Что так с перезапуском «Кинопоиска»
От создателей блокбастера «Что не так с перезапуском «Кинопоиска»
Интерес к перезапуску «Кинопоиска» не угасает даже после того, как «Яндекс» откатил всё назад. В одном конкретном случае сошлось слишком много: и масштаб аудитории сервиса, и его положение в рунете, и накопившееся раздражение пользователей сервисов «Яндекса» (а всегда довольных юзеров не бывает). Но давайте сменим угол, и взглянем на произошедшее с другой стороны: в конце концов, обычно кризис обладает оздоравливающим эффектом, позволяющим увидеть то, что действительно важно, и извлечь уроки на будущее. В ситуации с перезапуском «Кинопоиска» есть и свои положительные моменты.
#1. Универсальный онлайн-кинотеатр
В чём проблема легальных онлайн-кинотеатров в рунете? Кроме, конечно, странной тяги дублировать всё подряд, игнорируя потребности англобогов и субтитробояр. В том, что их слишком много. И каждый держит свой кусочек копирайтреского пирога, отбиваясь палками от любых желающих посягнуть на их долю. Вместе с тем в рунете прекрасно существуют качественные, платные, но пиратские сервисы, которым глубоко насрать на границы, начерченные копирастами на их контурных картах всемирного владычества, и выкладывающие всё подряд, что только интересно более, чем двум платёжеспособным зрителям.
В этом смысле NewКинопоиск может стать первой ласточкой легального универсального кинотеатра, где найдётся всё. Разработчики писали, что потратили значительную часть времени, чтобы сделать универсальный плеер, т.к. сказать, службу одного окна, где можно смотреть видео со всех подключённых сервисов — но их голоса потонули во встречном хоре возмущённых требований идти со своими плеерами в лес и вернуть всё как было. Тем не менее, плеер есть, сайт есть, и хоть и на поддомене, но он работает: видео из кинотеатров «Амедиатека», ivi.ru, Megogo.net, Tvzavr.ru, Pladform, ВГТРК, «СТС Медиа», Rutube, Ayyo выводится в универсальном плеере с единым дизайном для всех. Регистрация тоже упрощена до предела: в два клика через яндекс-аккаунт без необходимости куда-то ходить. Разделённой остаётся только оплата, но и с этим обещают что-то сделать. Под это дело, кстати, на NewКинопоиске, кстати, наконец-то добавили нормальные списки эпизодов для сериалов, чего раньше не было, и чем он сильно уступал тому же IMDb.
В общем, если бы «Яндекс» не попытался на голубом глазу протащить этот онлайн-супермаркет под видом старого-доброго «Кинопоиска», то реакция на усилия команды их разработчиков могла бы быть совсем другой. Тем не менее, на другом домене, на этом домене или как-нибудь ещё — Яндекс-кинотеатр имеет как минимум неплохие шансы на успех, потому что это ответ на реальный запрос рынка. Своеобразный «Яндекс-маркет» для онлайн-проката.
Самим онлайн-прокатчикам я бы по этому поводу особенно радоваться не рекомендовал, а посоветовал в качестве хрустального шара, показывающего будущее, использовать отзывы интернет-магазинов, подключённых к «Маркету», особенно в последние пару лет — и почитать про комиссии и всё-всё-всё. Или почитать, что пишут таксопарки, подключённые к «Яндекс-такси». Впрочем, таксистов никто не жалеет — и Ivi.ru тоже жалеть никто не будет.
#2. Мы узнали, что люди ценили в «Кинопоиске»
Второй положительный момент — это гигантский поток обратной связи, подчас бессвязной, но вполне доступной для анализа и структурирования. Главное вычленить эмоциональную составляющую, а то на общем фоне эмоционального подъёма ЧСВ прежних разработчиков КП зашкалило до 9,5/10 по меньшей мере — мол, гениальный сайт, и мы гении чистой красоты, сразу всё знали, во всём были правы и т.д.
Одна вещь, которую я знал про Кинопоиск всегда (а моему профилю на сайте 8 лет, и я захожу на него практически каждый день): что сайт — говно. Медленное, с дико неудобным интерфейсом, часто лагающее. Повторюсь, я на сайте 8 лет, но так и не запомнил разницу между меню «Мой кинопоиск» и «Профиль юзера»:
В одном из них спрятаны мои оценки фильмам, в другом — собственно списки фильмов. Где логика? И таких моментов сотни. Т.е. обновление сайта напрашивалось давно. Конечно, надо было очень постараться, чтобы переделать далеко не идеальный сайт так, что даже его критики поняли, как на самом деле его любили.
Это практически сюжет мелодрамы на языке битов и байтов: живёшь ты такой со старой нелюбимой женой, уже давно видишь в ней только морщинки и трещинки, а потом приходит такой улыбчивый коммивояжёр к твоему порогу, и не спросив, забирает твою жену, а вместо неё подсовывает силиконовую куклу с большими сиськами и гладкой кожей — только туповатую, тормознутую и неживую. И ты такой бросаешься на выручку своей жены, 25 минут высокобюджетного экшена, враги повержены, новостные сюжеты захлёбываются, пересказывая твою историю, а ты встречаешь свою старушку и смотришь на неё глазами заново влюбившегося человека — музыка, титры.
Но это в кино. В жизни после титров старушке всё равно надо к стоматологу, заменить бедро, пересадить почки и поставить кардиостимулятор — иначе пелена с глаз спадёт, и всё опять пойдёт по новой. В конце концов, я где-то видел статистику, что за последние 2 года суточный трафик Кинопоиска снижался — с 20 до 15 миллионов в сутки, или вроде того. Не потому, что публика в нетерпении ждала онлайн-кинотеатр на его месте, как думали эффективные менеджеры Яндекса, а потому что на все обновления сайта, за исключением контентных, абсолютно забили.
