«Да ты гонишь!». Как оверклокеры изменили компьютерную индустрию
Привет, %username%! В отношениях создателей и пользователей техники всегда есть место хитрости, причём чаще всего ограничения и ловушки оставляет производитель, а за вмешательство в купленную электронику иные бренды готовы патентами по голове настучать. Но лишь в ПК способ «отвоевать искомое» у создателей железа перевернул всё и превратился из набора трюков в спорт и кузницу лучших компьютерных комплектующих. Вспоминаем, как появился разгон, почему с ним боролись раньше, а теперь боготворят.
Разгонять процессоры трудящийся народ приучился с 1985 года, когда на свет появился процессор Intel i386. Причём разгоняли процессор совсем не по воле его создателя — свою лепту внесли производители материнских плат с DIP-переключателями (тумблерами) для изменения тактовой частоты CPU. Правда, нередко для успешного разгона требовалась замена тактового генератора (это такая микросхема), а это был трудоёмкий и не интересный простому пользователю процесс.
На рубеже 80–90 гг. разгон был своего рода экспериментом, но начало было положено, а первый официально зафиксированный в базе данных hwbot.org (Мекка оверклокеров) разгон состоялся в 1991 году — на сцене зажигал клон 386-го Intel, AMD Am386. Очень дружественный к разгону процессор работал на частоте вплоть до 40 МГц против 33 МГц в продукции Intel. С этим процессором также связано имя легенды оверклокинга родом из Португалии — WoOx3r[Pt]. В своё время он, по заветам Димы Билана, доказал, что невозможное возможно и разогнал Am386 до 50 МГц!
Изобилия процессоров для домашних ПК в те годы не существовало, мегагерцы стоили дорого, поэтому разгон последующих Intel i486 и AMD 486 (Intel 486DX2 с 60% — особенно) набирал обороты. Причём «красный лагерь» выглядел предпочтительнее и покорил частоты 120 и 162 МГц с процессорами Am486 и Am5×86. Сегодня даже умные часы работают на более высокой частоте, однако двукратный разгон выглядит по-прежнему очень круто.
Старина Intel i486DX2
После выпуска удачного семейства Pentium в 1993 году Intel стали наблюдать неприятную для себя ситуацию — из тройни моделей с частотой 75, 90 и 100 МГц покупатели стали массово скупать младшую модификацию, чтобы потом при помощи навороченных материнских плат разогнать её вдвое и получить флагманский CPU «малой кровью» за смешные деньги.
Дело в том, что в наивные девяностые годы создатели процессоров ещё не научились «маркетингово ухудшать» их перед выпуском — с конвейера сходили чипы с различной маркировкой, но почти одинаковым потенциалом. В идеальном мире бюджетные модели CPU должны представлять собой отбраковку флагманских моделей, работоспособную лишь на низких частотах. Но действительно бракованных процессоров было куда меньше, чем реально проданных базовых Pentium, а разгоном младшей модели занимались не только «технически продвинутая нищета» (было такое поверье), а уже заметное количество покупателей.
Проблемы наступали по всем фронтам — продажа разогнанных Pentium в рознице под видом старших моделей и советы «не покупайте старшие Пентиумы, между ними нет никакой разницы» в сообществе пользователей ПК не прибавляли оптимизма Intel. Да ещё и материнские платы ABIT без перемычек и с функциями разгона в BIOS добавили масла в огонь уже в 1996 году.
А как же AMD? Он уже в те годы был горяч и требовал активного охлаждения в разгоне, зато процессоры K5 были быстрые аналогов Intel на равных частотах. Поэтому всякому AMD K5 сопутствовал PR-рейтинг с цифрой-ответом на вопрос «а какой модели Intel эквивалентна ваша модель?».
AMD K5 PR166 — один из лучших оверклокерских процессоров «эпохи классицизма»
Отдельной забавой был разгон процессоров Intel Pro, разработанных для серверов и рабочих станций. Сегодня, к слову, настолько же модным считается «наддув» моделей Xeon.
