Что запомнилось на прошедшем Heisenbug, и что будет на следующем?
С конференции Heisenbug 2019 Piter прошло уже достаточно времени, чтобы мы посчитали все зрительские оценки докладов. Теперь о том, как всё прошло, можно говорить увереннее: опираясь не только на наши ощущения, но и на отзывы аудитории.
Поэтому под катом — несколько впечатлений о прошедшем Heisenbug, составленные с учётом того, какие доклады попали в десятку лучших. Какие тенденции можно выделить? Какой спикер оказался самым главным фаворитом? И на десерт — немного о том, что ждёт на следующем Heisenbug (до него ещё полгода, но как раз сейчас билеты дешевле всего).
Шарики
До того, как перейдём к докладам — о том, что в перерывах можно было увидеть в холле. Как обычно, на Heisenbug было немало компаний, которые и устраивали что-то интересное на своих стендах, и поднимались на специальную «demo stage». И в этот раз компании подобрались совсем разного профиля: сервисы Контура помогают бизнесу, а сервисы SEMrush — маркетологам; в Veeam занимаются бэкапом виртуалок, а в Deutsche Bank — понятно, банковскими делами. Иннополис — вообще не компания, а город.
А в оформлении стенда ярче всех в этот раз проявили себя ВКонтакте. Они притащили на конференцию целый сухой бассейн, назвав его «test pool»:
И на протяжении двух дней многие взрослые серьёзные специалисты, собравшиеся на взрослое индустриальное мероприятие, в перерывах между взрослыми техническими докладами испытывали детский восторг.
Lightning talks
Кроме этого, была ещё одна «полусерьёзная» история: lightning talks. Это пятиминутные доклады, которые шли в конце первого дня после основной программы (параллельно с уже привычными BoF-сессиями), и подать заявку на такое выступление мог любой желающий.
Для нас это был эксперимент. Подаст ли заявки хоть кто-нибудь? Удастся ли у людей ограничиться пятью минутами? Получится ли поместить в них что-либо содержательное, или всё сведётся только к шуточкам? И, главное, окажется ли это всё кому-то интересно?
Итог такой. Мы не оказались завалены заявками, но это может быть эффектом первого раза: теперь, когда формат зрителям уже знаком, число желающих может возрасти. Порой выступления вылезали за пять минут, но в целом соблюсти регламент удалось. А серьёзные тезисы вполне встречались. Но, конечно, такой формат куда неформальнее обычных докладов, и без забавных слайдов тоже не обошлось:
А что до интереса к этим выступлениям, то о нём говорит вот что. В отличие от обычных докладов, в случае с lightning talks мы не вели профессиональную видеосъёмку —, но усилиями сообщества всё оказалось снято на телефон, разделено по докладам и выложено на YouTube плейлистом, а суммарный счёт просмотров у этого плейлиста уже пошёл на сотни. В общем, не зря затеяли.
«Крупняк»
В этот раз среди спикеров был целый ряд представителей крупных компаний, от Google до Intel. Неудивительно, что и в докладах фигурировала тема тестирования в таких масштабах. И в топ-10 по зрительским оценкам попали сразу два выступления, рассматривающие эту тему с разных сторон.
У Юрия Дымова был рассказ о том, как подходят к тестированию в Uber. Стартапы из Долины на ранних этапах обычно следуют принципу «move fast and break things» (если ничего не ломается — значит, недостаточно быстро развиваешься). Но когда счёт разработчиков начинает идти на сотни, а цена ошибки — на миллионы, качеству начинают уделять куда больше времени. И как именно подходят к мобильному тестированию в этой компании, которая из маленького стартапа выросла в гиганта? Например, так: «У нас нет мануальных тестировщиков. Вместо этого у нас есть 20 000 сотрудников компании, которые получают апдейты приложения заранее».
Джим Холмс
А в выступлении, которое по оценкам пользователей оказалось аж на втором месте, к теме подошли иначе. Джим Холмс за свою долгую карьеру работал с самыми разными компаниями — и говорил не о том, как устроено всё в какой-то конкретной, а о том, какие проблемы вообще типичны для масштабных компаний и как с этим жить.
Тут тоже хочется привести цитату: «Часто говорят, что тестировщикам надо участвовать на этапе составления требований. Но на самом деле есть смысл участвовать ещё раньше. У меня был случай, когда бизнес выбирал из трёх проектов и склонялся к одному из них. Мы заметили, что с ним связаны сложности, которые потребуют дополнительного времени. Когда мы обратили внимание бизнеса на это, было решено перейти к другому варианту, так что в первом проекте до требований дело даже не дошло».
Security
Ещё одной особенностью этого Heisenbug стало обилие докладов, связанных с безопасностью. И здесь в топ тоже попали сразу два таких.
