейроны активируются не только в ответ на вознаграждение, но и при его ожидании, что является важным элементом мотивации и формирования привычек.
Теперь снова посмотрите на мой календарь
Каждая строка в нём — привычка, которую я привил за пару недель.
890 дней учу слова английские
864 дня пишу дневник на англе
774 дня тренирую голос
487 дней делаю шортс видео в ютюб
430 дней занимаюсь умным фитнесом
200 дней делаю бёрпи
171 день тренировка глаз
И многое другое, что я поленился посчитать сколько дней уже делаю…
Осваиваете механизм → Пробуете → Жизнь втрое улучшается. Вот и всё.
Но привитие привычки нужно себе продать…
Первый, кому мы должны уметь продавать что-то — это себе
Снова — про важность продаж говорят все. А почему?
Собеседование — форма продажи
Свидание — форма продажи
Убеждать друга — форма продажи
Как не мысли, но там мы используем все понятные нам механизмы продаж. Чем лучше человек продаёт, тем он успешнее, круче, богаче и так далее ЧЕМ БЫ ОН НЕ ЗАНИМАЛСЯ.
С продажами у многих негативные ассоциации, еще бы не было. 3 из 4 звонков на телефон сегодня — это «Вам одобрена карта сельхоз.газпро.тинько.питер.индустриал банка»
Проблема в том, что эти звонки мы явно видим как продажи, а собес или убеждение мамы поехать в отпуск мы так не воспринимаем. И поэтому 9 из 10 продаж мы не называем продажами, а десятую… Ненавидим.
Да ещё и бьётся мерзкое советское «нельзя навязываться и настаивать», к нему же крепится бредовое «Если надо сам купит» — которое морально устарело лет на 70.
В мире информации человек не купит, потому что не знает про ваше предложение. Из 1000 резюме он не знает почему конкретно ты крутой и классный. Он ХОЧЕТ, чтобы ты его убедил. Он просто не хочет, чтобы ты убеждал его в нужности того, что ему не интересно (как например карта сельхоз.гаспро…… банка)
Ну и к самому интересному — из чего складывается желание что-то купить:
Триггеры для продаж:
Социальное доказательство (Тонны людей ждут, покупают)
Последовательность (Раз я лайкнул и был на ивенте, надо купить)
Дефицит (Осталось 3 места)
Похожесть (Я похож на тебя)
Авторитет (Архитектор епам, нейробиолог)
Благодарность (Есть поставил огонёк — больше шанс на покупку)
Реалистичность (должны быть проколы и минусы)
Лёгкость (Легко и быстро добиться успеха)
Ясность (Точно и просто описать продукты)
Релевантность (Показывать жизовые примеры для чела)
Жизнь мечты (Показывать что даёт в жизни твой продукт)
Экспертность (В конкретных вопросах — разборы\советы)
Безопасность (Давать гарантии)
Трансформация личности (Показывать как продукт меняет людей)
События (Ожидание + Яркость + Праздник)
Причастность (Вовлекать юзеров в создание продукта)
Комьюнити (Хочется быть частью крутого сообщества)
Общий враг (Конфликт с кем-то и чем-то сплочает)
Сейчас я за минуту покажу вам насколько много этого вокруг вас:
Пример 1: «Пошли в кино сегодня, я завтра уезжаю» — дефицит времени
Пример 2: «Слушай у нас не курят» — комьюнити
Пример 3: «Да бильярд несложная игра, по шару бьёшь» — лёгкость
Пример 4: «У меня тоже в начале криво получалось» — похожесть
Я специально привожу максимально не инстаграмные примеры, а обычные диалоги.
У каждого человека есть более важные для него триггеры и менее. Но если понимать какие. Например для меня сейчас очень ценно комьюнити, если меня пытаться убедить, например, пойти на бизнес ивент, то фраза: «У нас там очень толковые предприниматели соберутся, мы любители про маркетинг подискутировать» — убедит за 10 секунд.
Стоит привить привычку каждый день потренироваться использовать пару триггеров и через несколько месяцев можно будет продать свой опыт вдвое дороже. Убедить любого из друзей сделать что-то классное, что он сам долго откладывает или боится.
