Что пользователи «ВКонтакте» говорят и узнают о киберпанке

Киберпанк — одно из широко обсуждаемых направлений в игровой и кинокультуре 2017 года. Всё, что было выпущено или анонсировано под знаком киберпанка в этом году — фильмы («Призрак в доспехах», «Бегущий по лезвию 2049»), игры (новости о Cyberpunk 2077, Red String Club, The Observer) и т.п., — породило большую реакцию и явный рост интереса к киберпанку не только у «олдфагов» (знатоков и любителей, задолго до этого сформировавших свой интерес к киберпанку), но и у тех, кто раньше ничего или почти ничего о нем не слышал.

Изучению этой реакции и посвящена моя публикация. В ней ничего не говорится о киберпанке как таковом. Её объект — это »популярный киберпанк», а задача — определить, чем является, как воспринимается, с чем ассоциируется «киберпанк» для пользователей Интернета в России.

ruqdhdt9vtcouxzbzwvcweiatma.jpeg
Очевидно, что это очень трудная задача, требующая больших ресурсов. Однако мы можем приблизиться к ее решению, обратившись к одному из наиболее показательных источников — социальным сетям. Соцсети — зеркало и одновременно инструмент формирования популярных представлений.

Для тех, кому неохота вникать в подробности, могу сразу тезисно сказать о результатах.

  • «Киберпанк» стал действительно популярным явлением для пользователей соцсетей. В среднем, в «ВКонтакте» в относительно «негорячем» периоде, который я взял для анализа, в день публиковалось ~ 100 записей.
  • Киберпанк интериоризировался, — стал маркером и способом самоопределения пользователей, которые упоминают «киберпанк», когда говорят о себе, своих предпочтениях, своих реакциях на новости, об окружающей их среде и т.д. Кроме того, для многих киберпанк стал основой творческой активности. Еще одно проявление — рост коммерческой активности вокруг киберпанка.
  • Наиболее популярные общие контексты, в которых упоминался «киберпанк», — списки (рекомендательные списки к прочтению или просмотру), юмор (мемы), игры, арт, музыка, фильмы. В ряде контекстов наиболее распространенные ассоциации значительно отличаются от эталонных представлений о киберпанке.


Дальше — просто подробности того, как я пришел к этим выводам.

То, что можно пропустить: методология исследования.
Я использовал ту же методологию, что и в других моих работах по изучению массовых представлений. Социальные сети я рассматриваю как инструмент, канал формирования, внушения и одновременно «зеркало» массовых представлений, зачастую очень неоднородных, не монолитных.

Каждый »вещатель» (паблишер), — в роли которого может быть человека или сообщество,- публикующий в социальной сети контент, выступает как транслятор определенных представлений, ассоциаций и т.д. — собственных или «отраженных», чужих. Соответственно, адресат представлений — это аудитория «вещателя», которая, помимо пассивного усвоения (принятия к сведению), может проявлять и «эхо»-активность: репосты, лайки и комментарии к записи паблишера позволяют представлениям достигнуть наибольшего охвата и влияния.

С другой стороны, социальные сети — это пространство, исключительно хорошо репрезентирующее те популярные, широко распространенные представления, которые циркулируют в современной культуре. Определенно, из всех публичных источников такого рода данных соцсети — один из наиболее «живых» и непосредственных. По публикациям в соцсетях мы можем проследить как популярность тех или иных тем и событий, так и контексты, в которых они упоминаются. Иначе говоря, благодаря соцсетям, мы не только видим уровень и динамику популярности явления, но и его ассоциативные связи: в связи с чем о нем говорят, в каком ключе, что подчеркивается и т.д.

