Что нужно знать вчерашнему студенту, который мечтает о своём деле
В начале июня в бизнес-инкубаторе НИУ ВШЭ прошла конференция по вопросам вывода российских стартапов на глобальные рынки HSE {GlobalStartup}, на которой собрались представители предпринимательского и инвестиционного сообщества. Мы расспросили их, с чего начать свежим выпускникам, которые хотят заняться бизнесом, как пополнять багаж знаний и какие качества ценятся на вес золота.
// Виталий Полехин, руководитель клуба инвесторов бизнес-школы СКОЛКОВО
Типичная картина: вы окончили ВУЗ, отработали год в какой-то компании и перед вами встал вопрос — заняться ли чем-то своим? Но тут же говорите себе: я ведь был младшим помощником, а сейчас уже дорос до старшего — как тут все бросить и уйти в неизвестность. Для многих этот вопрос становится ментальной тюрьмой. Только со временем люди осознают, что нет, надо было пробовать. Пока не наступил момент в профессиональном развитии, который объективно может вас остановить (например, кредиты, которые надо выплачивать, или появление семьи, добавляющее ответственности), можно не бояться стартовать со своим проектом.
Учитывая, как быстро развиваются отрасли, по какой специальности вы бы не учились, вы можете выйти из учебного заведения, а в мире все уже по-другому. Знания нужно оттачивать постоянно.
Например, может помочь прекрасный англоязычный ресурс Udemy, где множество курсов по предпринимательству. Если хочется лекций от зарубежных преподавателей из лучших школ, но с переводом на русский, то есть ресурс Eduson.tv. Но главное — «вариться» в предпринимательской среде. Даже стандартное бизнес-образование можно условно разделить на три части: 30% составляют теоретические знания, 30% — опыт приглашенных экспертов и спикеров, а остальное — общение и нетворкинг в предпринимательском сообществе.
К качествам, важным для предпринимателей сегодня, относится готовность идти на риск (собственно, первый риск, на который идет стартапер, — выбор между стабильной работой и собственным делом) и находиться в состоянии неопределенности, пока стартап не превратится в бизнес и не начнет приносить доход, не будет продан или не выйдет на IPOи будет управляться, как большая корпорация.
// Дмитрий Фирскин, инвестиционный менеджер, AltairVC
В России слабо развита культура стажировок. Студенты редко понимают ценность опыта, который можно получить в корпорации, а те не склонны доверять студентам и ставить перед ними интересные задачи. Типичный выпускник ВУЗа зачастую не обладает достаточным знанием индустрии и пониманием бизнес-процессов. Безусловно найдутся уникумы, которые ликвидируют эти пробелы в процессе построения собственного бизнеса, но для остальных не лишним будет поработать несколько лет в корпорации, набраться опыта и сделать осознанный выбор между построением карьеры и открытием собственного дела.
С моей точки зрения, предрасположенность к предпринимательской деятельности — навык приобретаемый.
Общайтесь с правильными людьми, извлекайте уроки из историй как успехов, так и провалов, посещайте мероприятия для стартаперов.
Но не забывайте, что конференция конференции рознь — на крупных мероприятиях, охватывающих широкий спектр тем, проводимых при поддержке именитых спонсоров, как правило вкуснее кормят и полиграфия раздаточных материалов лучше, но это никак не влияет на качество и релевантность докладов. Более камерные, узкоотраслевые встречи зачастую бывают продуктивнее. Курсы, как и книги, стоит выбирать осторожно — некачественного контента в наши дни хватает с лихвой. Посоветуйтесь с более опытными товарищами, чтобы впоследствии не сожалеть о потраченном впустую времени.
Есть такой термин, который наиболее полно описывает главное качество, которым обязан обладать стартапер: «Highpaintreshold».
Впервые я услышал его от основателя и генерального директора компании KupiVIP.ruОскара Хартмана. Путь предпринимателя похож на бесконечную полосу непреодолимых препятствий, и только обладающие железной волей имеют шансы дойти до конца, достигнуть цели. И еще один совет — не бойтесь совершать ошибки, но не забывайте извлекать из них уроки.
