Что надо знать о блэклистах при работе с email-рассылками?

В email-маркетинге понятие «черный список» очень актуально. Сервис email-рассылок Dashamail предлагает подробно рассмотреть все, что связано с блэклистами, в который попадают IP-адреса или доменные имена, замеченные в рассылке спама. 

Почтовая репутация

На основании истории проводимых рассылок у каждого отправителя складывается своя почтовая репутация. Это такой показатель, который характеризует качество трафика и самого отправителя. Он зависит от репутации IP адресов, домена отправки, частоты рассылки, статистики отписок и жалоб на спам, процента доставленных писем, их тематики и много другого. 

Каждый раз, когда сервер почтового провайдера получает рассылку, он проверяет почтовую репутацию отправителя, технические настройки на домене, контент и принимает решение о доставке писем. Если все «ок», письмо попадает во «Входящие», если есть сомнения — в папку «СПАМ», а если есть критические проблемы, то оно вообще блокируется СПАМ-фильтрами. 

Каждый почтовый провайдер использует свой алгоритм для определения почтовой репутации, но все они в обязательном порядке обращаются к специальным спискам, блэклистам, в которые попадают недобросовестные отправители, замеченные ранее в рассылке СПАМа. О них сегодня и поговорим.

Публичные и частные чёрные списки в рассылках

Черных списков много, но можно выделить 2 основные группы:

  1. Частные black-листы — допустим, вы добавили какой-то домен или адрес в почтовой программе/клиенте в черный список, и письма от указанного отправителя больше не смогут попадать в папку «Входящие». У многих серьезных компаний есть собственные листы, как черные, так и белые, в которые включаются добросовестные и нежелательные отправители рассылок по электронной почте. Частные списки менее опасные, так как их максимальное ограничение — запрет доставки писем на тот или иной домен. Подобную проблему можно решить в рамках конструктивного диалога с администратором почтового сервера. 

  2. Публичные черные списки. Такой black-лист намного опаснее, так как их любят использовать спам-фильтры и почтовые провайдеры. Что происходит, если домен или адрес IP попадают в него? Письма могут блокировать на разных адресах. Представьте, что вы попали в blacklist SpamHaus, и «санкции» будут внушительными, так как отклоняться будут все письма на таких почтовых доменах, как outlook, hotmail, gmail, а также live и msn.

Далее мы будем обсуждать именно вторую подгруппу, так как она оказывает наибольшее влияние на почтовую репутацию.

Самые популярные черные списки в Интернете

Конечно, в Сети множество блэклистов. Есть более популярные и совсем неизвестные. Среди наиболее распространенных стоит упомянуть ТОП-3:

  • Абсолютный лидер SpamHaus.

  • От него не отстает по авторитетности SpamCop.

  • Также нужно включить в этот «хит-парад»  SORBS. 

Данные списки чаще всего используются почтовыми провайдерами для анализа почтовой репутации. Попадание в один из них пагубно скажется на общей статистики доставляемости писем. Кроме того, у всех провайдеров есть свои списки, но они закрыты от любого использования извне. 

Как проверить не находитесь ли вы в черном списке?

Блэклистов очень много. Чтобы не выискивать себя в каждом из них, мы рекомендуем обратиться в сервису MXToolBox. Он проверяет наличие домена и/или IP-адреса более чем в 100 блэклистах. В сервисе DashaMail с ним есть готовая интеграция: при настройке домена отправки мы автоматически проверяем его почтовую репутацию и, если обнаруживаем проблемы, даем рекомендации по их решению. 

Перед запуском email-рассылок убедитесь, что вас нет в чёрных списках с помощью сервиса MXToolBoxПеред запуском email-рассылок убедитесь, что вас нет в чёрных списках с помощью сервиса MXToolBox

Перед запуском рассылок обязательно проверьте не находитесь ли вы в черных списках, даже если вы никогда не делали рассылок. Возможно в нем окажется ваш IP адрес. В таком случае лучше всего обратиться к хостеру вашего сайта для решения этой проблемы.

Также стоит заметить, что если вы обнаружили себя в каком-то черном списке, который просит заплатить ему денег за удаление вас из black-листа, не ведитесь — такие черные списки не используются почтовыми провайдерами и не влияют на вашу почтовую репутацию.

Почему можно попасть в blacklist?

Работая в этом сегменте, мы каждый день сталкиваемся с ситуациями, когда доменные имена или IP-адреса попадают в те или иные списки, поэтому стоит разобраться, почему так происходит. Самая главная причина — это база. И здесь стоит вспомнить небольшую, но очень показательную историю:

Представьте, что абстрактная компания собирает долгие годы список адресов подписчиков, но не проводит рассылки. В этом списке однозначно есть активные поклонники, которые покупают его товары и услуги. При этом есть и те, кто оказался там случайно, так как купил около полутора лет назад какой-то продукт, но сейчас совсем не заинтересован в товарах и письмах и забыл, что подписывался на рассылки вовсе. Более того, кто-то мог уже перестать пользоваться своим ящиком, и почтовый провайдер превратил его адрес в СПАМ-ловушку! И вот компания берёт и запускает свою первую рассылку по всей этой базе. Не неё сыпятся жалобы, отписки, возвраты, почтовые провайдеры видят среди получателей СПАМ-ловушки… и блокируют отправителя, занося его в черный список. 

О том, как не попасть в такую ситуацию мы рассказывали ранее в отдельной статье. Помните! Залог успеха ваших рассылок — качественная и легальная база подписчиков!  

