Что должно быть в макете сайта: шпаргалка для дизайнера
Порой дизайнер предоставляет заказчику макет, в котором чего-то не хватает. Верстальщики, бэкендеры и любые другие технические специалисты, конечно, могут сделать недостающий элемент на своё усмотрение, но их не будет волновать внешний вид. Вместо тщательно подобранных оттенков, они добавят свои цвета, сделают стандартные шрифты, и все усилия дизайнера пойдут насмарку.
Макет также могут отправить обратно на доработку. Поэтому дизайнеру лучше иметь под рукой список необходимых элементов и заглядывать в него до того, как макет передадут в вёрстку. Это позволит сделать всё сразу, не возвращаться к проекту несколько раз и не переживать, что при сборке страницы что-то пойдёт не так. Хотя что-то, скорее всего, всё-таки пойдёт.
Осторожно, в статье много иллюстраций.
Общие рекомендации
Прежде чем говорить о конкретных элементах, стоит упомянуть основные моменты, о которых дизайнеру лучше не забывать.
Шрифты
Их нужно прикреплять к макету, иначе разработчик скачает какие-нибудь не те и испортит дизайн.
Векторные объекты
Удивительно, но векторная картинка должна быть в векторе и на макете. Если в макет вставить изображение другого формата, там оно будет выглядеть нормально, но при тестировании станет мыльным. Чтобы такого не происходило, надо всегда использовать вектор: скажем, прикреплять SVG-иконки.
Сетка
Лучше всего не удалять сетку с макета, так как по ней удобно ориентироваться. Когда есть сетка, проще разбивать макет на части, делать колонки нужной ширины. Тогда в адаптивной вёрстке меньше багов, и сайт в целом выглядит аккуратнее.
Сетка на макете сайта в FigmaОбязательные элементы для сайта
Есть вещи, которые должны быть в макете любого сайта. Но почему-то некоторые из них дизайнеры часто забывают. Если их вообще не сделать, то сайт будет выглядеть как минимум странно. А если отдать их на усмотрение верстальщика — опять же — высока вероятность, что эти элементы будут выбиваться из общей картины.
Страница 404
Она нужна для замены той страницы, которой по каким-то причинам нет: товар убрали из продажи, ссылка оказалось битой, в адрес вкралась опечатка, пользователь забыл залогиниться и прошёл по прямой ссылке из закладок и т.д.
404 — это код самой популярной ошибки. Кроме неё существует и множество других состояний, но для упрощения работы 404 стала универсальной страницей для обработки ошибок.
Если не забыть про 404, можно пофантазировать и сделать креативной даже эту, самую типовую, страницу. Например, можно добавить интерактивности.
Страница 404 сайта компании DewisПустая страница
Если поисковик или фильтр не выдал никаких вариантов, то открывается страница с текстом из разряда «Записей за выбранный период нет». И о ней тоже надо подумать заранее.
Пустая страница при отсутствии вариантов на сайте «N+1»Однако некоторые сайты даже в случае неудачного поиска специально показывают альтернативные варианты: пустой выдачи быть не может.
Страница с результатами поиска
Для поисковых запросов дизайнеры часто рисуют только иконку, а сам выпадающий поиск или его результаты забывают. Но если их не сделать, окончательный вариант имеет, по крайней мере, странный вид. Вот так выглядит страница, если выпадающий поиск отрисован:
Поиск товаров на сайте Zara HomeА так выглядит та же страница, если выпадающего списка нет:
Картинка для шаринга
Речь идёт о картинке, которая появляется в соцсетях или мессенджерах вместо текстовой строки, когда пользователь отправляет кому-либо ссылку. Кстати, разные соцсети отображают этот блок по-разному. Чтобы задать картинку и подпись к ней, нужна разметка Open Graph.
Ссылка на HTML Academy во ВконтактеСтраница с текстом
Это может быть целая страница в блоге или какая-либо отдельная статья. Неопытные дизайнеры часто рисуют одну страницу с текстом по примеру заказчика, но упускают то, что в текстах других страниц может быть другой контент. Поэтому нужно продумать все возможные элементы:
вводный текст;
цитата и длинная цитата с подписью и фото;
видео (и подпись, если она нужна);
картинка (и подпись, если она нужна);
ссылки;
слайдер;
жирный текст;
списки (нумерованный и маркированный), вложенные списки;
блок «поделиться».
Необязательные элементы
Они помогают пользователю сориентироваться на сайте, добавляют наглядности. Такие элементы есть не в каждом проекте, но если они всё-таки предполагаются, надо отрисовать и их. Вот список элементов, которые дизайнеры могут забыть.
Стили для карты отдельным текстовым файлом
Если вместо обычной карты хочется сделать что-то нестандартное, можно воспользоваться сервисом Snazzy maps. Только нужно уточнить у клиента, будет ли он покупать лицензионный ключ к картам. Если да, передавать разработчикам стили надо в виде JSON-файла.
