Что такое ралли
Дисциплина раллийных гонок является очень популярной среди миллионов на сегодняшний день. Секундный экстаз от возможности увидеть пролетающую мимо на бешеной скорости машину за которую болеешь , способен заставить истинных фанатов стоять по три, четыре часа под открытым небом в любых погодных условиях. А сами раллийные гонщики считаются профессиональными водителями , которые в своем мастерстве могут дать фору любому водителю других гоночных дисциплин. Я лично являюсь тем фанатом что мечтает как увидеть гонки вблизи, так и принять в них участие в будущем. Ралли и его звёзды породили целый культ вокруг определенных моделей машин. Те кто любят ралли в свое время очень круто себя чувствовали при покупке, пусть даже и поддержанной, Subaru Impreza. Это же легендарная Субару на которой гонял сам Колин Мак Рэй, ощущение счастья при вождении такой машины зашкаливало. Сама дисциплина это адская смесь : адреналина , контроля , скорости, профессионализма, травм , высокой концентрации и ставок на кону. Гонщики каждый этап рискуют своим здоровьем, входя в коварные повороты и гоняясь при тяжёлых погодных условиях. Снег это плохо, но представим что он тает, на дворе ночь и моросит дождь , звучит страшно ? А таких этапов хватает в ежегодных турнирах WRC. Так когда же началось все это безумие? Нас ждёт увлекательный экскурс в историю ралли и знакомство с лучшими гонщиками, а так же механическими представителями , которые стали легендой. Пристёгивайтесь покрепче и мы взлетаем.
История раллийных гонок
С начала изобретения первых машин в конце 18 столетия, стало ясно что это лишь вопрос времени, когда человечество в силу своей природы начнет использовать их для соревнований. Так и произошло, начиная с 1894 года по всей Европе стали проводить междугородние шоссейные гонки. Что по сути своей очень напоминало ралли в его современном виде. Ведь такие гонки в основном проводились на загородных трассах которые были покрыты гравием. До 50, 60х это больше походило на съезд автолюбителей чем на профессиональные гонки. Люди съезжались на разные трассы на своих машинах и проезжали отдельные участки. Был популярен вид гонок где водитель должен медленне всего затормозить. Водители в основном ездили в парах и меняли друг друга. В 50х стало популярным протяжонное ралли » Лиеж — София », которое заканчивалось в Болгарии.
Гонка длилась примерно два с половиной дня. Доехав до Софии у экипажа был один час чтобы перевести дыхание и сразу же в обратный путь. Члены экипажа водили по сменно. Пока один был за рулём , другой спал. В конце 50х ралли постепенно начало эволюционировать, хотя конечно до приобретения финального вида этим гонкам было далеко. Автопроизводители тоже обратили внимание на такие гонки и трассы развивались. Однако, до своего нынешнего состояния этим гонкам было ещё далеко. В начале 60х произошло важное изменение — гонки стали профессиональные и на фоне их развития, стала развиваться и раллийная дисциплина.
Интересный факт что в Швеции ралли стали проводиться ещё в 1950 м году и назывались они » ралли заходящего солнца » (проходили летом).
Именно в те времена стали появляться профессиональные пилоты такие как: Раун Альтанин, Тимо Мякинен и Эрик Карлсон.
Тимо Мякиненин Эрик Карлсон
Скандинавы хорошо проявляли себя в подобного вида гонках и Тимо Мякиненина в 60х заметил Стюарт Тернер , директор отдела конкуренции BMC(british motor corporation) . Автомобилем фаворитом в те годы стал Austin mini Cooper.
Мякинен взял на нем первую победу на ралли в Монте Карло 1965 года. BMC в 60 противостояла шведская команда Saab, по сути, они были первые профессиональные команды под спонсорством автопроизводителей. Но как раз тогда и начали зарождаться добротные команды, а машины стали тщательнее готовить к гонкам и участкам. И с этого момента как началось… Другие автомобильные производители начали выдвигать своих участников , сначала Ford со своим знаменитым Cartina gt
а потом и Porsсhe подключились со своим 911.
Спецучастки теперь становились нормой и ралли начало обретать привычное очертание.
Сегодня, гонки все ещё работают по принципу заложенному в 60х , старуешь в точке А , заканчиваешь в точке Б и тот кто проехал за самое короткое время, считается самым быстрым по итогам участка. Тогда же и появилась необходимость в стенограммах , которые описывали всю дорогу от старта и до финиша.
