Что бы я сказала эйчарам, если бы они попросили у меня обратную связь?
Часто в интернете встречаются рекомендации для тех, кто ищет работу, запрашивать у работодателей обратную связь после собеседования. Это помогает кандидатам понять, над чем им стоит поработать, чтобы в будущем произвести лучшее впечатление. Но как обстоят дела с другой стороны?
Я не слышала о том, чтобы работодатели запрашивали обратную связь у кандидатов. Изредка обратная связь всё-таки прилетает в сторону эйчаров в виде недовольных комментариев: «Перезванивайте, если обещали» и «Не нужно мне напоминать о вашей вакансии по десять раз». Однако обратная связь — это не всегда про негатив и какие-то значительные действия. В общении с кандидатом немалую роль играют нюансы, которые едва заметны, но способны повлиять на общее впечатление о компании.
В этой статье я расскажу о том, что зацепило меня при общении с рекрутерами и что, на мой взгляд, можно было бы улучшить, чтобы наше взаимодействие было более эффективным и приятным.
Предыстория. Предварительное исследование
Сейчас я нахожусь в поиске работы и прохожу немало собеседований или же общаюсь по поводу вакансии, не доходя до стадии интервью. Со временем у меня накопились пожелания для эйчаров, и мне стало любопытно:, а как они узнают, что понравилось кандидату на собеседовании, а что — не очень? Ведь у меня никто из рекрутеров обратную связь никогда не спрашивал.
Я понимаю, что обработка обратной связи требует отдельного времени, которого может не быть в период активного поиска сотрудников. Но как рекрутеры получают фидбэк и нужен ли он им? Я задала этот вопрос в одном из сообществ, в котором состоят в том числе специалисты HR-направления.
Как выяснилось, иногда эйчары всё-таки просят кандидатов поделиться обратной связью по процессу собеседования. Они могут это делать всегда или в каких-то отдельных случаях — например, если кандидат подошёл на позицию, но отказался от оффера. Кроме того, рекрутеры разбирают кейсы с интервью в сообществах, читают статьи по теме и профессиональную литературу. Также есть возможность обратиться за развёрнутой обратной связью к более опытному эйчару с богатым опытом.
Мне радостно знать, что фидбэк от кандидатов всё-таки интересен специалистам по найму. Однако, мне кажется, что о некоторых моментах может быть неудобно сказать или они кажутся незначительными, чтобы о них говорить. Поэтому я решила суммировать свои наблюдения и поделиться ими с сообществом. Возможно, для кого-то из сферы найма они окажутся полезными.
Мой опыт и рекомендации эйчарам
В подавляющем большинстве случаев мой опыт общения с эйчарами и нанимающими менеджерами был положительный. Мне было интересно общаться с профессионалами своего дела, знакомиться с разными компаниями и открывать в процессе общения что-то новое о себе.
Тем не менее, пройдя ряд собеседований, я вывела следующие рекомендации, которые хотела бы дать нанимающей стороне. Здесь я имею в виду не только рекрутеров и эйчаров, но также любых специалистов, которые по роду деятельности участвуют в найме.
1. Давайте как можно больше ясности
Ясность предотвратит возможное недопонимание, сэкономит время вам и кандидату, уменьшит вероятность домысливания как с вашей стороны, так и со стороны кандидата. Это очень объёмный пункт, поэтому вполне вероятно, что вы сможете дополнить его своими предложениями.
— Ясность по цели звонка
Иногда эйчары присылают стандартное сообщение с просьбой перезвонить в рабочее время по указанному телефону. Возникает сразу несколько вопросов:
— будет это телефонное интервью или вы просто хотите договориться о собеседовании в будущем?
— что вы имеете в виду под рабочим временем?
— есть ли время в течение дня, в которое вы точно заняты и лучше не звонить?