Из всех социальных сетей, широко используемых в России и СНГ, наибольшую ценность для такого исследования представляет «ВКонтакте». Только эта соцсеть позволяет сейчас определить аудиторию (охват) постов и может дать полноценный, «сплошной» срез публикаций. Поэтому все выводы мы будем делать только на основе материалов этой соцсети.
В то же время, «ВКонтакте» накладывает ограничения. Во-первых, это ограничения по аудитории. Естественно, аудиторию «ВК» нельзя приравнивать к российской аудитории вообще, хотя она и более «демократичная» по сравнению с «Фейсбуком». И среднестатистический паблишер в «ВК» заметно отличается от аналогичного в «Одноклассниках» и «Фейсбуке», главным образом, за счет разницы в возрасте и целях присутствия (позиционировании). Не углубляясь в аналитику, скажу очень обобщенно, что, аудитория «ВКонтакте» — более молодая, раскрепощенная и ведет себя наименее формально по сравнению с «ОК» и «ФБ».

Во-вторых, есть ограничения по глубине аналитики. Мне как рядовому пользователю доступна глубина в 1000 записей на запрос. И если в одних случаях этого более чем достаточно, то с «высоконагруженными» темами, — как в случае с киберпанком, — этой глубины хватает на несколько дней. Поэтому пришлось создать скрипт, проводящий регулярный парсинг записей по ключевому слову и отдельно сохраняющий ссылки на них.

Таким образом, методологически работа довольно проста:

  • сбор всех открытых записей из «ВКонтакте», в которых так или иначе упоминалось слово «киберпанк», за период с 19.10.17 по 01.11.17 г. Специально подчеркну, что записи, которые косвенно относились к проявлениям киберпанка, но не упоминали самого слова, в выборку не вошли;
  • анализ записей по формату, виду, теме, охвату, контексту;
  • обобщение и интерпретация результатов.

Результатом должны стать ответы на вопросы: кто, что и в связи с чем говорит о киберпанке в «ВК».

Основная сложность в такой работе — это интерпретация. Есть опасность подменить результат собственными представлениями, и я очень старался этот момент минимизировать.
Также очень важно не давать оценок выявленным представлениям. То, что знают о киберпанке профессионалы (в области литературы, культуры, игр и т.д.), включая фундаментальные референсы, эталоны, заметно отличается от того, как выглядит киберпанк в глазах непрофессиональных групп. Например, вторичный (с точки зрения знатоков) продукт с элементами киберпанка может стать эталонным референсом для других групп, как это произошло с клипами Тэйлор Свифт.


Временные рамки исследования

Я ограничился периодом в две недели — с 19 октября по 1 ноября 2017 г. Почему так? Дело не столько в трудности получить данные большей глубины. Как выяснилось, этот двухнедельный период можно рассматривать как один большой синхронный срез, с минимальной динамикой. Фактически своей работой я отвечаю на вопрос «Каким представлялся киберпанк в октябре 2017». Более длительный период привел бы меня к теме «как менялись представления о киберпанке», а это уже, хоть и очень интересная, но совсем другая история, для которой требуются другие ресурсы.

Общая картина


За этот период в «ВК» было опубликовано свыше 1250 записей, в которых упоминается киберпанк. Суммарный охват — 2 133 000 + просмотров.
В день публиковалось от 62 до 107 записей-постов. При этом довольно большое число записей, в среднем 35%,  — это «личные» публикации, которые публикуются пользователями на личных страницах. Соответственно, доля пабликов — 65%.

Найти какой-то тренд на увеличение/уменьшение числа публикаций в день, я не смог. Единственное, что показалось любопытным (но отчасти закономерным в связи с ослаблением промо-кампании «Бегущего по лезвию») — постепенное снижение числа «личных» публикаций с 43% в начале периода до 31% в конце.

Также на этом материале я не смог найти зависимости числа и типа публикаций от возраста паблишеров.

Интериоризация киберпанка


Интериоризация — процесс, когда культурное явление, понятие, нередко довольно сложное и многообразное, становится для конкретного человека лично переживаемым, интуитивно понятным и узнаваемым в окружающем мире. Интериоризация киберпанка наступает в тот момент, когда человек начинает называть «киберпанком» вид из окна, картинку, новость из СМИ, музыкальную композицию и т.д. И пользователь спешит поделиться в соцсети новостью: «Я открыл киберпанк в окружающей среде!».