Конечно продажи и привычки нужны не как инструменты «просто знать», а для конкретных целей.
10 лет постановки целей и мой как я ставлю их сейчас
Которые тоже важно ставить так, чтобы упрощать их достижение. Я ставлю цели с бородатого 2014 года. Когда ещё дельфины в лужах жили, настолько те были чистыми.
Когда я ещё был студентом…
Понятно, что все вы в курсе про SMART — я с него и начинал. С 2014 до 2021 я ставил цели только по нему. КПД был примерно 50–60%. Чуть больше половины целей закрывались.
Но не все. Я для себя понял, что система не близка даже к хорошей и начал искать дальше. Следующей подвернулась ОКР (Objectives and Key Results).
Более качественная, на мой взгляд, система для постановки целей, особенно личных.
Несколько её ярких особенностей:
Цель закрытая на 70% считается выполненной. На 100% — считается слишком несмело поставленной
У каждой цели должен быть набор параметров по которым мы определим что она закрыта (Хочу быть богатым — 10к$ в месяц доход и 200к$ накоплений)
Цели ставятся на квартал, а не на год (фокус человека редко может длиться год)
Я объединил обе системы, плюс добавил к ним привычки. И сейчас в начале года я определяю какие из целей закрываются просто привычками — и сразу прививаю их.
Какие же требуют скорее разовых действий — например прыжок с парашютом и тогда иду по системам целеполагания. Ставлю Key results и т.п
Многие цели невозможно будет закрыть без уверенности в себе. Без нормального ощущения своей ценности. Человек ВЕЛИКОЛЕПНО умеющий продавать будет продавать всё что угодно, кроме своих навыков…
Профессиональность без самоценности бесполезна на рынке труда
Самоценность — общее ощущение того насколько я хорош в целом как человек, профессионал, мужчина или женщина.
Оно не относится к конкретному навыку, а описывает нас в целом.
Именно из-за него мы:
Не начинаем бизнес
Не откликаемся на вакансии, где 1–2 навыка не хватает
Не можем говорить на англе, хотя навыки есть
Удивляемся и отрицаем, когда получаем комплименты
Не чувствуем себя на равных с окружающими
Всё время паримся об увольнении
Именно по этой причине мы откликаемся на вакансии ниже своего уровня, получаем ответы типо «Оверквалифайд»
Любой взрослый человек должен иметь нормальный уровень ценности. А уж если вы родились в деревне, а сейчас читаете из Москвы с айфона, который купили на свои заработанные деньги — ваше ощущение ценности должно быть ОБОСНОВАНО. высоким. Хоть вам так и не кажется.
Сниженным оно может быть только по двум причинам:
Перфекционизм
Обесценивание
Как например исследовали здесь:
«The Costs of Self-Protective Perfectionism: Contingent Self-Worth and Stress in College Students» (2002)
Люди с высоким уровнем перфекционизма часто основывают свою самооценку на внешних достижениях и одобрении, что делает их более уязвимыми к стрессу и снижению самооценки в случае неудач. Это подчёркивает риски обусловленной самооценки и необходимость развития более устойчивого внутреннего чувства собственного достоинства.
Перфекционизм бывает в разных формах и ваше внутреннее «Ну это точно не про меня» — требует сверки. Перфекционизм — это не желание сделать лучше. Это запрет делать хуже определённого уровня.
Перфекционизм:
Либо я берусь и делаю хорошо, либо никак
Я вообще ни за что не берусь
Я боюсь ошибки
У меня дома бардак, но на работе идеальный порядок
Вот я раньше был перфекционистом, а сейчас нет
И ещё много форм, в которых сохраняется проблема.
И вторая причина — обесценивание. Оно ярче всего проявляется в момент получения комплимента, положительно обратной связи и т.п. И вот его формы:
Чистое обесценивание
«Круто сделал тестовое» — «Да оно было простым»
Отражение
«Круто станцевал» — «Да ты круче»
Зашучивание
«Крутая кофта» — «Я у бомжа в драке отнял»
Сарказм
«Клёвая подушка» — «В могилу с собой заберу»
Смена темы
«Фига у тебя зп» — «А ты кстати в Тайланд то съездил?»
