Что держит разработчиков в России?
Почему уезжают разработчики — вопрос интересный. Но ответы на него более-менее понятны и не раз обсуждались в постах даже здесь, на Хабре. Сегодня рассмотрим другой вопрос, не менее интересный — почему специалисты НЕ уезжают несмотря на позволяющую это квалификацию. Мы решили спросить об этом у людей из индустрии — разработчиков, юриста со специализацией в IT и специалиста по найму разработчиков.
Сколько айтишников уезжает и почему
Ни для кого уже не секрет, что в российской IT-индустрии сейчас острый дефицит кадров. На одну вакансию у работодателей приходится лишь 4 потенциальных претендента. При этом реальный кандидат, который подходит под запрос, может быть только один, или его может не быть вовсе. Для сравнения, по данным hh.ru, в продажах число кандидатов на одну вакансию доходит до 300!
При этом отток кадров с рынка страны продолжается, а значит, скоро цифры могут стать ещё более пугающими. Согласно статистике, 58% российских IT-специалистов хотятпереехать в другие страны.
Как отмечает основатель и владелец международного кадрового агентства Алексей Сухоруков, первая волна эмиграции программистов из России была в начале 2000-х. Потом индустрия начала развиваться и отток «мозгов» стал более равномерным:
Люди из Томска, Омска, Кемерова ехали в Новосибирск. Люди из Новосибирска — в Москву. Люди из Москвы — заграницу. После 2010 года отток вновь усилился. Особенно активно тогда уезжали молодые учёные. После 2014 пришёл черёд программистов уровня сеньор. Это было заметно по спортзалам академгородков — учёных и программистов там становилось всё меньше.
Бросить все и уехать мотивируют не только политические взгляды и желание получить более надёжные социальные гарантии, или жить в стране с более стабильной валютой, считает IT-консультант и автор канала Тимлид Очевидность Евгений Антонов:
Ещё причиной могут быть не очень обоснованные и в чём-то инфантильные идеи вроде «у нас всё плохо, а ТАМ всё хорошо». Кем-то руководит желание мир посмотреть, себя показать, чужую культуру разузнать, в каких-то глобальных компаниях поработать. Для кого-то отъезд — это хороший шанс по профессиональным и карьерным перспективам. Есть и те, для кого цель отъезда — поиск людей, с другим уровнем культуры и взглядами на жизнь.
Власти не пытаются задержать программистов в стране (пока)
Государство не предпринимает каких-то особых мер, чтоб удержать IT-специалистов. Но пытается поддерживать отрасль льготами для IT-компаний, всевозможными инкубаторами, особыми экономическими зонами вроде Сколково и Иннополиса и тому подобных проектов, считает ассоциированный партнёр Legit Михаил Стеценко:
Дальше уже локальные стартапы сами решают, как им удержать разработчиков, чтобы те не уезжали. Но большинство из этих стартапов, так или иначе, выводят активы куда-то за границу, где надёжнее защищаются права и выгоднее налоговый режим. А затем при возможности готовы и разработчикам предложить релокацию. Куча примеров — Кипр, Таиланд, Мальта, Прибалтика. Или переводят их на удалёнку — специалист сидит в России, но работает на иностранную компанию.
Например, компания Aviasales начинала работать в Санкт-Петербурге, но в 2010 году основатель Константин Калинов переехал на остров Пхукет в Таиланде и перевёз с собой первых сотрудников. С тех пор компания ведёт свой бизнес там. Туда же переезжают нанятые разработчики. А в ноябре 2020 года в Aviasales перевели всех сотрудников на постоянную удалёнку — навсегда. А офисы компании в Москве, Санкт-Петербурге и на Пхукете превратили в коворкинги без фиксированных рабочих мест.
Ещё один пример — Wargaming, которая перевезла штаб-квартиру компании на Кипр в Никосию в 2012 году. Сейчас это крупнейшая IT-компания на Кипре по количеству сотрудников и объёму инвестиций. По словам основателя: целая улица, которая идёт к президентскому дворцу в Никосии, занята компанией. Там расположены два здания и несколько земельных участков, используемых под парковку. Сейчас из-за выданных сотрудникам компании золотых паспортов на Кипре начато расследование.
Как отмечает Михаил Стеценко, из-за пандемии релокация сотрудников усложнилась, но сам тренд никуда не делся и даже более, будет набирать обороты.
Компании, которые все ещё держат бизнес в России вынуждены регулярно пересматривать зарплаты IT-специалистов, чтобы тех не переманили. По данным Forbes, крупные компании регулярно пересматривают зарплаты технических специалистов — минимум 1–2 раза в год. Обычно повышать или нет зарплату решают после ревью работы сотрудника. Причём растут не премии, а оклады. Особенно сильно повышают зарплаты в стартапах из-за возросшей неопределённости в пандемию. Сильнее всего растут зарплаты специалистов уровня senior, потому что в них сильнее всего нуждается рынок.
Трудности релокейта
Несмотря на привлекательность других стран, из примерно 1,5 миллиона российских IT-специалистов в стране готовы остаться работать около 420–460 тысяч. А 70% ИТ-разработчиков уровня миддл и сеньор, получивших предложение релоцироваться из России, отказываются по семейным причинам.
По данным исследования The Network, BCG и HeadHunter, Россия сейчас на 25-й позиции в рейтинге из 180 стран мира по привлекательности мест работы для специалистов по цифровым технологиям.