Разные стили карты Санкт-Петербурга на Snazzy mapsВыделение активного пункта в меню
Это тоже нерегулярный элемент, но для заботы о посетителях сайта его лучше предусмотреть. Это позволит пользователю не забыть, на какой именно странице он находится.
Поисковый запрос в GoogleХлебные крошки
Они особенно полезны на больших сайтах или на сайтах со сложной структурой разделов. Например, когда с какой-либо страницы хочется перейти сразу к определённой категории.
Блог HTML AcademyЛичный кабинет
Сюда относятся страницы входа, страницы с настройками и введёнными данными, страницы с предпочтениями (любимые товары и т.д.).
Редактирование профиля на ivi.ruПостраничная навигация
Для блока новостей при вёрстке достаточно и двух-трёх блоков, но на реальном сайте таких блоков могут быть тысячи. Поэтому не стоит забывать про отрисовку пагинации и кнопки «Показать ещё».
Статья на сайте National GeographicКнопка «Вверх»
Её обычно рисуют для длинных лендингов и каталогов с товарами, чтобы пользователю было удобно вернуться наверх страницы.
Кнопка «вверх» при поиске товаров на сайте РумикомФильтры
Если они есть, нужно внимательно проверить все возможные детали для каждого.
Чекбоксы, радиокнопки — надо учесть особенности всех типов фильтров.
Выбор товаров на OzonКнопка «Сбросить/очистить всё» или сбросить отдельные пункты.
Поиск товаров на OzonРаскрытый список с пунктами.
Фильтр категории на OzonПолзунок для фильтра с ценой (от… до…).
Фильтрация цены товаров на OzonБлок с количеством товаров:
Выбор количества товаров на OzonОбработка ошибок или подсказки к полям:
Подсказка к полю на OzonСогласие на обработку персональных данных
При регистрации, заполнении формы на сайте по закону нужно место для галочки или подписи пользователя о согласии обработки данных и ссылка на политику конфиденциальности. Это самый обязательный из всех необязательных элементов.
Регистрация на сайте Zara.HomeФавикон
Это маленькая картинка рядом с названием страницы на вкладке. Чтобы она корректно отображалась во всех браузерах и на всех устройствах, нужно подготовить картинку в разных размерах и форматах. А ещё можно для разных страниц одного сайта нарисовать свой фавикон.
Фавиконки YouTube и Google ДокументовЗаглушки для изображений
Если фотография человека или товара не загружена, должно быть какое-то изображение — заглушка.
Товары с сайта OzonМодальные окна
То, что происходит после отправки формы:
«Спасибо за заявку»
«Ваша заявка не отправлена, произошла ошибка»
Второе окно можно увидеть очень редко. Например, если при отправке что-то случилось с сервером и он не смог обработать заявку пользователя.
Оформление заказа на на сайте РумикомКалендарь
Если делать календарь, то стоит задизайнить несколько состояний:
текущую дату;
выбранную дату;
интервал между выбранными датами;
ховер.
Если что-то из этого не сделать, пользователь просто не сможет сориентироваться в календаре.
Выбор даты на Aviasales.ruUI kit
Это готовый набор графических элементов. Если они понадобятся верстальщику снова, их не придётся искать по всему проекту, а можно будет сразу обратиться к Ul kit. Так будет проще разобраться и другому верстальщику, если по прошествии времени клиент захочет собрать новые страницы на основе существующих. Сделать UI kit — хороший тон для дизайнера. В UI Kit могут входить кнопки, хлебные крошки, формы, ссылки, отступы, фон, декоративные псевдоэлементы (например, полосочки),
Набор кнопок с сайта UI GarageДизайн сайта подразумевает много мелких деталей, и все их трудно учесть. Даже если кажется, что макет готов, позже может оказаться, что какую-нибудь мелочь всё же упустили: забыли отрисовать кнопку, добавили картинку не в том формате и т.д. Поэтому на протяжении всей работы дизайнеру лучше держать перед глазами список, по которому можно проверить, всё ли сделано. Так дизайнер ничего не забудет и подготовит макет полностью сразу. А верстальщику не придётся добавлять недостающие элементы самому и ломать дизайн.
Чтобы лучше понимать верстальщиков и сразу делать всё, как нужно, пройдите курсы по вёрстке Можно начать с бесплатных тренажёров по основам HTML и CSS или с курса «HTML и CSS. Профессиональная вёрстка сайтов». А с промокодом SKUCHNO цена на любой профессиональный курс станет ещё приятнее.
Любой из вариантов поможет говорить на одном языке с разработчиками и не тратить время на переделку каждого блока в макете. А там и до фронтенда недалеко.
Над статьёй работали:
Текст, иллюстрации | Редактура, иллюстрации | Шеф-редактор |
Даша Владыко | Алёна Кудлаева | Евгений Шкляр |