Рассказ историй
«У тебя свободный англ? Клёво» — «Я в 5 классе когда меня в другую школу перевели… Там мы начали плотно заниматься грамматикой…»
Это приводит к тому, что обычный источник понимания своей ценности — внешняя реакция мы перестаем получать и чувствовать. А вот критику не перестаём. Её мы начинаем превозносить и прям искать. Она становится одновременно жутко неприятной и СУПЕР необходимой — как единственная форма обратной связи про нас.
4 истории, где самоценность определила сколько человек зарабатывает. ДО и ПОСЛЕ
1. Head of Analytics — Екатерина
Сама не чувствовала своей ценности. Несколько месяцев работали над этим. Учились переставать обесценивать, искать сильные стороны.
Итог — новый оффер, позиция Head вместо Senior. Почти вдвое больше ЗП.
2. Software Architect — Алексей
Сам не чувствовал своей ценности. Искал подтверждения, получал выговоры на работе. Несколько месяцев работы. Оффер в крупнейший в мире инвест фонд. Велком бонус, почти вдвое выше зп, релокация в Лондон. Топ 2% мира литкод…
3. Head of Digital Transformation — Александр
Сам не чувствовал своей ценности. Брался за любой оффер что дают. На момент знакомства в локальном банке Узбекистана работал. 6 дней в неделю. Полгода работы, получил три оффера из разных стран. Принял американский и возглавил стартап от СУПЕР известной структуры (но назвать не могу)
4. Software Developer — Александр
Сам не чувствовал своей ценности. Полгода искал работу локально в USA. 10 встреч, много фокуса на обесценивании и реальных талантах.
Оффер в Apple.
Нам осталась только одна последняя тема. Мне осталась одна забава. пальцы в рот пальцем листать тик ток…
Дофамин
Мне кажется на тему дофамина я только и слышу «дофаминовый детокс, дофаминовый детокс»
Я пробовал дофаминовый детокс. Много раз. И это даёт ощущение решения проблемы, как кодировка от водки. Вот только проблему не решает.
В чём люди обычно видят проблему — я сижу в тиктоке и ничего не делаю. Под ничего не делаю обычно имеется ввиду «Я бы мог читать, учить языки, работать» и прочее.
Я тоже много лет боролся, детокс не дал мне победить. И я начал искать решение дальше.
Идея про «Ну мы люди ленивые — ничего не хотим делать» у меня вызвала смех. Любой кто лежал в больнице пару дней знает, что это неправда. Согласно науке это правда только в случае ЯВНОЙ УГРОЗЫ. Например, когда я чувствую тревогу от увольнения — организм будет сохранять энергию и залипать в тиктоке.
Эта проблема становится постоянной тогда, когда наш уровень тревоги начинает мало зависеть от внешних обстоятельств. Например, когда у меня низкая самоценность — я всегда боюсь, что меня уволят и перманентно нахожусь в тревоге.
Или когда я боюсь прожить день зря и не успеваю пожить — то полночи листать соцсети это обычная история.
Последние полтора года я трачу на соцсети 2–3 часа в день. Я имею ввиду именно бездумное листание. И при этом я учу языки, делаю бизнес, пишу контент, куча спорта, играю в игры. У меня больше времени в жизни, чем мне нужно…
Знаете в чём разница дешёвого и дорогого дофамина согласно моим исследованиям и тестам на себе? В том есть у человека энергия или нет. После рабочего дня я точно хочу дешёвый дофамин. Я устал.
Два часа листания тик тока без тревоги и чувства вины и я полон сил. Иду читать книгу, рисовать или тренируюсь садиться на шпагат…
Я совсем перестал видеть в соцсетях или подобных источниках якобы «дешёвого» дофамина врагов. Просто способ на момент отсутствия энергии. Я очень активно рассказывал про это и прочие свои тесты и исследования в тг.
Если каждый или хотя бы 1–2 из моих пойнтов применить к своей жизни, то она будет улучшаться на порядки. Я говорю это из своего и клиентского опыта, пару лет назад я мечтал о дисциплине — сейчас для меня это простая вещь. Мечтал уметь продавать — элементарный навык. Мечтал быть уверенным в себе — база. И вот здесь я постарался раскрыть КАК это сделать.