На счастье любителей разгона, производители CPU были не настолько ловкими, чтобы основательно «закрутить гайки». Если в быстром Pentium MMX разгон был относительно прост, что в случае с Pentium II Intel прозрачно намекнул, что не рад массовому оверклокингу, и внедрил фиксированный множитель. Что сделали любители высоких частот? Начали бодро гнать процессоры «по шине», в результате чего дешёвый Celeron 300A получал разгон на 50% одновременно с изменением частоты FSB с 66 до 100 МГц (а производители материнских плат такую возможность с радостью предоставляли).
Intel Celeron 300A — бюджетный процессор с отличным разгоном, очень мешал Intel продавать более дорогие модели
Pentium III поколения Coppermine сюрпризов не преподнёс, хотя модификация 500E разгонялась «по шине» очень бодро — с 500 до 667 или 750 МГц. А базовый Coppermine с частотой 750 МГц оверклокерскими усилиями покорил рубеж 1 ГГц ещё в 1999 году!
Оцените, насколько эффективно наращивал частоту Pentium III 500E (с 500 до 775 МГц). Источник иллюстрации — iXBT.com
После этого «хулиганы-оверклокеры» на некоторое время получили карт-бланш — не очень удачные с конструктивной точки зрения Pentium IV получили разгон, не затрагивающий шины PCI и AGP, дешёвые процессоры AMD Duron можно было переделать в более мощный Athlon с помощью паяльника, а сами Ahtlon XP отлично разгонялись. Athlon XP 2500+ разгонялся с 1,87 до ошеломительных 2,7 ГГц и стоил при этом умеренные $200.
Перепайка мостика L2 — и брюки процессоры превращаются из Duron в Athlon XP! Иллюстрация — Overclockers.ru
Чтобы разгон процессора прошёл удачно, требовалась надёжная и быстрая оперативная память. Поэтому в период расцвета оверклокинга, в 2002 году, Kingston основал подразделение HyperX — отборные зёрна кофе модули с низкими задержками хорошо себя зарекомендовали и быстро обосновались на чемпионатах по разгону железа.
Чуть позже «красные» ударили по конкуренту 64-битными Athlon 64, хотя откровений в разгоне последние уже не демонстрировали. Зато удивлял Intel, чьи «печки» Pentium IV Northwood преодолели барьер в 5 ГГц — начиная с этих моделей жидкий азот в оверклокинге превратился из экзотики в стандартную атрибутику. Примерно в эти же годы оверклокинг стал почитаемым движением, а производители процессоров разродились спецсериями Extreme Edition (Intel) и Black Edition (AMD). Упомянутый выше HWBot стал «википедией оверклокеров» и пьедесталом почёта, а в соревнования по разгону пришли матерые спонсоры и серьёзные бюджеты.
www.youtube.com/watch? v=prwkOaLTADc
С 2006 года разгон превратился из забавы энтузиастов в модное течение — производители комплектующих стали массово открывать геймерские-оверклокерские подразделения (взять хотя бы тот же ASUS ROG), а Intel выпустил сверхуспешные процессоры Core 2 Duo и преодолел рубеж в 8 ГГц. Недорогой Core 2 Duo E6600 брал рубеж 4 ГГц в домашних условиях, а Core 2 Quad Q6600 принёс разгон в недорогие четырёхъядерники со своими 3,6 ГГц частоты (множитель 9x при 400 МГц шины).
Правда, начиная с первого поколения Core Intel выделила оверклокерские процессоры в отдельную касту — модели с индексом K стали альтернативой неприлично дорогой Extreme-серии, а интеграция тактового генератора под крышку CPU почти похоронила разгон «гражданских» моделей. Редкие бунты производителей материнских плат, когда разогнать процессор можно было без доплаты за отдельную модель, Intel оперативно устранили, а единственным недорогим и разгоняемым чипом стал юбилейный Pentium G3258 — памятник нерукотворный и дань временам, когда разгонять процессоры можно было без местных «роскомнадзоров».
Пользуясь переменчивым настроением Intel, AMD установила рекорд частоты процессора в 2011 году. Восьмиядерный FX (Bulldozer) при поддержке жидкого гелия (а ещё — талантливых оверклокеров Macci и Chew) покорил отметку 8.429 ГГц, за что и вошёл в книгу рекордов Гиннесса.
Само слово «разгон» вошло в обиход ПК-энтузиастов только в девяностых годах — раньше было принято разгонять либо средства передвижения, либо митинги. В компьютерном понимании этого слова «разгон» (overclocking) означает повышение тактовой частоты и быстродействия железа до предела. Единственное условие — после разгона компьютер должен быть в состоянии стабильно выполнять свои задачи.
