Что ждёт мобильную разработку в 2024 году

Привет! Меня зовут Таня Шашлова, я руковожу образовательными продуктами по мобильной разработке в Практикуме. Чтобы обучать людей профессии и помогать им найти работу, нам важно понимать, как меняется рынок, поэтому мы с командой держим руку на пульсе — общаемся с разработчиками и интересуемся успехами студентов после выпуска. В этом тексте мы расскажем о нескольких трендах мобильной разработки и постараемся предугадать, как будет (и будет ли) меняться сфера в 2024 году.

В составлении материала помогли:

fd02fc5878bff2f60abc9e6d80fac5e7.jpgПаша Авдеев

Менеджер по трудоустройству линейки мобильной разработки в Практикуме

Дисклеймер: мы, участники команд курсов по мобильной разработке, не специализируемся на исследованиях рынка и не претендуем на научную точность. Этот материал — результат наших наблюдений, а также общения со студентами и практикующими разработчиками, чей опыт или мнение могут расходиться с опытом или мнениями других специалистов в сфере мобильной разработки.

Содержание

Для тех, кто присматривается: что такое мобильная разработка и чем она отличается от других направлений

Большинство людей пользуются смартфонами. А мобильные разработчики помогают им это делать — благодаря их труду пользователь может вызвать такси, перевести деньги за несколько секунд, посмотреть расписание электричек или проверить почту.

Для этого мобильные разработчики создают приложения. В этот процесс, например, входит:

  • Работа с интерфейсом. Кнопки, переходы, анимация и жесты — перенос всех этих элементов и сценариев из макета в приложение входит в задачи разработчиков.

  • Настройка взаимодействия с сетью и бэкенд-частью приложения. Приложения работают с интернетом: посылают запросы и получают оттуда информацию, и за поддержку этого взаимодействия тоже отвечают мобильные разработчики. При этом они не занимаются именно бэкенд-разработкой — сложные «мозги» пишут другие разработчики на Python, Go и других языках.

  • Настройка работы приложения с памятью. Данные пользователя можно хранить, менять и модифицировать, отправлять и запрашивать. Например, однажды введя данные, человек ждёт, что приложение их запомнит, и за хранение этой информации с учетом ограничений процессора или оперативной памяти смартфона также отвечают мобильные разработчики.

Чтобы выполнять эти и другие задачи, разработчики пишут код. Android-разработчики на языках Java и Kotlin, iOS-разработчики — на Swift и Objective-C. Такая разработка называется нативной.

Кроме нативной, есть кросс-платформенная разработка. При таком подходе разработчики пользуются Flutter, React Native, Kotlin Multiplatform и другими фреймворками, а потом написанный код адаптируется под разные платформы.

Как и во всех направлениях разработки, в мобильной есть база — знания и навыки, без которых не получится продвинуться. Но есть особенность: эта база если и совершенствуется, то понемногу. В ней вряд ли могут пройти такие изменения, что, например, знания, полученные год назад, станут неактуальными. 

С направлением в мобильной разработке лучше определиться сразу, потому что фреймворки и средства разработки в них сильно отличаются и быстро поменять платформу не получится. Кроме того, у Android- и у iOS-разработчиков есть гайдлайны — нормативы, в которых описано, как должны выглядеть и работать приложения. И если у Google политика в этом более демократичная, то Apple может просто не пропустить в App Store приложение, которое не соответствует требованиям.

Ещё одно отличие — требования к системе. Для iOS-разработки необходим компьютер на macOS, причём не слишком старый. Всё потому, что среда разработки Xcode постоянно обновляется, а вместе с ней и требования к операционной системе. Например, самая актуальная версия программы требует macOS Ventura или новее, которая поддерживается на компьютерах Apple, выпущенных не ранее 2017 года. С Android всё проще, а актуальные требования можно прочитать в характеристиках среды разработки Android Studio. Например, сейчас для Android-разработчиков достаточно 64-битной Windows 8 и 8 ГБ оперативной памяти.