Часто уезжать отказываются из-за психологического вопроса. Люди — существа социальные, а уехав за границу, теряешь социальные связи. Тем, кто за них не держится, легче решиться уехать. Особенно тем, у кого нет семьи и пожилых родственников. На втором месте по готовности к отъезду — семьи с маленькими детьми, которые ещё не ходят в школу.
Те разработчики, которые всё же решились уехать из страны часто сетуют, что редко видятся с родными:
Виктор Карпов, разработчик из Amazon, живёт в Эдинбурге, Великобритания. Автор канала Coding Interviews в Telegram.Не стоит путать туризм с эмиграцией — переезд на ПМЖ это всегда ослабление существующих связей, и значительный стресс на новом месте.
По словам Алексея Сухорукова, в основном уезжает мужская часть населения потому, что в профессии пока ещё преобладают мужчины, хотя число девушек в индустрии и увеличивается каждый год. А если мужчина не женат и без детей, то его вообще ничего не держит в стране, и обычно он с лёгкостью принимает решение об отъезде:
Когда у тебя семья, ипотека, активы — решиться уехать сложнее. А если дети уже ходят в школу, то нужно рвать не только свои, но и их социальные связи. А ещё терять привычную среду обитания, понятную систему здравоохранения. За рубежом жизнь придётся отстраивать заново. Многих это пугает.
Поэтому часто те, кто уехал, задумываются о возвращении.
Нередко слышу, как релоцировавшимся людям сложно адаптироваться к чужой культуре: ведь там у них ни друзей, ни родных, ни знакомых. В результате одиночество и неспособность влиться в комьюнити.
А какие поводы остаться?
Айтишников на российском рынке удерживает либо отсутствие возможности или социальной мобильности, либо деньги и прочие плюшки, считает ассоциированный партнёр Legit Михаил Стеценко:
Всё-таки разработчики — профессия, в которой национальность, родной язык и прочие подобные вещи значения почти не имеют. Опыт, скиллы и амбиции — вот что главное.
Работа на крупную компанию и высокий доход
В результате в стране остаются разработчики, которые работают на крупных игроков, прочно завязанных на российский рынок. Например, Яндекс, Мейл, СберТех, прочие банковские и финансовые структуры, разного рода силовики/оборонка/госзаказ.
Нежелание снижать уровень комфорта жизни
Также не уезжают те, кто не владеет иностранными языками или у кого есть какая-то персональная причина, которая не позволяет переехать. Например, те, кому без русских берёзок и советских панелек пейзаж за окном не мил.
Те, кто часто ездит из одной страны в другую, отмечают: в крупных российских городах при достаточных доходах жить гораздо комфортнее, чем во многих европейских и американских:
В крупных городах типа Москвы и Питера жизнь довольно комфортная в плане доступности сервисов, развлечений, покрытия высокоскоростным интернетом.
Жалобы на банки и интернет — популярный повод для жалоб на зарубежную реальность от тех, кто уехал из России:
За рубежом ужасный по качеству и очень дорогой интернет, неудобный банкинг. Переехав на Кипр, я две недели потратил на походы в банк, чтобы открыть личный счёт. В России весьма продвинутый финтех и, возможно, один из лучших в мире сайт для получения госуслуг. Мы привыкли, что почти любой вопрос можно решить не выходя из дома. В европейских странах многие вопросы пока что невозможно решить онлайн.
Нежелание терять в деньгах
Выиграть в деньгах потому, что начал работать на европейскую или американскую компанию, уехав к ним — не всегда возможно. На первых порах релокейт — всегда про потери в деньгах. Работая за доллары в России, на руки денег выходит больше, из-за разницы в налогах.
В России для ИП, работающих по патенту, налоги смешные, иногда даже кажется, что это баг налоговой системы.
Как отмечает Евгений Антонов, ещё один риск переезда — релокация по рабочей визе. С её помощью можно легко попасть «в рабство» без возможности уволиться, или легко сменить работу.
Постепенно можно выйти на прежний уровень дохода или даже увеличить его, но на это потребуется минимум несколько лет.
Люди, которые очень хотят переехать, могут для начала и сдауншифтиться. Устроиться на должность уровнем и зарплатой пониже. Но как только человек переезжает за пределы СНГ, он становится гораздо более привлекательным для рекрутеров западных компаний. Например, даже не владея английским, можно получить оффер на Кипр. А переехав, подтянуть английский, указать в профайле новое место жительства/работы и ожидать предложений со стороны компаний из США и Европы.
Что же в итоге
На словах уехать из России готовы больше половины айтишников. Но на деле многие отказываются, даже когда такой шанс предоставляют. Всё-таки переезд в другую страну — это зачастую сложная, долгая и дорогая процедура, к которой нужно готовиться не один месяц, даже если у вас нет семьи. Поэтому часто причин остаться не меньше чем переехать.
А какая причина у вас? Отметьте нужный вариант в опросе или напишите своё мнение в комментариях.
Ну, а мы продолжаем делать настраиваемого под ваши запросы Telegram-бота с «вкусными» вакансиями Get Me It. В последнем релизе, мы добавили много всего, чтобы вы получали более подходящие вашим запросам предложения.
Теперь, если вы синьор-помидор с зарплатой 300к/наносек и опытом управления межгалактической империей — вы сможете лучше настроить фильтры для себя. Еще мы добавили пару крупных городов, которые несправедливо обошли стороной: Екатеринбург и Новосибирск (тамошнему IT-сообществу большой привет!).
Следуйте за белым кроликом, кликнув на картинку ниже