— Ясность по формату собеседования
Будет это видеоинтервью или аудио? Будет это первичное собеседование с рекрутером или сразу с будущим руководителем (так тоже бывает)? Сколько примерно по времени займёт собеседование?
Если для себя вы знаете ответы на эти вопросы, то соискатель должен либо гадать, либо задавать вам вопросы, либо действовать по обстоятельствам.
Когда я только начала искать работу, я думала, что созвон в зуме автоматически означает видеовстречу. На первое зум‑собеседование я бодро подключилась с видео, а оказалось, что рекрутер не ожидала общения по видео и не подготовилась так, как она хотела бы (в плане макияжа и укладки). Я до сих пор благодарна этой девушке, что она тем не менее включила камеру и мы общались на равных.
После того случая я стала уточнять формат собеседования, однако недавно решила этим пренебречь и не спросила про формат. В результате на собеседовании с тремя представителями компании я единственная была с видео. Я не чувствовала себя неловко, но в какой-то момент поняла, что мне не на кого смотреть при разговоре. В результате я смотрела или на своё видео, или — чаще — на аватарки собеседников. Однако ощущение, что я нахожусь в аквариуме, всё-таки присутствовало.
— Ясность по составу участников интервью
Предупредите кандидата, если на собеседовании будет больше одного человека (помимо рекрутера). Особенно важно это при очном интервью, но и в онлайне тоже имеет смысл. Если кандидат понимает, сколько человек каких должностей будут его собеседовать, это уменьшает стресс от того, что он должен по ходу встречи подстроиться под большее количество участников.
У меня была ситуация, когда я приехала на очное собеседование, эйчар меня проводила в кабинет, и, войдя в него, я увидела трёх сотрудников компании. Думаю, раньше, когда я только начинала искать работу, это сильно выбило бы меня из колеи. В этот раз я довольно быстро сориентировалась, и мы с интересом пообщались.
— Ясность по вопросам для обсуждения
Где-то я видела рекомендацию кандидатам заранее спрашивать, как можно подготовиться к собеседованию и какой скоуп вопросов будет обсуждаться во время интервью. Я воспользовалась этим советом всего один раз и очень рада, что тогда это сделала. Пожалуй, это был единственный раз, когда он мне пригодился в моём поиске работы. Возможно, для представителей других специальностей (у меня — проектный менеджмент) он более актуален.
2. Проверяйте требования к вакансии перед публикацией
Совет кажется очевидным, но про него важно не забывать.
Я обычно не откликаюсь на вакансии, в которых указана возможность командировок. Тем не менее как-то раз я промахнулась и отправила отклик именно на такую вакансию. Меня пригласили на очное интервью, где, однако, про командировки не говорилось ни слова. Я уточнила, и оказалось, что данная позиция не предполагает никаких командировок, а если они и бывают, то только по желанию сотрудника. Согласитесь, для кого-то этот критерий мог оказаться критичным, и компания могла упустить подходящего кандидата.
3. Относитесь к кандидату как к равному
О чём вы сейчас подумали? О том, что работодатель не должен смотреть на кандидата сверху вниз? Кажется, это давно не в тренде, особенно в IT-сфере. Здесь я хочу сказать про другую крайность.
Пару раз я сталкивалась с почти заискивающим отношением рекрутеров ко мне. Однажды излишняя восторженность эйчара по поводу моего опыта привела к тому, что у меня возникла иллюзия, что я полностью устраиваю работодателя. Я даже забыла, что собеседование предполагает этап, где мне тоже будут задавать вопросы (а не только нахваливать мой опыт).
Приятно, когда эйчар подчёркивает твои заслуги и видит, чем ты мог бы быть полезен компании. При этом не должно возникать ощущения, что я оказала им великую честь, согласившись на интервью, и они мне безмерно благодарны мне за то, что я снизошла до общения с ними. Такой подход искусственно принижает компанию в моих глазах, хотя наверняка его цель была другая.