Как и любая другая сфера, оверклокинг преследует разные задачи и, согласно им, делится на несколько направлений:
• «Повседневно-бытовой» разгон комплектующих. Близок к истокам течения и означает «я купил себе комплектующие для ПК и хочу выжать из них чуть больше, чем это позволяет производитель. Задача решается банальным подбором комплектующих (материнская плата с поддержкой разгона, процессор с разблокированным множителем, эффективное воздушное охлаждение или СВО и «гонибельная» видеокарта) да недолгой процедурой «докручивания» ползунков.
• Экстремальный разгон в домашних условиях. Почти как в расхожем меме «two words for you» — жидкий азот. То есть, жёсткие методы борьбы с перегревом и уже не вполне «народные» компоненты ПК — речь уже идёт о процессорах серии Intel Extreme Edition и платформах Sandy/Ivy Bridge-E и Broadwell-E (AMD гонку вооружений, к сожалению, проиграла).
Если речь идёт о видеокартах, разгон производится с кастомной системой охлаждения и правками в контроллере напряжения. Платформа уже допускает тонкую настройку питания ядер, «боевые» режимы работы ОЗУ, особые настройки контроллеров PCIe и другие вкусности.
• Экстремальный разгон в соревновательных целях. Профессиональный фотограф от любителя, дамы и господа, отличается не длиной объектива, а тем, что фотографировать — его работа.
Профессиональный разгон = экстремальный разгон «на дому» + немного озверина. Потому что в этой сфере главная установка — рекорд, а отговорка «вроде и так нормалёк работает» не принимается. Потому что для разгона подбираются лучшие из лучших семплы оборудования (разные экземпляры одного и того же процессора гонятся по-разному). Железо, из которого выжали все соки на соревнованиях, чаще всегоотправляется в утиль сразу после фиксации рекорда, а сама конфигурация с виду совсем не похожа на «гроб» системного блока в домашнем ПК.
Как разгоняют на ивентах? Совсем не так, как на дому
Охлаждение производится «конскими» дозами жидкого азота, фреона или гелия, а целью являются самые лучше без вариантов экземпляры конкретного процессора. Сам процессор не обязательно должен представлять собой новейшую и самую дорогую модель — важно, насколько «выше головы» способна прыгнуть отдельная разновидность CPU.
В чём состоит суть разгона процессора в целом? В частоте, вестимо. Частота CPU представляет собой частоту системной шины, помноженную на множитель процессора. Поэтому пути к сердцу мужчины «камня» в компьютере пролегают через «разгон по множителю» или «по шине». По сути, разгон процессора — «сердце» оверклокинга на все времена. Наиболее распространённые тесты касаются вычисления числа Пи (SuperPi с 1 млн. и 32 млн. знаков после запятой) + серия многопоточных тестов wPrime с паттернами 32M и 1024M, PiFast и XTU (Intel Extreme Tuning Utility).
Одновременно с оверклокингом процессора развивается и разгон оперативной памяти. «Боевая» ОЗУ чаще всего помогает ставить комплексные рекорды цельным конфигурациям, но время от времени память сама по себе ставит внушительные рекорды. В прошлом году, к примеру, модуль DDR4 HyperX Predator разогнался до рекордных 4265 МГц и собрал 6 из 10 наград на выставке CES 2015. Скорость RAM не гарантирует «крышесносящих» результатов всего компьютера, но она, как обувь у бегуна — то есть, хорошо бы ей быть качественной. Результаты принято фиксировать в утилите CPU-Z Validator и проверять с помощью тестов MaxxMEM и MaxxMEM Read Bandwidth.
Разгон видеокарт — самая близкая и понятная ПК-геймеру тема, потому что кривые руки иных гейм-девелоперов проще «превозмочь» мощным оборудованием, чем ждать патчей. Инструментарий стандартен — максимум разгона графического ядра и предельные возможности видеопамяти. В старом противостоянии AMD и NVIDIA постоянно сменяются лидеры, и после прошлогоднего триумфа NVIDIA Maxwell новые видеоускорители AMD 400 серии наверстывают упущенное. В современном виде для разгона оверклокеры иной раз активируют вычислительные блоки GPU, экспериментируют с напряжением и не жалеют жидкого азота.