В нашем случае киберпанк получил сравнительно высокую интериоризацию. Она заметна, например, в том, как часто слово «киберпанк» используется в реакциях пользователей: паблишер размещает определенный контент (новость, картинка и т.д.) и комментирует его как пример, симптом киберпанка. При этом в исходной новости ни о каком киберпанке не говорится (она вообще может быть из другой оперы), —, но паблишер распознает его в новости и ставит происходящему «киберпанковый диагноз».

f89f41487408b4ac703055c0cf6b8623-full.jpg
55ebd2e73fdd9e1079abae8d21bfe393-full.jpg

Реакции составляют ощутимую часть от общей выборки (более 10%), но, поскольку в большинстве своем это личные записи, их охват невелик. В чём же пользователи «открывают» киберпанк?

Главный источник «узнаваемого киберпанка» (более 49 реакций из 140+) — это новости. Наиболее сильные, по числу реакций, новости связаны с событиями и достижениями в области робототехники (Робот София, Робот в правительстве Ленобласти) и искусственного интеллекта (пример). Основная реакция на них — фразы из серии «киберпанк, который мы заслужили», «киберпанк уже рядом» и т.д.

jdqcjdlwaxhn-vwpvc-xn6hcqcm.jpeg

Отдельно можно отметить »контрастные новости». Как правило, это сообщения о проявлении технологий в несвойственных сферах или об их неожиданном, нелепом применении. Паблишеры видят в этом яркий симптом наступившего киберпанка или же киберпанка «по-русски». Примеры — новости об игре Тетрис, встроенном в бортовой компьютер «Газели», о задаче про спиннеры в олимпиаде по информатике, о желании представителей РПЦ мониторить виртуальную жизнь, о преступниках, которые ограбили жертву через онлайн-банкинг и т.д.

evmhzfhrntc4blo9dqjyjqpjuou.jpeg

Близки к предыдущему реакции на мемы (подробнее дальше) либо изображения со смешными подписями. Тематика разная: IT-юмор (пример), впечатление от кино, просто «ржачные» картинки (пример) и т.п.

Непосредственная окружающая среда тоже являются генераторами киберпанк-реакций, причем, видимо, наиболее личных, демонстрирующих активное включение элементов киберпанка в картину мира. Пользователи «ВКонтакте» обнаруживают то, что им кажется киберпанком, в собственной повседневной жизни — в архитектуре и интерьере (пример), одежде, обуви, аксессуарах (пример) и т.п.

7e33c1dab0e55b1710a1648f85be568d-full.jpg
1ebc95a1b8f45cb3ad525d1f5dc3ea26-full.jpg
hsg0_dmdarx5kvkcxsg72w195cw.jpeg

Отдельно отмечу впечатления от путешествий: попадая в Пекин, Сеул и т.д., паблишеры ощущают себя в цитадели киберпанка

b68d08257c53bf71097259acb3e6ceaf-full.jpg
7bdf9ae6c61c236dc497a5db3cbfe556-full.jpg
0ab72dc0dd8693a24f1b5a9426053bb7-full.jpg

Таким образом, киберпанк, при всей «искривленности» представлений (т.е. их несоответствии эталонной концепции), становится родным, близким и понятным пользователю.

Это подтверждает и анализ личных самохарактеристик пользователей в соцсети. Они используют «киберпанк», заявляя о себе, о своих предпочтениях, т.е. проводя «самопрезентацию» в разных ситуациях:

в постах на собственных страницах, адресованных друзьям и гостям профиля;
ca4ba1c08847994044bd8d1c49c5bf19-full.jpg
3c77a5414b6e263437561de8ba0b51d5-full.jpg

а также в постах, адресованных широкой аудитории «единомышленников», в частности в пабликах знакомств и в пабликах поиска партнеров по ролевым играм. За период опубликовано в общей сложности около 30 таких «самопрезентаций», с декларацией интереса/любви к киберпанку.

afd03ff3c76f72a884101aca9ee16b5e-full.jpg
0a53467f7b08718c2e8a3f4b62033d2d-full.jpg

