Что делать с допущениями?
Если в словарях поискать значение слова «допущение», то найдется не меньше трех значений. Пара устаревших: «допущение людей в город», «добился допущения к экзаменам» и более современное «из сделанного допущения вытекают следующие положения». В работе аналитика всегда сложно даются ситуации, когда из допущения «вытекают» решения и нередко они «вытекают» сразу в бэклог. Допущение здесь — это предположение, которое нуждается в проверке. BABOK говорит, что «ограничения, допущения и зависимости могут анализироваться на предмет наличия рисков и, иногда, сами должны управляться как риски». Когда команда спешит решить задачу может получаться так, что именно то, что должно управляться как риски, становится основой для выбора решения и на выходе вместо закрытой потребности получается еще больший риск.
Пример. В бытовом контексте можно предположить, что если пользователь больше года не обновляет папку с загруженными файлами, то они ему уже не нужны и, так как дисковое пространство ограничено, то лучше помочь пользователю и старье удалить. Так звучат советы «если вы год не доставали какую-то вещь из шкафа, то можете ее смело выбросить или отдать». Такое допущение может не работать. Например, в папке хранятся чеки на оплату по договорам, по которым срок исковой давности 5 лет. Пользователь хранит эти файлы, чтобы исключить риск оказаться под следствием или проиграть в суде в случае спорных вопросов. В результате удаления файлов через год инфрастуктурный риск может подмениться юридическим.
У фичи обычно больше одной заинтересованной стороны:
несколько категорий пользователей,
менеджмент,
сопровождение,
сама команда разработки.
При этом под риск может попадать только одна, а остальные с нетерпением будут ждать обещанного результата, который казалось бы легко достигается по простой житейской логике. В такой ситуации бизнес-аналитик (или продакт) превращается в дипломата, психолога и переговорщика, что не слишком просто и требует времени.
Что с этим делать? В каждой задаче нужно придирчиво выявлять допущения в формулировках. Вас должна насторожить формулировка вида: «Если пользователь больше года не обновляет профиль, то профиль можно считать неактивным». Здесь читается допущение, что у пользователя обязательно должны быть поводы что-то обновлять, а что если у кого-то этих поводов просто нет? Необходимо либо проверять допущения сразу «на входе» в задачу, либо записывать их в риски и соответственно учитывать в оценке сроков.
О бизнес-анализе в Телеграмм