Covid-19: что будет с бизнесом в России [и когда всё это закончится]
Сделали выжимку из прогноза McKinsey&Company по развитию мировой экономики (и России в частности) в контексте влияния коронавируса. К чему готовиться российскому бизнесу, кому и как надолго затянуть пояс — под катом.
Сценарии развития пандемии и ее влияния на экономику
В прогнозе выделено 9 сценариев, по которым может пойти экономика планеты в целом или отдельного государства.
Наиболее вероятными сценариями считаются А1 и А3 — именно на их основе строится прогноз. Разберем, что к чему.
Когда начнется восстановление мировой экономики
Если все будет хорошо
Если вирус удастся сдержать после первой волны пандемии, то возврат к докризисным объемам ВВП начнется уже в конце 4 квартала 2020 года.
Прогноз роста реального ВВП (4 кв. 2019 = 100%). Сценарий развития ситуации с коронавирусом — А3
Быстрее всего восстановится Китай и США. В Еврозоне восстановление при самом оптимистичном сценарии затянется до середины 2021 года.
Несмотря на оптимизм, просадки реального ВВП не избежать. Еврозона уйдет вниз на 4,7% по итогам года, США — на 2,4%, Китай — на 0,5%. Интересно, что если прогноз подтвердится, то Китай не покажет роста ВВП впервые с 1976 года, а США — с 2009 года.
Если все будет (не так) хорошо
Другой сценарий — за счет карантина удастся на некоторое время локализовать и сдержать пандемию, но будет повторная вспышка, возможно, не одна. Экономика все-таки вырастет, но не так скоро и не так быстро.
Прогноз роста реального ВВП (4 кв. 2019 = 100%). Сценарий развития ситуации с коронавирусом — А1
При этом сценарии к середине 2021 года полностью «выгребет» только Китай. США и Европа все еще будут в рецессии — и только к концу 2024 году выйдут на «довирусные» показатели реального ВВП.
Как пандемия COVID-19 повлияет на экономику России
Если удастся сдержать вирус, падение ВВП России составит -3,8% по результатам 2020 года. При повторных вспышках и продлении карантинных мер — -10,2%.
Прогноз падения/роста реального ВВП России (4 кв. 2019 = 100%). Сценарии развития ситуации с коронавирусом — А1 и А3
Насколько критично такое падение ВВП? Для сравнения, в другие кризисные годы ВВП России снижался так:
- 1992: -14,53%;
- 1994: -12,57%;
- 1998: -5,3%;
- 2009: -7,8%;
- 2015: -2,31%.
При лучшем для экономики России сценарии восстановление начнется в середине 2021 года. Если же сработает сценарий с повторными вспышками вируса, ВВП выйдет на докризисные объемы во втором квартале 2023 года — на год раньше, чем ВВП Еврозоны.
Основной вклад в падение ВВП — за счет снижения потребления и инвестиций.
Прогноз динамики реального ВВП России в разрезе составляющих. Сценарии развития ситуации с коронавирусом — А1 и А3
Закрытие части производств, компаний розничной торговли и сферы услуг приведет к росту безработицы. Если распространение вируса удастся сдержать, рост будет краткосрочным. В противном случае безработица сохранится на уровне 8%.
Прогноз уровня безработицы в России. Сценарии развития ситуации с коронавирусом — А1 и А3
Эффективный контроль распространения вируса позволит нивелировать снижение промышленного производства к началу 2021 года. Если эпидемия затянется, спад промышленного производства составит в среднем за 2020 год -6,6%. Выйти же на докризисный уровень получится во 2 квартале 2023 года.
Прогноз динамики промышленного производства в России. Сценарии развития ситуации с коронавирусом — А1 и А3
Влияние COVID-19 на реальные секторы экономики
Больше всего пострадают сферы, которые полностью прекратили работу из-за карантина или вынуждены перейти исключительно на дистанционные модели работы. Например:
- Сети общественного питания могут потерять до 40–60% выручки. При негативном развитии ситуации в долгосрочной перспективе вероятно сокращение 10–20% персонала.
- Если кризис затянется, сегмент по продаже одежды просядет более чем на 20%. В краткосрочной перспективе пострадает ритейл в люксовом сегменте.