Еще один признак интериоризации — это творчество разного уровня, от поделок до вполне законченных произведений. В первую очередь, это два типа продуктов:

первый — визуальные продукты: арт, изображения, иллюстрации, поделки, которые авторы пользователи размещают у себя на страницах;

6ec897d9f2e9d2eed8867549a35f5de1-full.jpg

второй — тексты: стихи, фанфики, разного рода «ЛитРПГ» и прочее.
afd48a42584d7f49d02cfbaa2806d7ee-full.jpg

В общей сложности за исследуемый период было опубликовано не менее 50 таких публикаций. Часть публикаций совмещает собственно творчество с монетизацией и призывом купить арт, книгу и т.д.

Популярный киберпанк: контент и контексты


Списки: «Нейромант» и (внезапно) «Облачный атлас»


Списки — это один из наиболее летучих, легко распространяемых типов контента в социальной сети. У большинства списков нет автора, они мешают в кучу множество разносортных явлений, но зато обладают эффектом энциклопедичности, чартовости. Всё это, с одной стороны, придает им возможность легко мигрировать от паблика к паблику, собирая огромное число просмотров и репостов, с другой — предопределяет их низкую вовлекающую способность. Списки, в массе, «вешают на стену, чтобы не забыть» и немедленно забывают.

Естественно, это относится и к тем спискам, в которых упоминается киберпанк.
В общей сложности, это более 15 разных списков, которые были за эти две недели опубликованы свыше 130 раз и получили суммарный охват в 417 000+. Это самый большой охват среди всех остальных типов контента.

Каким же боком киберпанк оказался в «списках»? Кто или что стал его «послом» в самом популярном типе контента?

Топовые позиции по охвату занимают 3 списка, относящиеся к литературе:

список »27 книг, которые нужно прочитать до 27 лет» (есть несколько вариантов названия). Послом от киберпанка в этом списке является »Нейромант» У. Гибсона. (пример). Благодаря 66 публикациям этого списка, о «Нейроманте» как ключевом произведении киберпанка узнала аудитория в 218000+;

списки »10 книг от (осенней) депрессии» (19 публикаций) и »10 книг, ломающих сознание» (11 публикаций) собрали суммарный охват в 135000+. Оба списка предлагают аудитории как образец киберпанка книгу »Облачный атлас» Митчелла.

Что интересно, «Облачный атлас», благодаря и этим двум, и менее распространенным спискам, заслужил репутацию «типичного» киберпанка, не будучи явным образцом киберпанка для знатоков.

Не отходя от кассы, можно сказать и, в целом, о контексте «киберпанк в книгах». Тем более, что он отнюдь не топовый — у ~100 записей небольшой общий охват 81000+. Среди книг и авторов, которые стали для пользователей «ВК» манифестацией киберпанка, — тот же «Облачный атлас» и ожидаемые Филип Дик, Стерлинг, Гибсон, Нил Стивенсон, а также Виктор Пелевин (в связи с выходом его нового романа об искусственном интеллекте). Самые же популярные записи — это посты-ссылки на статью «Киберпанк-книги: 10 главных романов», которая и стала основным источником представлений о киберпанк-книгах в этот период.

Мемы: «Киберпанк, который мы заварили»


Мемы в «ВКонтакте» — это, наверное, самый популярный контент. Очевидно, что мемы являются исключительно эффективным способом популяризации, создающим заметно упрощенное или искривленное представление явления и в то же время транслирующим его на массовую и совсем не искушенную аудиторию. При этом в отличие от списков, за счет юмора, мемы имеют заметно большее вовлечение аудитории, получают большую реакцию.

Это подтверждается и на примере киберпанка. Построенный на упоминании киберпанка мемовый контент (т.е. картинки с подписями, создающие юмористический эффект) получили самый большой охват из всех типов контента (после «списков») — свыше 325 000. Мемам уступают и фильмы, и игры, и музыка. Что интересно, практически полностью этот охват создал один-единственный мем. Фотография с изображением упаковки чая под названием «Cybertea» и подписью «Киберпанк, который мы заварили» была опубликована в 20+ пабликах. Можно сказать, что этот мем — главное, что пользователи ВКонтакте узнали о киберпанке в этот период.

