Что нас ждёт в будущем: от компьютеров размером с атом до создания аватаров
В своей книге «Файлы будущего: краткая история следующих 50 лет» футуролог Ричард Уотсон рассуждает, как происходящее прямо сейчас влияет на то, что ждёт нас в ближайшие полвека. Почему важно долгосрочное планирование, если мы собираемся жить в «хорошем» мире. В этой статье предлагаем обсудить возможности «предпочтительного» будущего — оно обещает быть интересным!
Создания с нулевым интеллектом
Для человека такое определение можно приравнять к оскорблению, но в мире высоких технологий дело обстоит по–другому. В вычислительной технике этот термин используют в случаях, когда надо упаковать огромный объём «мозга» в микроскопический корпус. Технари, вообще–то, неплохо справляются с поставленной задачей, но для подстраховки привлекают футурологов.
Например, гигант рынка микросхем компания Intel, в штате которой трудятся более 4000 человек, полагается на мнение Брайана Дэвида Джонсона. По его прогнозам, в недалёком будущем корпус суперкомпьютеров будет равен нулю. Эти рассуждения стоит принимать во внимание, поскольку именно Джонсон первым заявил, что энергоёмкие ПК отживают свой век, и будущее за энергоэффективными экранами. Смартфоны и iPad–ы не заставили себя долго ждать.
Intel не просто верит в успех футурологов, но и старается держать учёных и инженеров в напряжении, чтобы не засиживались на однажды проторённых тропах. По мнению одного из основателей компании Энди Гроувса, в нашем безумном мире смогут выжить только параноики.
Сегодня у нас уже есть технологии, позволяющие разместить компьютеры практически везде и во всём. Раньше вычислительное оборудование занимало целые комнаты, позже стало помещаться на рабочих столах, затем на коленях и в ладонях. Наконец корпуса сжались до размеров микрочипа, который сложно разглядеть невооруженным глазом.
Стало понятно, что компьютерный мозг не просто становится более компактным, а вплотную приближается к конечной точке, когда привычные нам чипы получится заменить на атомные транзисторы.
Джонсон анонсировал ближайшую цель Intel — 7 нанометров. Когда удастся достичь этого уровня, интегральные схемы станут настолько малы, что их можно будет приводить в действие трением, теплом тела или движением руки.
Из области знаний с нулевыми размерами нам нужно перенестись в мир полупроводников — в XXI веке именно они обеспечивают работу умных устройств.
Что будет с самым главным законом развития технологий
Футурологи предсказывали, что уменьшение размеров компьютеров приведёт к концу так называемого закона Гордона Э. Мура. Ещё в 1965 году сооснователь Intel Мур представил концепцию из двух частей, определяющую развитие технологий на ближайшие 50 лет — она касается будущего транзисторов.
Первая часть гласит: количество транзисторов, которые можно упаковать в компьютерный процессор заданного размера, должно удваиваться каждые два года.
Вторая часть касается самого приятного: стоимость таких компьютеров снижается вдвое.
Время показало, что обе части закона Мура оказались верными. Однако сегодня темп роста ускорился: мощности транзисторов удваиваются всего за 18 месяцев. Но и это ещё не всё. По своим параметрам некоторые полупроводниковые компоненты приближаются к размерам атома. С такими «габаритами» начинают появляться проблемы с вычислениями. Для того, чтобы понять источник неприятностей, вернёмся к закону Мура и разобъём его на части:
Компьютерные чипы содержат много слоёв транзисторов.
Чем больше их количество, тем выше скорость и объём вычислений.
Чем меньше размер транзисторов, тем их больше упаковывается в каждом чипе.
Это определяет прогресс технологий, но и рождает проблему, связанную с техническим ограничением. Функциональность устройств со сверхмалыми транзисторами начинает ухудшаться из–за специфического поведения электронов — «блуждающая» частица превращается в источник хаоса. По мнению Грега Йерика, директора будущих кремниевых технологий ARM Research, исследователи «приближаются к пределам традиционного масштабирования с помощью кремния».
Если не вдаваться в технические детали, то из облака проблем можно вычленить две главные сложности, с которыми успели столкнуться в Intel и AMD.
Из–за технических ограничений фотонные технологии не могут развиваться в их нынешнем состоянии.
