Что мы ненавидим в собеседованиях?
Все мы ходили по собеседованиям, разговаривали с представителями компаний и постоянно встречаемся с особенностями, которые рекрутеры либо культивируют, обучая друг друга, либо не обращают внимания, но при этом выглядят отталкивающими — со стороны человека, пришедшего в компанию. В моей 10-летней карьере я сменил порядка 10 компаний (в последней — Luxoft — уже 3 года, так что практику перебежчика закончил). И за это время провел как около 100 собеседований на стороне соискателя, так и порядка 50 — на стороне собеседующего, что дало мне возможность собрать Топ5 ошибок рекрутеров, которые могут так испортить собеседование, что я больше не захочу идти в компанию.
Физический дискомфорт
Иногда в помещении очень не комфортная температура или же душно (бывает даже пахнет потом от предыдущего соискателя). Причем, когда холодно (кондиционер — прямо над головой) — это особенно плохо, т.к. мозг начинает занимать себя мыслями:
- Сейчас начну чихать… Ох, начну… Если я так тут долго просижу, то могу и завтра на текущую работу не выйти. Это будет жесть… Чего она так долго рассказывает про компанию, мне это не особо интересно, я же так заболею.
- Ох, ох, ох… я надеюсь, они понимают, что я от холода дрожу, а не от того что волнуюсь
- Чего у них с вентиляцией? Мне так же придется работать? А если мое место будет как раз под их кондиционерами?
- Ну ппц, доп вопросы… Вот и сопли пошли… Вы серъезно? Я тут шмыгать буду что-ли, прямо на собеседовании? *уровень нервозности резко возрастает* Как бы так втянуть сопли чтобы она не услышала?
Вы скажете:, а чего не сказать-то им? Ну иной раз люди просто молчат потому что находятся на чужой территории.
Размер помещения
Помещение для собеседований — маленькое, стол — маленький и как результат — короткая дистанция до рекрутера. Пока мы с вами не познакомились поближе, я вас не знаю и мои животные инстинкты просят находиться на такой дистанции, чтобы вас было комфортно слышать и видеть, но вы не смогли бы, вытянув руку, положить ее передо мной. Маленькое помещение говорит о том что в компании не такие уж и большие бюджеты как она хочет показать. Если помещение при этом не убрано — это особая жесть. Первое собеседование надо проводить в большой переговорке, чтобы создать ощущение свободы. За большим столом. Маленькие переговорки (а они, понятное дело, будут) — под последние собеседования, когда человек уже дышит желанием попасть в компанию.
Из моего опыта: как-то я был на собеседовании в одной «интернациональной компании в офисами по всему миру». Собеседовали меня в маленькой треугольной комнате. Именно треугольной. Переговорку эту явно отрезали от коридора. Так вот мало того что форма комнаты была «давящая», так еще и все стены были затерты чем-то вроде следов резины от чиркающих ботинок. Освещение в переговорной комнате было приглушенным, как и во всем офисе, что в целом создавало гнетущее настроение. Как позднее выяснилось, эта компания время от времени считало нормальным задерживать сотрудникам зарплаты по несколько месяцев.
Допрос
Если идет собеседование с техническими специалистами, нельзя чтобы их пришло человек 5, например. Ты находишься на чужой территории, разговариваешь с людьми, которые тебя оценивают «так ли ты хорош, чтобы с тобой дальше разговаривать». Все находятся напротив и смотрят на тебя как на клоуна в цирке и ждут, когда ты оступишься и упадешь с бегущего тигра чтобы по-возможности быстро прервать разговор и вернуться к работе. Если таких людей много, давление очень высокое. И в целом, пропадает желание общаться и идти дальше, даже если это собеседование ты пройдешь.
Причем собеседование с таким большим количеством человек больше похоже на выпендреж их же друг перед другом: у кого вопрос будет позаковыристее. Они же коллеги, которые хотят казаться умнее чем есть на самом деле. И вопросы их скорее направлены не на вас, а к другим коллегам, чтобы те подумали: «о, Люцифер, какие фишки он знает». А огребает при этом тот, кто собеседуется на позицию.