5mnqmyiajnr6clxntbyw6m8vrk4.jpeg

Игры: BadComedian и остальные


Общий охват публикаций про игры, в которых так или иначе упоминается киберпанк, — сравнительно большой: 271000+. Это больше, чем у фильмов или музыки. Но это лидерство — своеобразное: примерно половина всего охвата создана одной «сильной» публикацией в паблике, который, в общем, достаточно далёк от темы игр, но, видимо, неплохо улавливает и использует «актуальные тенденции». Эту публикацию с охватом в 103000+ сделало сообщество BadComedian и посвящено оно игре Red String Club.

s7zub-wdqk6vpwvgocujf8lxr74.jpeg

Остальные 107 публикаций имеют куда более низкий охват. Кроме собравшей 20000+ аудиторию публикации сайта «Мир фантастики» об играх в стилистике киберпанка, в числе наиболее крупных топиков — игры Cyberpunk 2077 (13000+), Deus Ex (11400+), Strain Tactics (14000+), а также Ruiner, The Last Night, Observer. Причём во всех случаях этот охват формируется не единичными «сильными», а несколькими публикациями.

Музыка киберпанка: всё сложно


Чем больший резонанс и интериоризацию имеет тема, тем чаще, по крайней мере в «ВКонтакте», она связывается с аудиоконтентом. Как таковой киберпанк в публичном музыкальном творчестве, строго говоря, не представлен. Однако паблишеры активно привязывают различных исполнителей к киберпанковой «волне»: совокупный охват таких постов составил более 235 тысяч просмотров, это второе место после игр. Что же стало для пользователей соцсети музыкальным воплощением киберпанка?

Из наблюдений отмечу следующее:

  • Набор исполнителей, привязываемых к киберпанку, довольно широкий: Дельфин, Perturbator, Тэйлор Свифт, Dope Stars, Слава КПСС и многие другие. С точки зрения музыки, сейчас у каждого «свой» киберпанк, и те, кто «проникся» киберпанком, проецируют его на более-менее подходящий любимый трек или коллектив.
  • топ-исполнители — Lizer x Flesh, Scandroid, группа «План Ломоносова», Тэйлор Свифт. В совокупности у них половина всего охвата.
  • наиболее высокая интериоризация — у Дельфина (конкретно — его песни «Киберпанк»), песни-клипа Тэйлор Свифт, а также российской группы Lizer x Flesh и особенно их композиции «Экофутуристика». Фраза из нее »… снаружи киберпанк, внутри ребенок я» пользователи нередко использовали для самоопределения.
  • при большой популярности главного события месяца — выхода «Бегущего по лезвию 2049», саундтрек из него практически не цитировался отдельно от упоминаний фильма.
  • примечательно, что хотя клипы с элементами сеттинга киберпанка совсем недавно выпустили такие исполнители, как Пика и Оксимирон, в представлениях пользователей «ВК» они крайне мало ассоциированы с киберпанком. Грубо говоря, Оксимирон отдельно — киберпанк отдельно.


Фильмы: под знаком «Бегущего по лезвию 2049»… и аниме


Неудивительно, что за две недели октября «Бегущий по лезвию 2049» собрал самое большое количество постов, говорящих о киберпанке в контексте кинематографа. Абсолютное большинство из них — это рецензии и отзывы, в которых паблишеры делятся своими впечатлениями от кинопросмотра нового «Блейдраннера». Всего в «ВК» за изучаемый период я нашел 95 опубликованных отзывов. 25 — в пабликах, остальные — на личных страницах. В итоге их охват достиг 57 000+, что, надо признаться, очень серьёзно для такого типа контента.

Раз уж я заговорил о рецензиях, стоит коротко остановиться на том, как именно в рецензиях характеризуют фильм пользователи, — своего рода «усредненное восприятие». При этом надо учитывать, что опубликованная рецензия — это не непосредственная зрительская реакция на фильм, а скорее текст, который пользователь публикует, чтобы публично продемонстрировать свои вкусы и предпочтения, свою принадлежность к определенной «референтной группе». Это и определяет язык и тональность текста.