Уважайте кандидата, признавайте его опыт, задавайте уточняющие вопросы. Но не забывайте, что вы равный участник в этом процессе. Уверена, многие хотели бы работать в компании, которую они уважают. Общение на равных способствует созданию и поддержанию именно таких, уважительных, отношений.
4. Задавайте вопросы
В процессе общения рекрутеры задают немало вопросов, это правда. Но бывает, что вопрос как будто подразумевается, но не задаётся.
Например, после фразы: «Мы рассмотрели ваше резюме и хотели бы пообщаться с вами подробнее», — логично задать вопрос: «Готовы ли вы созвониться?» (или другой подобный). Если вопроса нет, то у меня возникает ощущение, что это я должна взять инициативу в свои руки и начать задавать вопросы (например, «Окей, давайте созвонимся, когда вам удобно?»). В ритуале приглашения на собеседование темп задаёт, как мне кажется, приглашающая сторона. Особенно важно задать вопрос, «разгоняющий» общение, в начале взаимодействия.
Если честно, когда я получаю сообщение-утверждение без вопроса в конце, мой первый порыв — ответить: «Окей», «Так…». Это звучит непрофессионально, поэтому я так не пишу. Но это показатель того, что диалог не формируется. А мы же с вами хотим диалога, правда?
5. Обращайтесь к кандидату не обезличено
Нечастое явление, но случается. Бывает так, что работодатель как будто не общается со мной, а рассуждает вслух.
В чём это проявляется? Фразы обращены не лично ко мне, а как будто в воздух. Например, вопрос «Будет удобно созвониться?» вместо «Вам будет удобно созвониться?».
Конечно, отдельные подобные фразы могут звучать естественно. Но если вся речь построена таким образом, то возникает ощущение, что меня как будто и не существует вовсе, а человек разговаривает с кем-то абстрактным.
6. Уважайте собеседника и признавайте его присутствие в диалоге.
Обращайте внимание на формулировку вопросов
Всем известна фраза Карлсона, заставшая врасплох «домомучительницу» фрекен Бок, — «Ты уже перестала пить коньяк по утрам?». Постарайтесь избегать подобных вопросов.
Меня однажды спросили, что меня не устраивало на прошлом месте работы. С одной стороны, если я ищу новую работу, можно предположить, что предыдущая чем-то не устраивала. С другой стороны, ситуации бывают разные, вплоть до того, что люди переезжают, а компании закрываются. При этом подобная формулировка вопроса имеет слегка негативный оттенок и заранее предполагает отсутствие нейтрального ответа.
7. Дайте кандидату отдышаться
… и сложить вещи.
У меня было два разных опыта на оффлайн-интервью. В первом случае представители компании дали мне время, чтобы я сложила вещи и заняла место за столом перед началом собеседования. Во втором случае рекрутер начала мне рассказывать о том, как будет проходить интервью, не дожидаясь, пока я устроюсь за столом.
Не все люди многозадачные, не всем комфортно одновременно слушать и вспоминать, в какое отделение сумки они положили ручку. Кроме того, вы покажете своё уважение, если подождёте, пока кандидат не будет готов полностью включиться в беседу.
Заключение
В этой статье я перечислила некоторые моменты, которые могут сделать общение между эйчарами и кандидатами более приятным и эффективным. Какие-то из этих нюансов кажутся несущественными, другие более критичные (например, проверка требований в описании вакансии).
Ни один из этих пунктов не стал препятствием для моего общения с компанией. Некоторые из них тем не менее ещё до собеседования формировали моё отношение к нанимающей стороне.
Прислушиваться к моим рекомендациям или нет — дело каждого. Для меня обратная связь является важным элементом коммуникации, поэтому я рада, что могу ею поделиться.
Приглашаю и вас к диалогу. Что бы вы хотели сказать эйчарам, если бы у вас попросили обратную связь? А если вы сами занимаетесь поиском сотрудников, то что вам важно было бы услышать от кандидатов о вашей работе?