Ведь участки были одинаково тяжёлыми что дорожние что так званные » боевые » спецучастки.
Плюс, гонщикам в те время приходилось иногда ездить целые сутки. Добавьте ко всему ещё и сложные погодные условия и можно будет понять почему штурманы быстро стали важным звеном этих гонок и перестали быть просто запасными пилотами. Перед каждым участком , команды ездили на разведку и штурманы наносили пометки по спецучастке. Первые стенограммы были простыми, но со временем они становились все лучше и лучше, так стали появляться профессиональные штурманы. Такие как: Джон Давенпорт и Генри Лиден.
1970-е принесли одни из самых значимых изменений , ралли как спорт обрел свою структуру и дисциплину, хотя все ещё сильно отличался от того что мы видим сейчас. Это продолжило быть тяжёлым испытанием на выносливость и некоторые этапы длились по три дня, включая ночные заезды. Первые перлы победы на своей Reno взял Уве Андерсон из Швеции в 1971.
Уве Андерсон
Впрочем потом лямка первенства и доминирования перешла под итальянский флаг. Их производители выпустили зверя, специально заточенного под раллийные гонки и он сразу себя зарекомендовал. Это была Lancia Stratos.
Заднеприводная Lancia с 5ти ступенчатой коробкой передач показывала отличные результаты и одерживала победу 2 года подряд в 1974–75. Но потом концерн Fiat выкупил права на Lancia и в итоге прекратил ее производство ибо перспектив помимо участия в ралли у машины особо не было. В итоге Fiat соревновался с Ford и хоть победа была за Ford, но Fiat заняли первое место на довольно важном »ралли — сафари» в 1977.
Пилотом Форд был один из лучших раллийных гонщиков того времени — Бьорн Вальдегаард.
Бьёрн Вальдегаард
В последствии они четырежды побеждал на »ралли — сафари» и в 1979 после пяти побед в трёх сезонах стал первым в истории чемпионом мира по Ралли. Во многом ему помогла культовая Ford escort второго поколения, которая была проста в управлении, лёгкая и надёжная, что позволяло пилотам показывать отличные результаты.
В 1979 ралли пришло к его привычному виду когда FIA все таки решилась организовать зачёт для пилотов. В то же время зародилась ещё одна культовая раллийная гонка : Париж — Дакар.
Она стала дитем французского мотогонщика — Тьери Сабина.
Тьери
В 1977 году он участвовал в ралли рейде » Абиджан — Ницца » и заблудился в ливийской пустыне. Его чудом нашли спустя три дня, в это время его посетила мысль », а попочему бы раз тут такие дела, не устроить постоянную гонку в Африке по сложности которой не будет равных». Она будет проходить через самую большую в мире пустыню Сахара и заканчиваться на берегу атлантического океана.
И уже в Декабре 1978-го Тьери Сабином был организован первый ралли рейд, финиш которого состоялся уже в январе следующего года, поэтому официальной датой Дакара считается 1979. Особенность такого ралли была в том, что в нем участвовали различные виды транспорта, в первом же рейде было : 80 автомобилей, 90 мотоциклов и 12 грузовиков. Грузовики изначально не допустили к гонке, но уже в следующем году им дали разрешение на участие. Изначально » Дакар », включал в себе 8 разнообразных этапов, каждый из которых включал маршрут из нескольких контрольных точек в разных городах и длился по 3 дня. Все же этапы заняли больше 2 недель. Первым победителем Дакара стал Сирил Неве на своем мотоцикле Yamaha. Чтобы добавить интереса к гонке и соперничеству, каждый год маршрут ралли менялся. В 2000-х организаторы столкнулись с серьезной проблемой — на севере Африки постоянно нарастала террористическая угроза. Из за этого Дакар в 2008 впервые пришлось отменить. С тех пор знаменитая гонка ежегодно проходит в южной Америке и собирает огромное количество участников.
Итак, вернёмся к нашим баранам, точнее коням, к лошадиным силам , тьфу ты , ну да ладно. В 80х ралли вышло на новый уровень , соперничество стало сильнее и с ростом интереса рос и азарт. Так появилась легендарная группа Б.