Стоимость оборудования, задействованного в сфере, непомерно высока.
Оба отклонения выходят за рамки закона Мура. Вероятно, что в ближайшем будущем исследователи переключатся на интегральные схемы из графена, углеродных нанотрубок или композитов из кремниевых пластин с покрытиями из других материалов. Скорее всего, это направление определит дальнейший прогресс отрасли в ближайшие 20–30 лет.
В настоящее время самым крохотным компьютером считается устройство компании IBM — оно может проскользнуть сквозь отверстие в солонке. Его создали для отслеживания мошеннических операций в цепочках глобальных поставок. Ожидается, что микрокомпьютер внесёт свой вклад в оборот контрафактных лекарств — в этой сфере прибыль оценивается в $600 млрд в год.
Пока компании вроде IBM и Intel пытаются достичь нулевого предела в создании интеллектуальных вычислительных систем, футурологи успели подкинуть новую задачку.
Каких прорывов ждут в нейрохакинге
Выражение «Ты прямо мысли мои читаешь!» скоро утратит свой восторженный смысл, потому что эта способность станет обыденной. Во всяком случае так считают нейробиологи, работающие над проблемой последние десятилетия. Эта сфера относится к нейрохакингу — неологизм описывает всё, что может улучшить работу нашего мозга.
Нейробиологи находят способы читать мысли людей с помощью специальных устройств. Реального прогресса в этой сфере добились исследователи из Калифорнийского университета в Беркли. Группа учёных работает над расшифровкой электрических сигналов мозга, преобразуя активность в понятный для понимания код. Это один из способов помочь людям, страдающим деменцией. Например, у пациентов с проблемами с нейротрансмиттерами удаётся преобразовать мысли в понятную речь или удерживать мыслительную активность достаточно долго для того, чтобы выразить её вербально, прежде чем образы, возникшие в мозге, будут забыты.
В компании Neurable разрабатывают наушники, отслеживающие сигналы мыслительной деятельности. Гаджет может определить, когда пользователь сосредоточен, а когда его внимание рассеивается. Реакции мозга записываются от области вокруг уха, после чего интеллектуальная программа Neurable их усиливает. В отличие от имплантов Neuralink Илона Маска взаимодействие в хэдфонах происходит без хирургического вмешательства.
С помощью этой системы можно менять треки при прослушивании музыки, кроме того, гаджет способен оценивать когнитивное здоровье. Например, наушники подсказывают, когда сделать пятиминутную паузу, которая поможет сосредоточиться в последующие четыре часа.
Точечная работа с мозгом помогает лечить такие серьёзные заболевания, как депрессия. Ранее проблему рассматривали исключительно как аппаратную, корректируя состояние с помощью лекарств. Интеллектуальные устройства позволяют адаптировать воздействие под особенности психики конкретного человека, то есть добиться лучшего результата. Подобным образом предполагается лечить болезнь Альцгеймера, Паркинсона и инсульты.
Возможности нейрохагинга огромны и бесценны, но, с другой стороны, неприятно осознавать, что кто–то может получить доступ к нашим мыслям. В связи с этими страхами даже появился очередной неологизм — нейромаркетинг. Эта сфера нацелена уже не на исследование, а на прямое использование мозга людей путем манипулирования желаниями посредством рекламы. Куда заведут эти и подобные попытки «улучшить» наши мыслительные способности — покажет время.
Сегодня доступ можно получить не только к мозгу, но и к гораздо более простой информации — нашим данным.
Как будет развиваться сфера Big Data
В сети находится беспрецедентное количество текстовой информации и изображений, которые оставляют пользователи. Наша деятельность в виртуальном пространстве уже формирует картину нового мира.
Поисковые предпочтения пользователей анализируются не просто так, а с целью определения последующих путей использования Интернета. Запросы просмотров «оптимизируются», сужая доступ к информации, товарам и услугам. Чем больше данных о нас накапливает система, тем более направленными становятся результаты выдачи.
Большие данные открывают для нас «хорошее» и «плохое» будущее. Рассмотрим перспективы по порядку.
Преимущества, получаемые с помощью анализа больших данных:
Более быстрое и точное принятие решений: вовремя найденная информация влияет на результаты выбора. Например, данные о пользователях плюс исследования конкурентного рынка помогают компаниям расширить предложение продуктов и услуг, привлечь новых покупателей.