Теперь, по крайней мере, «Яндекс» точно знает, что людям дорог их пользовательский контент — возможно, его стоит как-то заметнее отразить на главной, а не прятать в менюшки.
А ещё «Яндекс» теперь в курсе, как людям были дороги аналитические возможности «Кинопоиска» — возможность практически любые данные покрутить, повертеть и сопоставить в любом виде — это же мечта гика.
Теперь у Я есть огромный массив данных из первых рук, которые им не могла дать аналитика (все, наверное, уже читали, что менеджеры компании просто выкидывали сервисы, посещаемость которых им казалось слишком низкой — конечно они судили ими на основе статистики, и жестоко обломались): что на самом деле было дорого пользователям, что стоит сохранить, а что улучшить. Как «Яндекс» этим распорядится — другой вопрос, потому что, как мне кажется, старая структура КП со всеми его возможностями в новый «бета»-дизайн просто не впихуема. Т.е. плеер — ок, а всё остальное, по-хорошему, бы выкинуть и начать заново. Но, опять же, мяч на стороне «Яндекса»: о таком количестве пищи для размышлений они и мечтать не могли в других обстоятельствах. А теперь — пожалуйста, размышляйте.
#3. Гики рулят и педалят
Третий положительный эффект от перезапуска «Кинопоиска» в том, что голоса гиков что-то значат. По крайней мере, для «Яндекса». Морально, и это было видно по комментариям, большинство было готово к тому, что щас побузим, но нас проигнорурют, всё оставят как есть, а особо буйных обвинят в карже леса и забанят — ой, простите, это из другой сказки. Но, в сущности, возможности для этого у них были. Правда, посещаемость нового КП, конечно, просела бы, но ещё не факт, как бы всё обернулось через полгода.
Но, видимо, даже если культура запусков проектов в «Яндексе» уже не та, сам «Яндекс» пока не в курсе, что он изменился, и продолжает считать себя дружелюбной компанией и следит за настроениями юзеров. И поэтому закрывать глаза на ярость комментаторов не стал. Это хорошая новость для всех — как-никак, а нас услышали, и гражданское общество по крайней мере внутри рунета на что-то способно.
Задним числом видно, что в рунете произошла практически идеальная оранжевая революция:
- событие, спровоцировавшее спуск лавины,
- запуск сайта, который, с одной стороны, агрегирует негативные отзывы, а с другой — добавляет легитимности возмущениям: «Смотрите, 96% тоже не согласны!»,
- внутренняя оппозиция, сливающая некрасивый инсайд в самый неприятный для «режима» момент,
- многотысячная пехота, атакующая яростными и, часто, за гранью приличий и здравого смысла, сообщениями всех подряд, кто, как им кажется, причастен к исходному событию,
- СМИ, освещающие происходящее, превращающие его из локального бунта в центральное событие дня, и, вместе с тем, выступающие невольными координаторами происходящего,
- дрогнувшее руководство, откат назад.
Слухи и намёки на «срежиссированность атаки», фотошопы на конспиративных квартирах Госдепа и регистрацию домена newkinopoisk.ru ещё в апреле, только добавляют пикантности ситуации.
Из общего арсенала не были задействованы разве что взломы с приветами от виртуальной оппозиции на морде сайта.
Нет сомнений в том, что в том или ином виде это будет повторяться в каком-то виде и дальше по любым поводам, чересчур задевающим аудиторию тех или иных проектов. Ничего красивого, конечно, в произошедшем нет — стоит хотя бы почитать, что та самая интернет-пехота писала, не разобравшись, таким же жертвам перезапуска — редакции КП:
Избранное из папки "другие сообщения" на фейсбуке. pic.twitter.com/RkJDOrKoKA
— Tatyana Shorokhova (@zlobuster) 12 октября 2015
— но такова цена ошибок, жадности и неумения слышать, именно так выглядит процесс притирки корпораций к обществу. Потому что идеал бизнеса, в сущности, прост: сайт, на котором одна кнопка — «Класть деньги сюда», и бесконечный поток пользователей с раскрытыми интернет-кошельками. А пользователи, в свою очередь, хотя каких-то сервисов, услуг, качества. Уважения, в конце концов. И иногда просто нужен большой кризис, чтобы напомнить, что пользователи — не просто кошельки на ножках, и установить/восстановить какие-то границы и правила.
Какими эти правила должны быть — тема для отдельной статьи, а может и книги — «Уроки Кинопоиска», условно говоря. Но краткую версию хорошо сформулировал Тёма, который, кстати говоря, уже несколько лет как к падающему качеству дизайна сервисов «Яндекса» непричастен:
1) Дизайн надо делать для людей, а не для других дизайнеров. Даже если другие дизайнеры не оценили твой дизайн, а людям нравится, то нахуй других дизайнеров. Убивать функционал, которым люди пользовались — самая большая глупость на свете. Лидер по наплевательству на привычки людей — Форсквер, не берите с него пример.
2) Пользовательские данные — это самое святое. Если человек вбил что-то в какую-либо форму, надо это любить, беречь и сохранять. Если человек копит на сайте какой-то контент (тексты, картинки, оценки и пр.), то нужно беречь это пуще зеницы ока.
(Кстати, не стал бы ставить на это деньги, но если «Яндекс» снова обратится за дизайном сервисов к Лебедеву — я не удивлюсь).
Таким образом у меня вышло три вещи, которые «так» в истории с перезапуском «Кинопоиска». Возможно, в комментариях насчитают их ещё больше.