Иван Румак
В случае с «Эффективным поиском XSS-уязвимостей» Ивана Румака высокие оценки показывают: если тема не нова, это не значит, что она неактуальна. А в выступлении Игоря Лырчикова (Digital Security) «Рекон и сбор скоупа перед тестированием на проникновение» многим могло запомниться вступление практически в духе шпионских триллеров: «заказчики нанимают нас, чтобы мы попытались взломать их систему разными способами, вплоть до проникновения в здание под видом чистильщиков бассейна». Правда, сам доклад был посвящён всё-таки не тому, как правильно носить накладные усы, а более онлайновому подходу к первичному сбору информации.
Разработчики инструментов
Если крупные компании и безопасность стали трендом конкретно прошедшего Heisenbug, то другая вещь была свойственна конференции и раньше: о популярных инструментах для тестировщиков у нас нередко рассказывают те люди, которые за эти инструменты и отвечают. И тут среди докладов-фаворитов тоже нашлись два таких.
Во-первых, про Puppeteer рассказывал Андрей Лушников из Google, который в списке контрибьюторов этого проекта занимает первую строчку. Поэтому, например, о свежем прототипе Puppetter for Firefox можно было узнать из первых рук. Хотя Андрей говорит по-русски, доклад был на английском — это типично для ситуации, когда человек живёт за рубежом и новые термины узнаёт сразу на английском.
Андрей Лушников
А во-вторых, о нагрузочном тестировании снова говорил известный многим Алексей Лавренюк (Яндекс). Он ранее представлял на Heisenbug проекты Яндекс.Танк и Яндекс.Вольта, а теперь вернулся с докладом про Pandora — «пушку для Яндекс.Танка». Это далеко не единственная доступная пушка для него — зачем она понадобилась, если существуют другие? В каких ситуациях лучше её применять? Как именно это делать?
Самый-самый
А какой доклад возглавил рейтинг? Кто из спикеров стал главным любимцем зрителей?
Этим человеком оказался Иван Ямщиков: человек, давно известный многим, но не как тестировщик. Машинное обучение интересует его и с академического ракурса зрения (Иван работает в Институте Макса Планка), и с индустриального (он сотрудничает с ABBYY), и как хобби (многие знают его как создателя проекта «Нейронная оборона»). Благодаря тому, что он глубоко знает эту тему и в то же время умеет очень ярко о ней говорить, Иван вечно блистает как спикер: он уже выступал на других наших конференциях, и его всегда принимают на ура.
Иван делится мудростью древних
А о чём он говорил, если его основная деятельность — не тестирование? Как раз о том, в чём эта деятельность пересекается с тестированием: доклад назывался «Что общего между тестированием и анализом данных». Это выступление было закрывающим на конференции, так что как раз подходило для такого общего взгляда.
И тут прослеживается интересная тенденция. За полгода до этого на московском Heisenbug многие оказались в восторге от Баруха Садогурского — который тоже не тестировщик, и тоже выступил с кейноутом, рассматривающим всё с близкого Баруху ракурса (DevOps). А в позапрошлый раз отличные оценки получил Виталий Фридман — тоже не тестировщик.
Получается, что на каждом Heisenbug находится нравящийся всем спикер, который вообще-то специализируется на другой теме — но, во-первых, благодаря этому может поговорить о тестировании с нестандартного ракурса, а во-вторых, умеет ярко преподносить материал. Интересно, кто станет таким в следующий раз?
А что в следующий раз?
Закрыв один Heisenbug, мы тут же анонсируем другой: в следующий раз конференция состоитсяв Москве 5–6 декабря. Кто выступит там? Сейчас можем назвать троих спикеров:
Артём Ерошенко (Qameta Software)
Артём уже неоднократно выступал на Heisenbug — рассказывая и про Allure Framework, к которому он имеет непосредственное отношение, и не только. А на прошедшем Heisenbug 2019 Piter Артёма тоже можно было увидеть, но не в качестве докладчика, а на стенде Qameta Software. Все, кто соскучился по его докладам и хотят увидеть его на сцене, смогут сделать это в Москве.
Виталий Фридман (Smashing Magazine)
Как упомянуто выше, Виталий уже украл сердца многих зрителей Heisenbug в прошлом году. Теперь он вернётся за новыми.
Adam Carmi (Applitools)
Ранее Адам успел поработать в IBM, Microsoft и Intel — впечатляющий список. Его текущая компания Applitools не так известна, зато в этом случае он не просто сотрудник, а один из основателей. И цель этой компании — «AI powered end-to-end visual testing». Хочет ли Адам в перспективе заменить вообще всех нас искусственным интеллектом? Вот и узнаем.
Остальная программа станет известна позже. Можно дожидаться этого, и уже тогда принимать решение, идти ли на конференцию. Но вот что стоит учесть: билеты будут постепенно дорожать. Поэтому, если у вас уже есть ощущение, что Heisenbug окажется для вас интересен — сейчас самое выгодное время для того, чтобы перейти к действиям. Вся актуальная информация о конференции и билеты — на её сайте.