В целом, распределение рецензий по тональности напоминает рейтинг рецензий на «Кинопоиске». Несколько нейтральных, 11 отрицательных, остальное (т.е. около 80 отзывов) — слова признания, восхищения и восторга.

Те, кому фильм не понравился, говорят, в первую очередь, об обманутых ожиданиях, отсутствии заявленных экшна, истории, о неоправданном хронометраже и скуке при просмотре и т.д., о том, что фильм — чистый маркетинговый продукт, а его «плюсы» выдуманы теми, кто ничего не понял и купился на рекламу и отзывы.

Те же, кого фильм впечатлил, в первую очередь, говорят о нем как о фильме, создавшем неповторимую «атмосферу», как о«глубоком», «умном», «медитативном», «философском» кино, наполненном «символами» и «отсылками», как о «визуальном и звуковом шедевре». При этом нередко рецензенты противопоставляют его «остальному кино-мусору», «голливудской жвачке» и называют его «кино не для всех», «кино для ценителей».

И разумеется, заметна интериоризация: рецензенты проецируют фильм на себя, своё окружение, например: «Из зала я вышел последний, и как пришибленный, смотрел в окно такси, не видя различия между ночным Сургутом и ночной Калифорнией».

Из остальных контекстов, связывающих киберпанк и кино (фильмы и т.д.), можно назвать «Матрицу» (и более широко — творчество Вачовски) с охватом в 15000+, фильмы «Джонни Мнемоник», «Камикадзе 1989», «Возрождение», «Генное поколение». Примечательно, что крайне мало вспоминают «Призрака в доспехах» 2017 г. Зато самый большой охват (45000+) получил контекст аниме, — за счет не только фан-сообществ, но и «нейтральных» паблишеров. Среди популярных «киберпанковых» аниме — GitS, «Психопаспорт», «Эксперименты Лэйн», «Кибер-город Оэдо».

Арты: симптом популярности


Наконец, неплохой охват в 150000+ получили посты, содержащие разного рода арт — иллюстрации, концепты и т.д. Паблишеры активно постят (а читатели активно реагируют на) арты, напоминающие киберпанк-сеттинг, персонажей и т.д.

rgndjmgpypdprmlr8zxocfvxybm.jpeg

Мероприятия и продажи


Киберпанк, за счет рост популярности темы, а также «близости» для пользователей соцсети, разумеется, обратил на себя внимание и коммерческих паблишеров. Среди них можно выделить две группы.

Первая — устроители мероприятий. Клубы, квест-комнаты, антикафе стали активно использовать тему киберпанка для активации (примеры). Правда, наиболее известным по охвату мероприятием (30 000+) стал фестиваль «Человек посередине» в Некрасовской библиотеке, — с бесплатным входом.

cl3g9quiuyilf3iqbdmoqozkdok.jpeg

t9uyk69jq-tncykoqdpxx51bgm4.jpeg

qorfdnjmbvrawy02wcwl0rabr5c.jpeg

Вторая — производители и продавцы одежды, товаров и аксессуаров, тату-мастерские и т.д.:

_dwukwmpny5d_9foq8idjwymoqo.jpeg

hf0jnosxdmma4zhabut7tsod1ac.jpeg

4s4qorhj5dwlznt1f1h5dk3rnhs.jpeg

В заключение


Вместо выводов (тем более, что они уже были в самом начале статьи), я принесу извинения читателям, — в частности тем, кому статья показалась бесполезной или незаконченной. В общем-то, это всего лишь первый подступ к теме «популярный киберпанк», и я не хотел медлить с результатами, пока они «не скисли». Отсюда и возможные недостатки.

Но думаю, что тема массовых, популярных представлений интересна не мне одному. Поэтому я рассчитываю в скором времени представить более объемную и более целостную картину. Спасибо вам за уделенное время!

© Geektimes