Все началось с Audi Quattro, которая послужила в 80-х отправной точкой для машин этой группы.
Она была первой полноприводной участницей. FIA упростила регламент и позволила собирать эволюции уже существующих машин группы Б, это позволило собирать такие супер кары, что многие даже считали группу Б способной утереть нос Формуле 1. Это были настоящие звери на колесах. Они были очень тяжёлыми и надо было заранее продумывать тактику входа в повороты и проезда определенных участков. Lancia опять взяли участие и создали новые скоростные прототипы и как по мне среди всех представителей, наверное именно на Лянче образца 70,80-х я бы хотел прокатиться больше всего. Неограниченные регламентом и в поисках новых мощностей разработчики, в какой то момент начали выпускать такие раллийные экземпляры у которых стояли турбомоторы мощностью в 600 сил, что намного больше чем у современников. Учитывая полный привод, это стали просто безумные представили 4-х колёсных. Машины, которые стали настоящими иконами той эпохи, помимо Audi Quattro были: Peugeot 205 t16 и Lancia delta s4.
Lancia
Эта машина (Lancia delta s4) по праву может считаться самой мощной и в то же время самой жуткой из когда-либо созданных машин, по неофициальным данным она могла разогнаться с места до 100 км/ч за 2 с половиной секунды и это на гравии. Это было очень опасно и привело к череде аварий. А ещё одной звездой ралли в тех годы стал немецкий пилот — Вальтер Рерль , который являлся представителем Audi.
За свою 14 летнюю карьеру он завоевал 14 побед. Он был целеустремлённым и имел свой стиль езды, очень напористый. В повороты он входил на прямых колесах , тормозил, а потом поворачивал, что чаще приводило к сносу чем заносу, но это позволяло ему ехать довольно быстро, хоть и было рискованно. Ему нужно было показать что он лучший из лучших и он доказывал это, избирательно, но все же. Был и пилот который был очень успешным при том что никогда так и не стал чемпионом, его звали Маркку Ален.
Много кто из других пилотов отозвался лестно об этом талантливом финском пилоте. Он выиграл 19 этапов, но ни разу не стал чемпионом. Были в ралли и пилоты женщины такие как Мишель Мутон, эта женщина утитрала многим гонщикам нос .
Надеюсь ее муж любил скорость. По сути в 1981,82-х годах, борьба была сосредоточена между ней и Вальтером. Но позже начали происходить аварии с летальными исходами о которых упоминалось ранее. Первым инцидентом было столкновения с толпой и смерть троих зрителей. Это наверное было одной из проблем, толпы фанатов стояли прямо у трассы, а иногда и перекрывали ее живым щитом и гонщикам приходилось рассчитывать, что входя в крутой поворот, на выходе из него их может ждать толпа , это было очень опасно, но одновременно с этим, никаких мер не предпринималось. Так же, в то время с 1984 по 1986 погибло пару пилотов. В последствии чего организатор ралли, в лице FIA резко отреагировал на череду трагедий и запретил группу Б. Многие гонщики были возмущены таким решением, они говорили что можно было сосредоточиться на том чтобы сделать группу Б безопасней и не поступать так категорично. Некоторые пилоты не смогли продолжать участвовать в ралли из-за того, что других автомобилей, которые бы подходили под новые стандарты у них по просту не было.
Группа А
В ней принимали участие обычные, дорожные автомобили на которых мы ездили каждый день. Изначально, пилоты недоумевали: как мы будем ездить на таких машинах, как будем развивать необходимую скорость и так далее. Несмотря на это, все быстро приспособились к новой группе. Эти изменения были глотком свежего воздуха для ралли и привнесли ряд здоровых изменений, таких как: предоставления возможности большему числу пилотов проявить себя, так как машины этой категории были более доступны , легче управляемы и к ним быстрее адаптировались. Это дало шанс другим производителям показать свои модели, которые до этого не подходили для категории Б , соответственно появилось больше марок участников. Так же появились новые этапы. Форсированный двигатель и жёсткая подвеска делала из обычных серийных автомобилей, легендарные машины которые обрели любовь миллионов и которые покупали все, кто интересовался ралли и имел такую возможность. В этом и заключался их шарм, машина на которой ваша бабушка ездила за покупками , на этапах заставляла посмотреть на нее совершенно с другой стороны. И вот ты видишь, как в руках опытного пилота она превращалась в настоящий раллийный болид, который виртуозно входил в повороты. И уже к 1987 году мощность таких машин выросла до 400 лошадиных сил и они уже показывали времена получше, чем их предшественники группы Б. При том, что сил у них было вдвое меньше. Lancia и в этой группе умудрилась проявить себя и приобрести статус легенды. Команде удалось побеждать в зачёте производителей целых 6 лет, а ее пилоты трижды завоевали титул в личном зачёте. Ни одна другая марка не смогла этого добиться. До 1990 в ралли доминировали 2 пилота : Юхо Каннкунен и Массимо «Микки» Биазьен.