1. Вакансий стало меньше, но перспективы у джуниоров есть

В 2023 году вышло много тревожных новостей о мобильной разработке, например, по данным сhh.ru, рынок сократился на 24%. По наблюдениям, количество предложений действительно уменьшилось. Из-за шаткой геополитической ситуации компании опасаются вкладывать деньги в мобильную разработку на будущее и работают в режиме точечного подбора — ищут людей под конкретные проекты и продукты. Поэтому новичкам может быть трудно.

«Когда мы открываем вакансию для стажёров, за первый день получаем больше 300 откликов — и закрываем вакансию. Кто успел, того и смотрим. Поэтому мало просто отправлять отклики. Важны знакомства и предприимчивость. Кстати, в этом могут помочь преподаватели в онлайн-школах — я, например, делал офферы лучшим студентам курса по Android-разработке», — Миша Вассер, Head of Mobile в AGIMA

Разработчики, искавшие работу за рубежом, отмечают, что происходящий кризис — это не внутреннее явление российского рынка, и его так или иначе сейчас переживают во всех странах.

«Бывают периоды, когда все нанимают всех, просто метут кадры с рынка. Бывает наоборот. Вот сейчас наоборот, и так не только в России — у меня есть знакомые, например, в американской Intel, и даже в таких гигантах недавно сокращали штаты и урезали зарплаты», — Роман Смирнов, iOS-разработчик

Несмотря на турбулентные времена, мобильная разработка остаётся перспективным направлением. Согласно статистике Хабр Карьеры, разработчики мобильных приложений зарабатывают больше, чем веб-, фронт- и бэкенд-разработчики (в среднем джуниоры получают 78 тысяч, мидлы — 200, а синьоры — 342 тысячи рублей). А кейсы наших выпускников подтверждают, что устроиться на работу сложно, но вполне реально. За последние два квартала они получили офферы в таких компаниях, как Банки.ру, «Вачанга», «Тинькофф». Свою историю на Хабре недавно рассказывал студент курса«Android-разработчик» Пётр Гнесный — он нашёл стажировку до конца обучения и постоянную работу через пару месяцев после выпуска. Также до конца программы удалось устроиться студенту курса «iOS-разработчик» Александру Великанову,  он рассказывал про трудоустройство в телеграм-канале Практикума.

2. iOS-разработка никуда не денется — даже несмотря на ограничения

Ситуация в iOS-разработке тоже сложнее, чем несколько лет назад, — по даннымhh.ru, если с 2022 по 2023 год количество вакансий Android-разработчиков сократилось на 20,5%, то предложений для iOS-разработчиков стало меньше на 29,9%.

Такие проблемы связаны с традиционными ограничениями платформы Apple, и есть основания полагать, что дальше будет лучше.

Во-первых, недавно компания разрешила российским разработчикам принимать платежи вне App Store. Значит, сервисы могут брать оплату за подписки и вне магазина, в котором не работают российские банковские карты.

Во-вторых, Apple анонсировала возможность загружать приложения из сторонних магазинов для пользователей из Евросоюза. Как это будет работать в России и можно ли будет загрузить приложения подсанкционных компаний на iPhone, пока неизвестно, но факт — монополия Apple начинает пошатываться, а разработчики, возможно, уже скоро начнут чувствовать себя свободнее.

Хоть наём и сократился, но рынок точно не исчезнет. Россияне по-прежнему покупают iPhone, а пользователи App Store традиционно платят за приложения, причём в полтора раза больше, чем пользователи Android и Google Play. Доля вакансий iOS-разработчиков сократилась, но в абсолютном количестве их всё ещё много.

«Всё будто зафиксировалось на местах: меньше вакансий, но меньше и людей в активном поиске. Это может измениться в один момент — если какие-то события повлекут снятие санкций и разрядят геополитическую обстановку, я уверен, количество «айосеров» на рынке значительно увеличится, а многие компании, сократившие разработчиков, снова откроют эти позиции», — Миша Вассер, Head of Mobile в AGIMA

3. Нативная разработка по-прежнему будет востребованнее кросс-платформенной

Рост спроса на кросс-платформенные инструменты традиционно называют в числе тенденций каждого последнего года. Данныеhh.ru подтверждают, что количество вакансий для Flutter- и React Native-разработчиков действительно увеличилось с начала 2023 года.