Можно также предложить две схожие ситуации, способные влечь за собой появление «комфортабельного» места в ЧС:

  1. Если вы берете адрес на web-сайте потенциального клиента или записываете его в свою анкету, а затем делаете рассылку на этот адрес без получения согласия.

  2. Не менее рискованная ситуация, когда адрес вроде бы самостоятельно совершает подписку, но не подтверждает её. 

Обе ситуации схожи тем, что в списке оказываются адреса, которые неизвестны вам ни с какой стороны. Вы не можете ответить ни на один вопрос:

  • Правильный ли указан адрес почты?

  • Изъявил ли владелец желание на подписку?

  • Не ошиблись ли вы или он, записывая email?

Не стоит недооценивать проблему, так как она стоит очень остро и затрагивает многих клиентов. Ряд почтовых провайдеров специально запускают роботов, чтобы те совершали подписку в тех формах, которые они находят во Всемирной Паутине, после чего проверяют, какие рассылки им приходят.

Помните про основное правило любой email-рассылки: ваша обязанность заключается в том, чтобы в первом же письме попросить подтверждение подписки, потому что иначе велик риск оказаться в блэклисте.

Можно ли «уйти» из black-листа и как это сделать?

Представим, что вас занесли в черный список. Рождается закономерный вопрос: как узнать об этом, когда вы уже ведете работу?  

  1. Это можно понять по логу в ответе сервера. 

  2. Также вы получите соответствующее письмо, если вы являетесь владельцем сервера.

К примеру, Hotmail может прислать ответ при попадании в черный список СпамХауса, и он выглядит таким образом:  

Сообщение почтового провайдера о попадании в blacklistСообщение почтового провайдера о попадании в blacklist

Остается понять, что делать в такой ситуации:

  • В первую очередь устранение причины попадания в blacklist, чтобы исключить повторное внесение в него.

  • Проконтролируйте, на 100% ли выполнены все требования по ведению честных и прозрачных рассылок. 

Теперь можно приступать к удалению. Еще раз акцентируем ваше внимание на необходимости соблюдения всех правил, так как первое удаление обычно очень простое, не несет за собой никаких проблем и последствий, ведь компании с пониманием относятся к такой ситуации. Что происходит дальше? Если отправитель вновь оказывается в ЧС, а затем снова, то есть все шансы, что антиспам-службы больше не пожелают удалять адрес из списков, и доставляемость будет под ударом, это мягко сказано. 

Разберем на конкретном примере, как осуществляется удаление из известного блэклиста, упомянутого выше, из SpamHaus, который по праву считается одним из наиболее серьезных и авторитетных, так как оказывает прямое влияние на доставку письме на массу доменных имен:

  1. Нужно войти в центр по удалению из черного списка СпамХаус, где нужно ввести свой домен или адрес IP! Если же вы владелец, то вам уже должно было прийти соответствующее уведомление о блокировке, которое выглядит таким образом:  

932049d69b35c836abadcbd0f74443b3

  1. Выявляете и устраняете проблему. В данном примере можно увидеть, что причина кроется в несанкционированной массовой рассылке по списку непроверенных адресов. 

Не стоит отчаиваться, так как есть перечень рекомендаций, чтобы выйти из блэклиста и больше не попадать в него:

  • Используйте капчу, чтобы исключить подписку на рассылку со стороны роботов. 

  • Настоятельно рекомендуется использовать регистрацию с подтверждением — это исключает любые нежелательные подписки. 

  • Соблюдайте все правила ведения рассылки, так как любой обман может сыграть злую шутку. 

Сам СпамХаус предлагает отправить письмо с объяснениями, что случилось, а также с указанием перечня тех действий, что были предприняты, чтобы проблема осталась в прошлом. После отправки письма в течение суток команда дает официальный ответ, в котором сообщает либо то, что адрес успешно удален из ЧС, либо дает дополнительные указания, которые надо выполнить.

Подводя итоги: правила честной рассылки, чтобы не попасть в ЧС

Предлагаем несколько основных советов, как не оказаться в черном списке:

  1. Используйте функцию подтверждения согласия на рассылку, чтобы исключить любые ненужные  и случайные подписки и регистрации со стороны роботов. Мы часто сталкивались с подобными случаями, когда пользователи попадали в black-листы, так как на их рассылку без подтверждения подписывались антиспам-службы, но так и не получали правильно настроенное письмо для подтверждения рассылки, и, напомним, что оно должно быть самым первым. 

  2. Контролируйте ситуацию и не отправляйте письма тем, кто их не читает. Если за 3–6 месяцев адрес не читает ни одного письма, значит, настало время для удаления его из базы. Денег вы не получите, зато есть реальный шанс попадания в ЧС и репутационных потерь. Соберите волю в кулак и удалите неактивных подписчиков. Это своеобразный «детокс» вашей базы. В сервисе DashaMail есть специальная функция, которая называется «оптимизация доставляемости». Вы просто указываете через сколько времени или количество подряд неоткрытых писем следует исключить подписчика из рабочей части вашей базы, и сервис автоматически его деактивирует. Так вы сэкономите на стоимости доступа к сервису и улучшите свою почтовую репутацию. Не тратьте свои ресурсы на тех, кому неинтересны ваши письма!

  3. И снова о подтверждении рассылки. Отдельно напомним, что оно должно быть не когда-нибудь потом, в, а первом же письме, чтобы исключить отправку сообщений роботам. 

  4. И, наконец, капча. Ее многие не любят, но желательно добавить какой-то относительно простой вариант, чтобы также исключить подписки со стороны роботов. 

Теперь вы можете контролировать процесс ведения рассылок и исключить неприятную вероятность попадания в черные списки, что является лучшей заботой о будущем.

© Habrahabr.ru