Covid-19: что будет с бизнесом в России [и когда всё это закончится]

Covid-19: что будет с бизнесом в России [и когда всё это закончится]

Сделали выжимку из прогноза McKinsey&Company по развитию мировой экономики (и России в частности) в контексте влияния коронавируса. К чему готовиться российскому бизнесу, кому и как надолго затянуть пояс — под катом.


Сценарии развития пандемии и ее влияния на экономику

В прогнозе выделено 9 сценариев, по которым может пойти экономика планеты в целом или отдельного государства.


Covid-19: что будет с бизнесом в России [и когда всё это закончится]

Наиболее вероятными сценариями считаются А1 и А3 — именно на их основе строится прогноз. Разберем, что к чему.


Когда начнется восстановление мировой экономики


Если все будет хорошо

Если вирус удастся сдержать после первой волны пандемии, то возврат к докризисным объемам ВВП начнется уже в конце 4 квартала 2020 года.


Covid-19: что будет с бизнесом в России [и когда всё это закончится]

Прогноз роста реального ВВП (4 кв. 2019 = 100%). Сценарий развития ситуации с коронавирусом — А3

Быстрее всего восстановится Китай и США. В Еврозоне восстановление при самом оптимистичном сценарии затянется до середины 2021 года.

Несмотря на оптимизм, просадки реального ВВП не избежать. Еврозона уйдет вниз на 4,7% по итогам года, США — на 2,4%, Китай — на 0,5%. Интересно, что если прогноз подтвердится, то Китай не покажет роста ВВП впервые с 1976 года, а США — с 2009 года.


Если все будет (не так) хорошо

Другой сценарий — за счет карантина удастся на некоторое время локализовать и сдержать пандемию, но будет повторная вспышка, возможно, не одна. Экономика все-таки вырастет, но не так скоро и не так быстро.


Covid-19: что будет с бизнесом в России [и когда всё это закончится]

Прогноз роста реального ВВП (4 кв. 2019 = 100%). Сценарий развития ситуации с коронавирусом — А1

При этом сценарии к середине 2021 года полностью «выгребет» только Китай. США и Европа все еще будут в рецессии — и только к концу 2024 году выйдут на «довирусные» показатели реального ВВП.


Как пандемия COVID-19 повлияет на экономику России

Если удастся сдержать вирус, падение ВВП России составит -3,8% по результатам 2020 года. При повторных вспышках и продлении карантинных мер — -10,2%.


Covid-19: что будет с бизнесом в России [и когда всё это закончится]

Прогноз падения/роста реального ВВП России (4 кв. 2019 = 100%). Сценарии развития ситуации с коронавирусом — А1 и А3

Насколько критично такое падение ВВП? Для сравнения, в другие кризисные годы ВВП России снижался так:


  • 1992: -14,53%;
  • 1994: -12,57%;
  • 1998: -5,3%;
  • 2009: -7,8%;
  • 2015: -2,31%.

При лучшем для экономики России сценарии восстановление начнется в середине 2021 года. Если же сработает сценарий с повторными вспышками вируса, ВВП выйдет на докризисные объемы во втором квартале 2023 года — на год раньше, чем ВВП Еврозоны.

Основной вклад в падение ВВП — за счет снижения потребления и инвестиций.


Covid-19: что будет с бизнесом в России [и когда всё это закончится]

Прогноз динамики реального ВВП России в разрезе составляющих. Сценарии развития ситуации с коронавирусом — А1 и А3

Закрытие части производств, компаний розничной торговли и сферы услуг приведет к росту безработицы. Если распространение вируса удастся сдержать, рост будет краткосрочным. В противном случае безработица сохранится на уровне 8%.


Covid-19: что будет с бизнесом в России [и когда всё это закончится]

Прогноз уровня безработицы в России. Сценарии развития ситуации с коронавирусом — А1 и А3

Эффективный контроль распространения вируса позволит нивелировать снижение промышленного производства к началу 2021 года. Если эпидемия затянется, спад промышленного производства составит в среднем за 2020 год -6,6%. Выйти же на докризисный уровень получится во 2 квартале 2023 года.


Covid-19: что будет с бизнесом в России [и когда всё это закончится]

Прогноз динамики промышленного производства в России. Сценарии развития ситуации с коронавирусом — А1 и А3


Влияние COVID-19 на реальные секторы экономики

Больше всего пострадают сферы, которые полностью прекратили работу из-за карантина или вынуждены перейти исключительно на дистанционные модели работы. Например:


  • Сети общественного питания могут потерять до 40–60% выручки. При негативном развитии ситуации в долгосрочной перспективе вероятно сокращение 10–20% персонала.
  • Если кризис затянется, сегмент по продаже одежды просядет более чем на 20%. В краткосрочной перспективе пострадает ритейл в люксовом сегменте.
  • В случае полного прекращения международного сообщения авиакомпании теряют до 30–50% выручки.