«В стартапах кросс-платформенные решения приживаются, потому что так маленькие компании могут за более короткое время охватить большую долю рынка. Среднепродуктовые компании в 2023-м «щупали» кросс-платформу и оценивали, насколько им подходит, например, Flutter. Равнодушие продемонстрировал бигтех — там слишком большой багаж и долгая история поддержки проверенных продуктов», — Паша Авдеев, менеджер по трудоустройству

Такой рост доли кросс-платформы может быть связан с тем, что новые компании, которым нужны не только приложения, но и сайты, адаптированные под мобильные экраны, часто выбирают Flutter. Это может быть ритейл, сервисы из бьюти-сферы, побочные продукты бигтех-компаний — что угодно. Всё потому, что кросс-платформенная разработка дешевле, и её часто проще поддерживать.

Кроме того, Flutter — один из вариантов, с которым можно заходить в поле PWA-разработки (создания приложений, выглядящих для пользователя как сохранённые закладки сайтов). Такие сервисы нужны не только вместо тех, что удалили из App Store и Google Play, — их в принципе проще поддерживать из-за единой кодовой базы. Среди удачных примеров можно назвать «Диск» от Сбера или приложение «Тинькофф», которое разработали в PWA-формате ещё до санкций.

Но несмотря на умеренный рост, позиции нативной разработки вряд ли заметно пошатнутся. Эксперты относятся к тренду скептически и считают кросс-платформенные инструменты уместными при решении ограниченного набора задач.

«В последние пару лет кросс-платформа снова ожила. Во фрилансе сейчас сильно популярен Flutter. Небольшой процент бизнес-логики занимает Kotlin Multiplatform. Но многие эксперты сомневаются:, а не повторится ли история с поиском серебряной пули? Ярких доказательств пользы на реальных проектах почти нет — скорее, больше маркетинга. Также усложняет веру в кросс-платформу отказ от неё многих крупных компаний. Наём качественных специалистов чаще идёт туго, сложно найти талантливого универсала. Команды закрываются и переводятся на натив», — Лев Бондаренко, iOS-разработчик

Вот несколько причин, по которым нативная разработка будет преобладать над кросс-платформенной:

  • большие компании продолжат разрабатывать основные продукты привычным способом,

  • на кросс-платформу не перейдут сервисы, которые взаимодействуют с железом смартфона и имеют много «нативного» функционала. Например, приложения, работающие с AR, картами, криптоподписями или сим-картами,

  • менеджмент давно существующих компаний консервативен и с трудом перестраивается на новые способы разработки продуктов.

«Наверное, Flutter подойдёт тем, кто хочет работать на фрилансе и быстро делать приложения разным клиентам. В этой сфере всегда было круто, если ты можешь сделать оба приложения, а ещё лучше, если ещё и дизайн нарисуешь.

А так я бы советовал новичкам начинать с нативной разработки. Flutter — это всё-таки надстройка над нативом, и я, как и многие в индустрии, считаю, что здорово иметь бэкграунд в iOS или Android. Это закаляет начинающих разработчиков, даёт понимание архитектурных паттернов и так далее. Если знаешь особенности одной из платформ, то будешь писать более качественный код, в том числе и на Flutter», — Миша Вассер, Head of Mobile в AGIMA

4. Главный приоритет для джуниоров — стабильность, а для работодателей — ресурсность

Выпускники стремятся попасть в бигтех: Яндекс, Сбер, «Тинькофф» и другие крупные компании. Если кто-то и устраивается в стартапы, то в основном чтобы наработать опыт, а не остаться там надолго (хотя есть и исключения).