Следы бывших
Бумага должна быть чистой. Бумага с предыдущего собеседования — убрана. Когда я общаюсь с девушкой, я понимаю что я у нее не первый. И даже не второй, скорее всего. Но мне не приятно видеть «следы» бывших рядом с собой. Точно также мне не приятно, когда остаются листики с решениями задач от предыдущего собеседования. Такое у меня было часто и каждый раз «передергивало». Особенно было не приятно, когда человеку было лень идти за бумагой и я писал решение на другой стороне листика, который кто-то уже использовал. В вашей большой ультра-фирме так плохо с бумагой?
Когда собеседует любитель задачек на логику
Задачек на логику бывает слишком много. На мой взгляд, если так хочется их задать, возьмите парочку и все. Когда задают много задачек, складывается ощущение что тебя берут в клуб шахматистов — математиков. Разговор о вакансии многогранен и адекватность собеседника можно понять и без 4–6 задач на логику и гномиков.
На этот вариант у меня своя история. Как-то был я на собесе в одной «большой компании с иностранными активами» и собеседовал меня директор предприятия. Это была боль. Задачки на логику решаются легко и просто когда ты заранее знаешь ответ. А когда не знаешь, а реально решаешь, то во-первых начинаешь раздражать тем, что слишком долго решаешь (ага, сам-то собеседующий решение в гугле нашел), а во-вторых после 2-й задачи + предыдущего разговора мозг начинает подкипать. Так вот дядя этот дал мне три задачи, с которыми я справился и после этого дал мне четвертую. Голова у меня ушла в hibernate, а взгляд стал стеклянным. Прождав меня минут 15, директор сказал что я слишком долго думаю и как он считает, не слишком умен чтобы у них работать. И знаете…. Я высказал о нем все что думаю. Я так сделал в первый и последний раз в жизни.
Анкетирование
Этот способ узнать как можно больше о человеке идет от методик HRов проводить собеседования. В целом, проблематика, с которой сталкиваются HRы, понятна. Ведь нас много. И потратив не более часа на каждого и нас надо понять нашу человеческую душу и сделать, как результат, вывод: подходит ли наш психологический портрет под команду (которую они не знают) и вакансию. Для достижения поставленной цели были разработаны одними и разучены тысячами других методики анкетирования, когда по ответам на вопросы становится понятно, как соткана наша душа и являемся ли мы идеальным кандидатом для их вакансии.
Однако, когда я встречаю анкету, мне хочется развернуться и уйти. На мой взгляд, когда дается анкета, человеку как-бы говорят: «вас у нас настолько много, что работать с каждым времени у нас нет. Вот, заполните «фильтр идиотов», чтобы мы не разговаривали с не самыми достойными. И, да, вам надо будет прийти потом еще раз. Это ведь так, анкета, а собеседование-то будет потом! И уйти охота именно поэтому. Потому что понимаешь, что будешь за них заполнять формы для их базы данных, что это — пустая трата времени… И что, возможно, если бы сейчас договорился встретиться с другой компанией, не тратил бы время на эту.
Я предлагаю улучшить практики HRов, написав то, что наневидите лично вы — в комментариях.
Комментарии (1)
11 октября 2016 в 18:31 (комментарий был изменён)
+1↑
↓
Не так давно я был на собеседованиях в нескольких фирмах.
Одна, совсем маленькая, директор сидит в полутемной комнатке, заваленной хламом. Конечно, у них полно иностранных заказчиков, и миллиардные бюджеты, кто бы сомневался. Собеседовал лично директор. Задавал задачи на логику. Одну задачу я решил, вторую не стал. Я пытался завести разговор на технические темы, но очень быстро понял, что он в этом не шарит. Когда я сказал, что работаю только по ТЗ, он сказал, что у них научная фирма и им нужны творческие люди, а не исполнители, работающие по ТЗ.
В другой фирме я написал тестовое задание, сдал экзамен на сертификат, мне HR сказала, что всё очень хорошо, я пришёл, там было два человека, они задавали вопросы, я отвечал в меру своих знаний, потом они сказали, что к ним приходит по несколько человек в день на интервью, и что они мне позвонят. Разумеется, никто не позвонил.
Потом, правда, позвонила HR из этой же компании, предложила работу в другом отделе, где я сейчас и работаю. А про тех ребят, она сказала, что я их испугал.