Что может дать искусственный интеллект малому бизнесу
В предыдущей статье Сколько стоит искусственный интеллект для малого бизнеса я рассчитал величину затрат на использование искусственного интеллекта для гипотетической точки общественного питания с несколькими сотнями чеков в день. Величина получилась воодушевляющая (для бизнеса). К методике расчета у сообщества вопросов не возникло. Зато возник и несколько раз прозвучал вопрос типа: «А что с того? Что этот искусственный интеллект может дать малому бизнесу». В этой статье постараюсь дать развернутый ответ.
Будем двигаться от более очевидных и просчитываемых выгод к менее очевидным, но зато более интересным.
Сокращение издержек на персонал
Первое и самое очевидное. Особенно актуальным это становится тогда, когда у вас есть пиковые часы загрузки. Чтобы не терять клиентов, приходится привлекать дополнительные рабочие руки. Искусственный интеллект хорош здесь тем, что может обслуживать одновременно практически неограниченное количество клиентов. Разумеется, ограничения все же существуют, но планка настолько высока, что ее не имеет смысла рассматривать в контексте малого бизнеса.
Искусственный интеллект удобный работник. Может сделать 100 чеков в день, а может и 1000 и все один. Как бы там ни было, при 2 долларах в день (это то, что мы насчитали в прошлой статье), экономия на одной, или даже на одной четверти ставки будет весьма ощутимой.
Сокращение издержек на программное обеспечение
Описывая работу искусственного интеллекта в гипотетической компании, я старался не нагружать читателей излишними подробностями. Я хотел быстрее прейти к конкретным цифрам, в чем видел основную ценность той статьи. Как я увидел, это привело к некоторому недопониманию. Многие решили, что да, неплохая штука для общения с покупателями. Вот «прикрутим» ее к какой-нибудь учетной программе, к одной из тех, что сейчас ставят для малого бизнеса. Нет. Нет не надо ничего ни к чему прикручивать.
В учете, как таковом, нет ничего магического. Давайте утрируем ситуацию до предела, и скажем себе, что учет это всего лишь запись данных в базу с последующим чтением этих данных по запросу пользователя. Учетные программы со всеми их бесконечными формочками и кнопочками решают, в сущности, одну задачу. Организовать интерфейс между базой данных и пользователем каким-нибудь не совсем противным для последнего способом.
Что дает нам здесь искусственный интеллект? Он открывает перед нами альтернативу. Есть проверенный тысячелетиями способ коммуникации. Язык. Если тебе что-нибудь надо, так скажи об этом и получи, что тебе надо. В предыдущей статье я показал, как это работает с клиентом делающим заказ. Но точно так же это будет работать и с администрацией. Тут нет никакой принципиальной разницы. В самом начале показано, как администратор создает новые позиции и устанавливает цены. При этом он общается с сервисом на естественном языке. Затем, когда мы поработаем какое-то время, напринимаем заказов, мы можем захотеть посмотреть статистику по заказам. И это будет выглядеть примерно так:
И снова мы задаем свои вопросы сервису на человеческом языке. Я только для наглядности написал их текстом, а не проговорил. Но, разумеется, можно задавать вопросы и голосом.
«Интуитивно понятный интерфейс». Этому термину уже лет 30, если не больше. Сейчас этот ярлычок приклеен практически к каждому приложению. Но похоже, что наступают новые времена. Времена просто понятного интерфейса, не требующего от человека напрягать свою интуицию.
Так что, учетная программа (с интуитивно понятным интерфейсом))) нам не понадобится. И на этом мы также сможем сэкономить. Что характерно, сумму сравнимую с теми самыми 2 долларами в день (или даже чуть большую). Вы можете в этом сами убедиться, посмотрев тарифы на аренду ПО у популярных вендоров.
Выход за рамки
Теперь постараюсь объяснить не столь очевидное. Посмотрите еще раз на обращение к статистике. На первый взгляд тут нет ничего экстраординарного. Ну разобрались, что к чему и применили соответствующий запрос к базе данных. Да, применили. В первом случае:
SELECT name, SUM(qty) as total_sold
FROM Items
JOIN OrdersRows
ON Items.id = OrdersRows.id_item
JOIN Orders ON OrdersRows.id_order = Orders.id
WHERE MONTH(Orders.date) = MONTH(CURRENT_DATE())
AND YEAR(Orders.date) = YEAR(CURRENT_DATE())
GROUP BY name
ORDER BY total_sold DESC
LIMIT 1;
во втором:
SELECT DATE(date) as sale_date, SUM(summ) as total_sales
FROM OrdersRows
INNER JOIN Orders
ON Orders.id = OrdersRows.id_order
WHERE DATE(date) >= CURDATE() - INTERVAL WEEKDAY(CURDATE()) DAY
AND DATE(date) < CURDATE() + INTERVAL (7 - WEEKDAY(CURDATE())) DAY
GROUP BY sale_date
ORDER BY sale_date;
Вот только я не писал эти запросы. Их написал искусственный интеллект в ответ на вопрос пользователя. А сервис выполнил этот запрос и показал результат.
Как я понимаю, бизнес это постоянный поиск, стремление сделать лучше, чем у конкурентов и лучше, чем у тебя же самого, но вчера. Поэтому настоящему бизнесу всегда будет тесно в учетной программе, как ты ее ни напиши. Ты можешь попробовать предусмотреть все, что только можно. Но завтра бизнес придумает что-то, что вчера казалось «нельзя». На то он и бизнес.
Применение искусственного интеллекта убирает рамки традиционных учетных программ. Мы не загоняем пользователей в клетку написанных заранее алгоритмов. Мы откликаемся на их потребность творить и реализуем ее здесь и сейчас.
Надеюсь мне удалось показать вам преимущества применения искусственного интеллекта для малого бизнеса. Вспомните о том, что стоит это более чем доступно, как я рассчитал в прошлой статье, и посмотрите внимательнее в сторону практического применения