«Банки, ритейл, разработка IT-продуктов и кибербезопасность — вот четыре основные сферы, куда стремятся попасть выпускники. Самая большая ценность для них — это стабильность. Также важна удалёнка, так как возвращаться в офисы после пандемии хотят немногие», — Паша Авдеев, менеджер по трудоустройству

Также мы заметили, что упал запрос на релокацию. Конечно, уменьшилось и количество предложений со стороны работодателей (в 2022 году компании релоцировали людей куда охотнее), но и выпускники теперь относятся к такой возможности скорее как к бонусу, а не как к важному требованию при трудоустройстве.

Для работодателей стало важнее, чтобы сотрудник был «в ресурсе».

«Если говорить про софтскилы, то самые важные для работодателей — это ресурсность и умение адаптироваться. Важно, чтобы кандидат не пришёл выгоревшим и уставшим на новое место работы, а также был готов гибко реагировать на возможные изменения внутри рабочих процессов», — Паша Авдеев, менеджер по трудоустройству

Креативность, умение работать в команде и другие софтскилы остаются важными, но запрос на ресурсность и адаптивность — главный тренд последних лет.

67fd580d68136708df81196e6edfbe0d.png

5. Нетворкинг и навыки коммуникации будут важны как никогда

В нынешних условиях рынка разработчикам важно фильтровать информацию, чтобы не поддаваться панике из-за очередной заметки о том, что «мобильная разработка больше никому не нужна». Особенно это умение нужно новичкам и тем, кто только думает начать учиться. Чтобы не поддаваться стереотипам, не верить в мифы и быть в контексте, полезно ходить на конференции, смотреть видео от специалистов в сфере мобильной разработки.

А ещё сейчас просто необходимо общаться. Без комьюнити сложно понимать, что происходит на рынке,  и легко потерять запал.

«От джуна сейчас требуется погружаться в среду как можно активнее. В отрыве от индустрии работать не получится, потому что мобильная разработка сейчас переживает волнения — разработчики всем комьюнити решают проблемы, ищут ответы на сложные вопросы, помогают друг другу с поиском работы и проектов и просто поддерживают друг друга, а это очень важно для джуниоров», — Паша Авдеев, менеджер по трудоустройству

«Компании ценят софтскилы: умение работать в команде, давать конструктивную обратную связь, задумываться о целях бизнеса и понимать необходимость той или иной технологии. Вектор всё сильнее смещается в бизнес-ориентированность, а программисты перестают быть отдельной кастой, чей юмор раньше мало кто понимал. Сейчас важна социализация, и её легко конвертировать в цифры. Часто качественная коммуникация приводит к большим профитам, чем хороший код», — Лев Бондаренко, iOS-разработчик

6. Нейросеть — уже привычный инструмент в руках разработчиков

В 2023-м об ИИ постоянно слышали даже далёкие от IT-мира люди. Нейросетями пользуются дизайнеры, копирайтеры и HR-менеджеры, а ChatGPT в числе инструментов признают такие компании, как Microsoft, Amazon и IBM. Этими технологиями пользуются и многие мобильные разработчики.

«Нейросети и основанные на их работе инструменты очень сильно помогают. Многие мои знакомые уже настолько привыкли к ChatGPT и Copilot, что признаются — без них было бы сложно. Кто-то пишет тесты, кому-то ИИ подсказывает, как дописать код, кто-то даже формулирует задачи и документацию», — Лев Бондаренко, iOS-разработчик

При этом опасения, что машины заменят людей в программировании, как минимум преждевременны. Умение пользоваться нейросетями — несомненный плюс в резюме, но кроме них разработчики должны хорошо знать продукт и операционную систему, а также решать множество других задач, которые не под силу ИИ. Даже несложный код, написанный ChatGPT, нуждается в проверке человеком. Кроме того, компании не делятся чувствительными данными с публичными нейросетями.