Оверклокеры (те, которые спортсмены) разгоняют и без того мощное оборудование, поэтому для замера результатов эти ребята всегда используют синтетические бенчмарки. Классикой и одним из мотиваторов к оверклокингу стали тесты 3DMark — современные видеокарты бьются в дисциплинах 3DMark Vantage и Fire Strike Extreme, Unigine Heaven Xtreme, Catzilla и GPUPi 1B.
Пожалуй, в адрес оверклокеров, как и киберспортсменов, летит достаточно много претензий в стиле «заводы стоят, а они тут процессоры даром мучают». Как и в случае с военными технологиями, оверклокинг в менее радикальных разновидностях приносит пользу всей компьютерной индустрии.
К примеру, высокочастотные комплектующие «молотят» данные в рендер-фермах, физических и прочих научных расчётах в случаях, когда следующее по уровню железо стоит несоразмерно больших денег.
«Боевой опыт» охлаждения разогнанных процессоров, во-первых, позволяет строить быстрые и почти бесшумные компьютеры, а с другой стороны, пригождается в постройке конфигураций с мега-крутым охлаждением — взгляните хотя бы на «подводный сервер».
Рабочие станции сегодня тоже подвергаются разгону, но в безопасных, конечно, рамках. Современные Intel Xeon к оверклокингу не располагают, а вот Core i7–5820K и Core i7–5930K— очень расхожие «молотилки данных» в разогнанном состоянии.
И, конечно, разгон пригождается в майнинге — в погоне за биткоинами и %что-нибудь%-коинами энтузиасты модифицируют систему охлаждения видеокарт (чаще всего — AMD) и строят, буквальным образом, работающие «на все деньги» фермы под управлением дистрибутива GNU/Linux под названием «Scrypt-Miner».
Свободолюбивое сообщество Geektimes не терпит указчиков «сверху», но, как видим, даже невинные шалости, наподобие разгона железа, рано или поздно начинают регулироваться производителями. Хорошо это или плохо? Ни то, ни другое — это иначе.
Компьютерные комплектующие не стали хуже — просто «потолок» возможностей несколько присел в сравнении с прошлыми десятилетиями. Да и сами ПК стали настолько же распространены и скучны, как стиральные машины или микроволновые печи. Разгон при этом стал… цивилизованнее.
Сегодня быть оверклокером не только увлекательно, но и прибыльно
Сравнение с автомобилями выглядит притянутым (оверклокер не несёт такой опасности для окружающих), но «породистое» железо стало таким же отдельным классом комплектующих, как заводские доработки спортивных автомобилей. Хулиганы на тонированных самосборных автомобилях с «неонкой» были и будут, но отборная начинка и культура разгона позволяют сосредоточиться на результате, а не упорно скрещивать ежа и ужа в надежде на высокие результаты.
Паяй, разгоняй, да меру в этом знай, как бы говорит нам Intel
Тем более, что сегодня оверклокинг стал кузницей для производителей железа в той же мере, как военная промышленность вложила новшества в мирный быт людей. Уже скоро мы вспомним о доработках, которые подарил простым смертным разгон, и расскажем, как простые энтузиасты перевоплощаются в оверклокеров-профессионалов.
Спасибо за внимание и оставайтесь с Kingston на Гиктаймс!
Отправляем лучи добра и всяческий респект читателям и вновь подкрепляем его раздачей зверски крутого железа Kingston! В конце октября мы вручим подписчикам нашего блога 3 крутых комплекта оперативной памяти:
— DDR4 Fury — HX426C15FBK2/16
— DDR4 Savage — HX428C14SBK2/16
— Новоиспеченный DDR4 Predator — HX433C16PB3K2/16
Подписывайтесь, возможно именно вам улыбнется удача ;)
А чтобы никто не ушёл обиженным, мы дарим скидку в размере 12% на все доступные модели DDR4 Predator в сети Юлмарт. Вооружайтесь промо кодом GEEKPR16 и успейте купить высокоскоростную память до 31 декабря 2016 года.
Для получения дополнительной информации о продукции Kingston и HyperX обращайтесь на официальный сайт компании. В выборе своего комплекта HyperX поможет страничка с наглядным пособием.