Что дальше для Apple?-2
Продолжая тему, начатую в предыдущей записи, хочу вот что сказать. Я на самом деле не хотел переводить ее в разрез «кого бы Apple купить?». Покупка большой компании — это такой головняк в виде всех post-M&A activities, что делать это могут, как правило, либо компании с очень похожими моделями бизнеса (Comcast и TimeWarner, например), либо те, кому терять нечего (Microsoft и Nokia, например). Зная, опять же, Apple, я предположу, что они сами будут развивать какое-то интересное и перспективное направлени, чем рискнут купить кого-то с определившейся бизнес-моделью для последующей интеграции.
В комментариях к предыдущей записи есть интересные моменты, например, про то, что я недооцениваю финансовый сегмент, или же про решения на базе HomeKit. ApplePay — это, безусловно, очень интересный задел на будущее, и при соответствующей базе пользователей действительно способен приносить компании миллиарды, если не десятки миллиардов, долларов в год. Но это сервис, а не продукт. Сервис — это тоже продукт в каком-то роде, конечно же, но Apple больше по штукам, которые всегда можно подержать в руке, а сервисы вроде iTunes/Apple Pay — это просто «хорошая прибавка» к текущим заработкам. HomeKit, по крайней мере, на данном этапе, как я его вижу — это некий софтверный хаб для существующих продуктов, способный интегрировать всевозможные гаджеты из серии internet of things, в одно целое, и управлять ими, делая при этом iOS-устройство или Мак центром этого хаба. Я также предполагаю, что вполне есть вероятность, при которой Apple, видя посредственные продукты других производителей для этого рынка, выпустит что-то свое, способное взорвать наконец-то этот рынок (как это сделал iPod с рынокм MP3-плееров), но скоро ли это произойдет?
Кто-то озвучил в комментариях VR/AR — виртуальную и дополненную реальность, в которую сейчас пытаются успеть вскочить все, от Google и Microsoft до Samsung. По-моему, даже была информация, что Apple искала кого-то на работу с опытом VR, так что понятно, что Apple к этому рынку тоже присматривается. Но… У меня есть серьезные сомнения в перспективности этого рынка. Почему? Достаточно посмотреть на эти фотографии:
Конечно, Hololens (дурацкое название, кстати), у Microsoft выглядит чуть посимпатичней, но тем не менее, в ситуации, когда пользователи должны будут «колхозить» что-то подобное себе на голову, а собравшись в таком виде в количестве больше одного, будут пугать окружающих своим фриковатым видом, сложно ожидать какого-то массового пользовательского эффекта для этой технологии. Люди даже очки часто стесняются надевать (обычные, не говоря уже о Google Glass, которые выглядят не так ужасно, как эти все наборы для виртуальной реальность), а уж чтобы заставить массового потребителя пользоваться такой штуковиной — это ощущения должны быть действительно космическими. Применение в какой-то профессиональной сфере — да, вполне может быть, но массово? Вряд ли. Назовите меня консерватором, луддитом, как хотите — не верю.
Вот что может оказаться интересным поворотом, так это роботы. Возможно, мое мнение слегка «деформировано» книжкой про роботов, которую я сейчас читаю (The Second Machine Age), но там, кажется, такое пространство для маневра и вариаций, что было бы странно не думать в этом направлении. Уже сейчас очевидно, что вычислительные мощности на сегодня позволяют создавать роботов для многих задач, причем роботов такого уровня, что было немыслимо еще лет 5 назад. Огромное количество «помощников», которые возьмут на себя большое количество легко автоматизируемых человеческих задач — это то, что нас ждет уже в ближайшем будущем, и к этому надо готовиться. Google, кстати, давно в этом направлении ведет проекты (скупая в основном всякие стартапы в этой сфере, включая Boston Dynamics), так что у них даже фора, а Apple придется догонять. Не хочу, чтобы вы думали, что «вот, прочитал одну книжку и уже возомнил себя экспертом» — это не так, разумеется, но почему-то тема роботов меня очень сильно возбуждает (в хорошем смысле этого слова), и мне кажется, что Apple, с ее подходом, как раз могла бы там выпустить что-то, что а) было бы полезным, и б) могло бы стать следующим уровнем для компании. Осталось только придумать хорошее имя… как насчет iRobot? oh, wait…