«Думаю, мы услышим о нейросетях примерно то же, что слышим сейчас, — и через год, и через два. Их «власть» будет приближаться и приближаться, но в ближайшие годы точно не изменит рынок. Тем не менее умение правильно использовать нейросети в разработке — несомненный плюс в копилке навыков для разработчиков», — Миша Вассер, Head of Mobile в AGIMA

7. RuStore укрепит позиции, а отечественные операционные системы вряд ли

Когда Google Play поддержал санкции против приложений подсанкционных компаний, в России стали развиваться магазины RuStore, NashStore и RuMarket. Кто-то вспомнил про 4PDA, где можно скачать любой сервис в виде APK-файла. В 2023-м популярность большинства альтернативных магазинов приложений стихла. Увереннее остальных показывает себя RuStore. Он позвал к себе Сбер, Альфа-Банк и «Тинькофф», приложения которых заблокировал Google, — их до сих пор ежедневно качают из отечественного магазина.

«С середины 2023 года RuStore начал развивать и инструменты для разработчиков. Конечно, до уровня Google ему ещё далеко, но скоро программисты, разрабатывающие приложения для российского рынка, при желании смогут работать только с RuStore. Думаю, это время не за горами», — Миша Вассер, Head of Mobile в AGIMA

При этом разработчикам вряд ли понадобится осваивать новые хардскилы. Один из вариантов развития событий предлагает история конфликта Google с Huawei, когда китайская компания создала набор своих приложений вместо сервисов Google. Скилсет разработчиков остался прежним, и они продолжили писать тот же код, просто убирая из него слово «google» и заменяя «g» на «h» (например, com.google.android.gms.location.LocationServices при таком подходе превращается в com.huawei.android.hms.location.LocationServices).

Сложнее история с импортозамещением операционных систем. На этом поле в России развиваются два игрока: «Аврора» и «РОСА Мобайл». «Аврора» уже какое-то время находится на рынке, но устройств с ней нет в обычном ритейле. Она предназначена для сотрудников госучреждений и привязана к определённому железу, поэтому вряд ли её развитие внутри ограниченной ниши как-то повлияет на рынок.

У «РОСА мобайл» есть коммерческий потенциал. Эта система сделана на базе Android, то есть в теории её можно накатить на свой смартфон как оболочку. Правда, на официальном сайте, судя по форме, сделать это предлагают только организациям, поэтому, возможно, цели сделать «РОСА мобайл» популярной и не ставится.

8. Apple Vision Pro не повлияет массово на наём и развитие компаний

В 2023 году Apple представила Vision Pro. Это очки виртуальной и дополненной реальности, которые, по словам компании, «смешивают цифровой мир с реальным». Делать в них можно то же, что и на обычном смартфоне, планшете или компьютере, но только без экранов — с помощью взгляда, голоса или жестов.

Выход очков пока никак не повлиял на рынок найма по нескольким причинам.

Приложения для Vision Pro также разрабатываются на Swift. Вместе с очками компания представила операционную систему visionOS. Она совместима с экосистемой Apple, а программы для неё также пишутся на Swift, поддерживают фреймворки UIKit и SwiftUI. На Vision Pro можно запустить приложения с iPhone и iPad. Скорее всего, разработчику, который пишет что-то для очков от Apple, понадобится как-то расширить компетенции, но точно не переучиваться.

«Технология перспективна, но пока трудно сказать, во что она перейдёт. Так дело обстоит, например, и с часами — компаниям редко нужны продукты именно под Apple Watch. Поэтому я бы рекомендовал разработчикам, особенно начинающим, не отвлекаться на новые технологии — скорее всего, когда придёт время, освоить их будет не сложнее, чем новый фреймворк», — Роман Смирнов, iOS-разработчик

Vision Pro вряд ли станут популярны у массового потребителя. Тираж очков за 3 500 долларов — меньше миллиона устройств, поэтому они и близко не станут такими популярными, как смартфоны или умные часы. А значит, и компании будут меньше заинтересованы в разработке эксклюзивных продуктов для Vision Pro.