// Анастасия Тюрина, начальник Управления инновационной деятельности НИУ ВШЭ
Чем раньше начинать пробовать силы в предпринимательстве, тем лучше — у вас меньше социальных обязательств и это легче морально. Важно понять для себя разницу между тем, когда вам платят заработную плату и тем, когда вы зарабатываете сами. Ведь, занимаясь стартапом, вы ответственны не только за себя, но и за команду — людей, которых вы наняли. Это абсолютно другая ментальная позиция в голове. Я с сожалением вижу, что выпускники университетов редко понимают эти тонкости. Это из серии, как я спрашиваю у ребенка: «Где растет виноград?» И он отвечает: «В холодильнике!»
Во-вторых, важно найти себе авторитета. Их может быть несколько. Для этого нужно ходить на предпринимательские тусовки, изучать стиль уже сложившихся предпринимателей, срисовывать с них первый узор, начинать общаться — пусть для начала онлайн, попроситься к ним на стажировку или работу. Это научит отделять зерна от плевел и смотреть не только на внешний фасад, но и на внутреннюю философию предпринимателя.
Третий совет — пробовать, пробовать и еще раз пробовать. Сначала это могут быть участие в «безболезненных» деловых играх, к примеру «Железный предприниматель», где каждый может попробовать себя в роли основателя стартапа, выдвинуть свою стратегию развития бизнеса или применения инновационной технологии. Углубляясь в предпринимательскую активность, можно создать небольшие проекты — например, околосоциальной направленности. Например, начать акцию на Boomstarter и собрать деньги на какой-то проект, попытаться вовлечь других людей в то, что вы делаете.
Кто такой предприниматель? Предприниматель — это лидер, который меняет вокруг себя окружение и благодаря этому зарабатывает деньги.
Наконец, последний совет — учиться. Бизнес — это игра, и чтобы в ней преуспеть, нужно выстроить пошаговую стратегию и добрать тех компетенций, которых вам не достает. Например, посмотреть программы акселерации — только в одной Москве более 15 точек, где можно проходить программы обучения для предпринимателей и в большинстве случаев бесплатно. Для стартапера очень важны коммуникативные навыки. Как это ни странно, чтобы их развивать, часто молчание и умение слушать — главное, что потребуется. Вы можете просто наблюдать за людьми и подмечать: у этого это хорошо, а у этого — то. Я веду тренинги для тренеров, и на занятиях мы иногда анализируем речь друг друга: удивительно, но в речи двух человек можно найти по 50 дистинкций!
// Сергей Филатов, основатель проекта Owely
Я начал работать в различных компаниях параллельно с учебой в университете — занимался дизайном, версткой, программированием серверов. Но в конце концов понял, что это не дает мне стимула развиваться. Многие считают, что работа в компании гораздо стабильнее — да, но до тех пор, пока ты ее хорошо выполняешь и ни о чем другом не думаешь. Как только появляются мысли о чем-то другом, работодатель это сразу чувствует, и ты становишься дивергентом, который портит корпоративную структуру.
Я набрался духу, ушел с работы и начал собственные проекты. Сегодня я занимаюсь стартапом Owely — это аудионавигатор для слабовидящих и слепых людей. Началось с того, что я заметил растущий тренд на носимые устройства и решил сделать навигатор, встроенный в часы. Говоришь адрес, и он тебя направляет — вибрирует и указывает стрелкой, куда идти. Но тут я посмотрел на конкурентов, понял, сколько еще компаний выпустит подобный продукт, немного расстроился, а потом задал себе вопрос: «Я же хотел создать навигатор, на который не нужно смотреть. А кому не нужно смотреть?». Ответ нашелся тут же: слепым и слабовидящим. К участию в развитии проекта удалось привлечь немало неравнодушных людей — например, волонтеры шагами отмеряли метро.
Стартаперское сообщество я бы разделил на два вида. Приведу условный пример. Есть ребята, которые сидят в гараже и что-то вдохновленно пилят. И другие: те, кто на тусовках в коворкингах вдохновенно рассказывают: «У нас такой-то проект — мы усердно работаем, пилим-пилим и никак допилить не можем». А потом они приходят в гараж, а там ничего не происходит. Они не ловят кайфа от того, что делают — гораздо важнее для них ходить и рассказывать налево и направо, что у них есть стартап. Поэтому нужно учиться понимать среду, в которую вы попадаете. Что касается нетворкинга, он полезен, когда вы точно знаете, какая у вас проблема и что может помочь ее решить. Надо ставить себе KPI: «Я пойду на эту конференцию, потому что она по моей тематике, и возьму 10 визиток». Если план не выполнен, то считайте, что вы просто сходили погуляли.