Лучшее взаимодействие с клиентами: потребности людей меняются в зависимости от экономической ситуации, региона, влияний моды и других факторов. Большие данные обеспечивают ясность по каждому из вопросов, повышают лояльность клиентов, увеличивают продажи. Исследование 2022 года показывает, что 71% опрошенных ожидают, что бренды поймут их желания, однако менее 50% подтверждают, что компании действительно их поняли. Привлечение больших данных способно устранить этот разрыв.
Расширение социальных возможностей: взвешенные оценки состояния незащищённых групп населения окажут неоценимую помощь для некоммерческих организаций и заинтересованных лиц в плане поддержки и поиска дополнительных ресурсов.
Недостатки:
Стоимость ведения бизнеса: работа по привлечению и анализу больших данных может оказаться слишком дорогостоящей для небольших и средних компаний. Инвестиции связаны не только с хранением и обработкой информации, но также с управлением и киберзащитой. Вложения могут не принести ожидаемых результатов. Подобные риски не страшны для крупных компаний, и они смогут упрочить свои позиции, а средние и небольшие будут вытеснены с рынка.
Конфиденциальность: бренды используют сбор данных о покупательских привычках, а иногда и биометрию для разработки программ лояльности, акций и предложений о скидках. Однако пользовательский опыт говорит о том, что базы нередко оказываются доступными для третьих лиц. Исследование Razorfish 2023 года показало, что около 50% опрошенных не собираются продолжать сотрудничество с компаниями, поделившимися информацией без их согласия.
Качество: ни одна из существующих платформ больших данных не в состоянии обеспечить абсолютно достоверную информацию. Неточности, дублирования, ошибки форматирования дают искажения, влияющие на точность анализа. А неверные выводы влияют уже на нашу с вами жизнь.
Огромные объёмы информации в самое ближайшее время могут сработать не совсем так, как мы ожидаем, поскольку ни у кого нет ясного представления, как компании–владельцы больших данных распоряжаются накопленными сведениями. Не исключено, что стратегии использования направят на манипулирование решениями пользователей сети. Ищите ли вы необходимую информацию или какие–то варианты вам любезно подсовывают поисковые алгоритмы — эту разницу даже сегодня сложно уловить, что уж говорить о будущем.
Лазейка для тех, кого не устраивает технический прогресс
Внедрение цифровых аватаров может принести ощутимую пользу для бизнеса во всех сферах от активного и полезного взаимодействия с клиентами до снижения накладных расходов. Ожидается, что к 2030 году рынок метавселенной составит $936,6 млрд — для сравнения, в 2022–м было «всего» $65,5 млрд.
В исследованиях EY Digital avatars говорится о том, что внедрение аватаров способно привлекать пользователей на более глубоком уровне. Общение с цифровым помощником упрощает путь к покупке или заказу услуги, а полученный опыт распространяется на мультивселенную. Кроме того, аватары способны в разы расширить охваты бренда, устраняя экономические, географические и другие различия среди пользовательской аудитории.
Цифровые личности могут успешно передавать важные навыки в среде врачей, учителей, спасателей, представителей бизнеса и других специальностей, где важен практический опыт. Аватары уже выходят на туристический рынок и исследуют места, труднодоступные для человека. Последнее становится возможным благодаря глубоководным аппаратам и отправке роботов в космос.
В ближайшем будущем наша «живая» первая жизнь пойдёт параллельным курсом с двойниками из второй виртуальной жизни, что, вероятно, в корне изменит способность людей взаимодействовать друг с другом.
Заключение
Цитату про то, что лучший способ предсказать будущее — это начать его создавать, приписывают разным людям. Мы не будем искать автора, а сразу перейдём к идее. Смысл слов в том, что судьбой можно и нужно управлять.
Футурологи показывают, какие изменения могут произойти в ближайшей и отдалённой перспективе, настоятельно рекомендуя учитывать эти поправки.
Например, Джоэл Баркер советует компаниям не просто планировать свою деятельность с прицелом на следующий год, но и отслеживать тенденции и прогнозы, о которых говорят футурологи. Успешная деятельность Intel на протяжении десятков лет говорит о том, что этот путь оказывается единственно верным.