«Мы с другими разработчиками смотрели презентацию Vision Pro, ждали и обсуждали её. Приложения с трёхмерными объектами, мультиоконность, трекинг взгляда, положения головы и кистей рук — всё это очень интересно! Но разочаровала цена, потому что стало понятно, что это гаджет для профессионального рынка, а не рядового пользователя. Ещё и батарейка, которую надо носить в кармане… В общем, сомнительно», — Роман Смирнов, iOS-разработчик

«Пока непонятно, что будет с visionOS. Сама технология очень интересная, но из-за большой стоимости не будет массовой в СНГ уж точно. А на западном рынке, может, что-то и будет, но в очень узкой нише», — Лев Бондаренко, iOS-разработчик

Возможно, всё изменится с выходом более бюджетной версии очков. Ожидается, что Apple выпустит её в конце 2025 года.

9. SwiftUI продолжит набирать популярность

Apple выпустила фреймворк SwiftUI как альтернативу UIKit в 2019 году. Изначально он был не слишком функциональным, но с каждым последующим обновлением становился всё лучше. Сейчас в iOS-разработке начинает происходить перелом, когда SwiftUI начинают требовать всё чаще. Но тренд пока намечающийся, по крайней мере в России, поэтому начинать с UIKit точно целесообразнее.

«Все крупные компании, в которых я недавно собеседовался, используют UIKit, то есть SwiftUI пока нельзя отнести к must-have-навыкам. Но уже сейчас можно найти работу с исключительно SwiftUI, и чем дальше, тем таких вакансий будет больше.

На мой взгляд, это не то, на что стоит ориентироваться на старте. Важнее — хорошо знать базу, а перейти с одного фреймворка на другой при желании можно за месяц самостоятельного обучения», — Роман Смирнов, iOS-разработчик

Соответственно, появился и новый фреймворк для работы с базами данных. Раньше был Core Data, теперь появился SwiftData. Но из-за того, что разработчики, как правило, поддерживают и более старые версии iOS, массово SwiftData вряд ли будет активно использоваться ближайшие пару лет.

10. Compose будет популярнее, но не вытеснит XML

Compose — это фреймворк для построения интерфейсов в Android-приложениях. Он позволяет разрабатывать UI декларативно, то есть писать «вёрстку кодом». В этом он оппонирует другому типу разметки — XML, с помощью которого разработчики пишут интерфейсы примерно как HTML-странички.

Фреймворк становится популярнее, чаще встречается в вакансиях, но пока новичкам можно обходиться и без него, так как с Compose не умеют работать и многие опытные разработчики, в каких-то компаниях на него сложно перейти из-за большого количества легаси-кода, а где-то он просто не нужен.

«Я замечаю, что компании переходят на Compose. Он удобнее, функциональнее, с ним лучше работают анимации и некоторые другие штуки. Тем не менее остаётся много проектов, где на использование Compose нет и намёка, поэтому начинающим Android-разработчикам я бы советовал изучать его поверхностно. База языка и понимание устройства платформы важнее, а накручивать поверх этого фреймворки можно будет на практике», — Миша Вассер, Head of Mobile в AGIMA

Есть разные тенденции: мировой рынок мобильной разработки переживает турбулентные времена, но на нём точно что-то происходит: Apple и Google (и RuStore вместе с ними) расширяют возможности для разработчиков, находятся новые ниши для кросс-платформенных специалистов (хотя нативная разработка по-прежнему превалирует). Адаптивность, ресурсность и умение общаться с единомышленниками становятся для программистов ещё важнее, чем раньше, а нейросети всё плотнее входят в поле работы разработчиков, но явно не заменят их в ближайшие годы.

Мы следим за изменениями и обновляем программы курсов, чтобы студенты могли уверенно освоить актуальную теорию и практику разработки приложений, пройти этап трудоустройства и поработать над настоящими проектами.

Если вы думаете о поступлении на курсы «iOS-разработчик» или «Android-разработчик», начните обучение бесплатно — познакомиться с основными терминами, попрактиковаться и написать первое приложение можно в бесплатных вводных частях курсов.

© Habrahabr.ru