Массимо Микки
В 1987 Каннкунен выиграл чемпионат за рулём Lancia и стал первым раллистом сумевшим защитить свой титул. Он был единственным пилотом кто становился чемпионом как на машине группы Б так и на машине группы А. Каннкунен прекрасно приспосабливался к переменам и спокойно ко всему относился , если с машиной во время езды случалась поломка то он просто подстраивал свою езду под новые условия. Много других пилотов высоко оценили его мастерство, а его четырехкратное чемпионство только подтверждает это. То же говорили и о Микки Биазьен, он был поспокойнее, но за счёт мастерства и классной команды побеждал в 70% этапов в которых учасвовал. Позже на сцене появился Карлос Саенс на своей Toyota Celica и она помогла ему 8 раз подняться на подиум.
Вышел на сцену и Томми Мякинен, котрый впервые победил на ралли » тысяча озёр » в 1994 году за рулём Ford escort rs.
Мякинен
Потом он стал пилотом Mitsubishi и был лучшим с 1996 и по 1999 год.
В 1995 серьезную конкуренцию ему составил пилот Subaru Impreza Коллин Макрей.
МакрейЛегенда
Вне гонок они были лучшими друзьями, но стоило им сесть за руль, как они становились суровыми соперниками. У них 49 побед на двоих. Оба очень любили скорость и были невероятно преданы своему делу. Они часто вылетали с трассы из за своей напряжённой конкуренции и стремления к победе.
В 1997 году появился привычный ныне регламент постройки раллийных автомобилей , это был формат WRC. Теперь турбиной и полным приводом можно было экипировать люблю машину выпускаемую в требуемом объеме, даже если она моно-приводная. Это позволило большему количеству производителей принять участие и выпускать свои раллийные болиды. И новая формула WRC возымела серьезный успех. В 1999 Колин Макрей одержал ещё одну победу на Ford focus.
А его место в Subaru занял не менее успешный и профессиональный Ричард Бёрнс.
Ричард
Позже Макрей перешёл в команду Citroen в 2004. В 2004 к победителям присоеденился Маркус Грогхольм. А позже и Себастьян Лёб который стал девятикратным чемпионом мира по ралли подряд с 2004 по 2012, только в 2004 он победил 6 раз, а в 2005 десять раз! Вот это действительно ураганный пилот!
Себастьян
Он стал самым титулованный и успешный раллист за всю историю. Он единственный среди перечисленных остаеться пилотом до сегодняшних дней.
В этом году состоится уже 50 сезон чемпионата мира по ралли, который принесет миру новые имена и новые эмоции. Ралли это захватывающая гоночная дисциплина, любимая миллионами по всему миру. Мне кажется странным что до сих пор не сняли фильм про ралли , хотя про формулу 1 сняли замечательный » Гонка ».
Только представьте какой классный экшн с элементами драмы можно было бы снять : яркие гонки , живые трюки , потрясающие виды. С другой стороны, мы можем все это наблюдать с записей настоящих чемпионатов или множества роликов на Ютубе. Плюс ко всему, есть уйма игр на раллийную тематику. Мои рекомендации в этом жанре: Richard Burns rally, colin McRae rally 2005 и последние две части Dirt rally. Всем желающим научиться можно пойти в профессиональную ралли школу, такие школы есть в большинстве стран. Заканчивая, хочу посоветовать вам Ютуб канал — Автокульткура, с его помощью я узнал много нового не только о ралли и его пилотах , но и о других гоночных дисциплинах и машинах в общем. Даже для этой статьи, много информации было подчерпнуто из видео на канале. Желаю всем нам безопасных дорог и наполненной яркими приключениями и эмоциями жизни! А я укатыаю отсюда.