Интересно, что, казалось бы, в «хлебных» сферах тоже не все так просто:


  • Не первых порах карантина продуктовые сети переживают «панический бум». Если ситуация затянется, ожидается снижение спроса в продуктовых сетях на 5–10%. Частично он будет компенсирован сервисами доставки —, но не более, чем на половину.
  • В аптечных сетях похожая ситуация. Будет краткосрочный скачок выручки в 1,5–2 раза в связи с ростом спросом на противовирусные препараты, маски, перчатки. Но при умеренно-оптимистичном сценарии ожидается падение спроса в пределах 5–15% на не жизненно необходимые товары.

Из-за возможных перебоев в цепочках поставки некоторые импортируемые товары могут исчезнуть с полок до 3–4 квартала 2020 года. Импортозамещение компенсирует упущенную выручку, но не более чем на ⅔.


Что будет с маркетингом


Рекомендуем почитать: «Коронавирус и контекстная реклама: динамика ключевых метрик, прогноз на будущее и рекомендации»

В долгосрочной перспективе кризис изменит модели поведения российских потребителей. Все больше людей будут делать покупки онлайн. Ожидается рост вложений в развитие онлайн-сервисов. Маркетинговые бюджеты переместятся из оффлайна в онлайн.


В связи с кризисом бизнесу уже сейчас нужно думать об оптимизации расходов на маркетинг:


  1. Снижать трудозатраты на настройку рекламы —, а значит, тратить меньше на услуги исполнителей.
  2. Оптимизировать работающие кампании — снижать стоимость трафика и конверсий.

Эти задачи позволяют закрыть инструменты Click.ru для рекламы в Яндексе, Google и соцсетях. Кроме того, здесь действует партнерская программа — вы получаете вознаграждение до 35% от расходов на рекламу. Это дает дополнительную экономию бюджета.


Что будет с банковским сектором

Для системообразующих и digital-банков все будет более-менее спокойно. Ключевые прогнозы:


  • Из-за снижения доходов физлиц вырастут просрочки по кредитам и ипотеке в 5–7 раз.
  • Возможны дефолты и реструктуризация кредитов компаний в сфере услуг, непродовольственной розницы, коммерческой недвижимости, туризма, авиаперевозок.
  • Банки могут поднять процентные ставки на 2–5% для минимизации оттока вкладов.
  • Возрастет популярность дистанционных сервисы (например, видеоконференции с клиентами, электронные подписи).
  • В длительном периоде могут быть сокращены около 15% удаленных сотрудников.


Что будет с нефтью

Помимо вируса на экономику России существенно влияет ситуация на рынке нефти.

Многие аналитические агентства ожидают снижения спроса на нефть в 2020 году из-за Covid-19. Причем если в начале марта оценки были относительно оптимистичными, то ближе к концу марта ожидаемое падение спроса выросло.


Covid-19: что будет с бизнесом в России [и когда всё это закончится]

Прогнозы изменения мирового спроса на нефть, млн барр./сут.

Цена на нефть в краткосрочной перспективе будет зависеть от решения ОПЕК+ о сокращении добычи. Какие есть сценарии:


  • ОПЕК+ не достигает соглашения. Цены на нефть колеблются в районе 20 долларов за баррель в течение трех ближайших лет. В моменте могут подниматься выше 30, но быстро откатываются.
  • Возврат к предыдущим условиям ОПЕК+. Цены возвращаются на уровень 35 долларов в 2020 году. В 2022 году начинается постепенное восстановление до 55–59 долларов.
  • Новое соглашение ОПЕК+. Цены растут до 40 долларов в 2020 году. В 2022 году — до уровня около 60 долларов.


Если подытожить: что нас ждет?


  • Даже если в апреле-мае снимут карантин, о коронавирусе быстро забыть не получится. Потребуется более года для восстановления экономики.
  • Если карантин затянется и/или будут повторные вспышки, выход на «довирусное» развитие экономики возможен только к середине 2023 года.
  • Большинству сфер придется адаптировать бизнес-процессы к новым условиям. Трендом будет переход в онлайн — полная информатизация и дистанционализация от клиентов и подрядчиков.
  • Маркетинговые активности переместятся в онлайн. Особое внимание будет уделяться оптимизации рекламных кампаний, автоматизации, выстраиванию аналитики и повышению конверсий. В маркетинге будет больше контроля со стороны руководства и инвесторов.

Такие дела. Страшного пока ничего нет (точно? А как у вас?), но задуматься о том, как жить дальше, очень пора.

Полная версия (PDF)

© Habrahabr.ru