Важно развивать в себе навыки красноречия, чтобы при любой удачной возможности суметь рассказать о себе и своем проекте за две минуты. Не меньше ценится умение слушать, оказываться в нужное время и нужном месте. Довольно часто бывает, что вам встречаются люди, которые могут оказаться полезными, а вы их упускаете, потому что возомнили себя слишком умными. Наконец, стартаперу не обойтись без упорства: он не бросает дело, когда что-то не получается, а задается вопросом: «Как я могу это исправить»? Ведь необязательно отказываться от идеи, продукта или аудитории — можно просто перенаправить выбранный курс. Переупаковать его в другую упаковку.
Инкубационные и акселерационные программы — неплохой вариант для старта, но не рассчитывайте, что они сделают вас миллионерами. Нужно много работать самим. В инкубаторах в среднем только три человека из десяти действительно делают что-то, чтобы поднять свой проект, — остальные не понимают, что делают. И из этих десяти проектов взлетает только один. Остальные либо теряются в аудитории, либо сталкиваются с проблемой лидера, когда он задает неверный курс и не слушает знающих людей. Многие думают, что они Стивы Джобсы и в одночасье изменят мир, но предпринимательство — это кропотливый труд.
// Мэтт Мёрфи, эксперт и ментор бостонского акселератора MassChallenge
В основе предпринимательства лежит желание решить ту или иную проблему, существующую на рынке. Идентифицировать ее может любой — главное разобраться, как это понимание правильно использовать. Акселераторы и инкубаторы могут сократить путь обучения молодого предпринимателя и обеспечить ресурсами, которые поддержат наиболее слабые сферы вашего стартапа.
Если вы увлечены идеей своего проекта, вам не только гораздо легче мотивировать себя заниматься им, но и проще убедить в его достоинствах возможных партнеров, инвесторов и клиентов. Неудача — это что-то, из чего можно извлечь пользу. Намного эффективнее понять причину неудачи (скажем, неверно выбранная целевая аудитория), чем держаться за бизнес, который не жизнеспособен. Совет всем студентам и выпускникам: общайтесь с людьми из разных групп — особенно не из вашей индустрии. Наличие разнообразных сетей будет неоценимо, если в один прекрасный день вы решитесь заняться своим бизнесом.
// Валентин Бутюгин, инвестор и партнер сингапурского акселератора HaxAsia
По статистике предпринимателей около 10% в мире. Предпринимательский склад ума отличается от склада ума обыкновенного специалиста тем, что ему присуща большая склонность к риску (это не означает, что она неоправданная). Тем не менее, я не думаю, что предпринимателем нужно родиться — к результатам приводит последовательное движение к цели. Чем более агрессивно и активно вы будете проводить исследование рынка и изучать бизнес-модели, тем больше будет шансов на успех.
Когда вы запустили свой проект, но что-то идет не по плану, важно быть адаптивным — уметь изменять бизнес-модель и ее элементы в соответствии с обстоятельствами, которые возникают. Вы выбрали определенную гипотезу и собираетесь ее придерживаться, но со временем понимаете, что сделали ставку не на то. Важно вовремя это диагностировать и быть гибким, чтобы быстро изменить модель и подстроиться под рынок. При этом вы должны быть настойчивыми и упертыми, потому что не дожать ситуацию иногда хуже, чем изменить ее преждевременно.
Наконец, пару слов о предпринимательском сообществе. Нетворкинг просто ради нетворкинга не работает. Начинающему стартаперу заниматься одними походами по мероприятиям не стоит — так денег не заработать. Как говорил Ричард Брэнсон, надо брать и делать.
Читайте также наше интервью с Михаилом Ивановым, со-основателем издательства «Манн, Иванов и Фербер» и создателем Smart Reading. Об издательском бизнесе, студенчестве и будущем.
© Megamozg