- В случае полного прекращения международного сообщения авиакомпании теряют до 30–50% выручки.
Интересно, что, казалось бы, в «хлебных» сферах тоже не все так просто:
- Не первых порах карантина продуктовые сети переживают «панический бум». Если ситуация затянется, ожидается снижение спроса в продуктовых сетях на 5–10%. Частично он будет компенсирован сервисами доставки —, но не более, чем на половину.
- В аптечных сетях похожая ситуация. Будет краткосрочный скачок выручки в 1,5–2 раза в связи с ростом спросом на противовирусные препараты, маски, перчатки. Но при умеренно-оптимистичном сценарии ожидается падение спроса в пределах 5–15% на не жизненно необходимые товары.
Из-за возможных перебоев в цепочках поставки некоторые импортируемые товары могут исчезнуть с полок до 3–4 квартала 2020 года. Импортозамещение компенсирует упущенную выручку, но не более чем на ⅔.
Что будет с маркетингом
Рекомендуем почитать: «Коронавирус и контекстная реклама: динамика ключевых метрик, прогноз на будущее и рекомендации»
В долгосрочной перспективе кризис изменит модели поведения российских потребителей. Все больше людей будут делать покупки онлайн. Ожидается рост вложений в развитие онлайн-сервисов. Маркетинговые бюджеты переместятся из оффлайна в онлайн.
В связи с кризисом бизнесу уже сейчас нужно думать об оптимизации расходов на маркетинг:
- Снижать трудозатраты на настройку рекламы —, а значит, тратить меньше на услуги исполнителей.
- Оптимизировать работающие кампании — снижать стоимость трафика и конверсий.
Эти задачи позволяют закрыть инструменты Click.ru для рекламы в Яндексе, Google и соцсетях. Кроме того, здесь действует партнерская программа — вы получаете вознаграждение до 35% от расходов на рекламу. Это дает дополнительную экономию бюджета.
Что будет с банковским сектором
Для системообразующих и digital-банков все будет более-менее спокойно. Ключевые прогнозы:
- Из-за снижения доходов физлиц вырастут просрочки по кредитам и ипотеке в 5–7 раз.
- Возможны дефолты и реструктуризация кредитов компаний в сфере услуг, непродовольственной розницы, коммерческой недвижимости, туризма, авиаперевозок.
- Банки могут поднять процентные ставки на 2–5% для минимизации оттока вкладов.
- Возрастет популярность дистанционных сервисы (например, видеоконференции с клиентами, электронные подписи).
- В длительном периоде могут быть сокращены около 15% удаленных сотрудников.
Что будет с нефтью
Помимо вируса на экономику России существенно влияет ситуация на рынке нефти.
Многие аналитические агентства ожидают снижения спроса на нефть в 2020 году из-за Covid-19. Причем если в начале марта оценки были относительно оптимистичными, то ближе к концу марта ожидаемое падение спроса выросло.
Прогнозы изменения мирового спроса на нефть, млн барр./сут.
Цена на нефть в краткосрочной перспективе будет зависеть от решения ОПЕК+ о сокращении добычи. Какие есть сценарии:
- ОПЕК+ не достигает соглашения. Цены на нефть колеблются в районе 20 долларов за баррель в течение трех ближайших лет. В моменте могут подниматься выше 30, но быстро откатываются.
- Возврат к предыдущим условиям ОПЕК+. Цены возвращаются на уровень 35 долларов в 2020 году. В 2022 году начинается постепенное восстановление до 55–59 долларов.
- Новое соглашение ОПЕК+. Цены растут до 40 долларов в 2020 году. В 2022 году — до уровня около 60 долларов.
Если подытожить: что нас ждет?
- Даже если в апреле-мае снимут карантин, о коронавирусе быстро забыть не получится. Потребуется более года для восстановления экономики.
- Если карантин затянется и/или будут повторные вспышки, выход на «довирусное» развитие экономики возможен только к середине 2023 года.
- Большинству сфер придется адаптировать бизнес-процессы к новым условиям. Трендом будет переход в онлайн — полная информатизация и дистанционализация от клиентов и подрядчиков.
- Маркетинговые активности переместятся в онлайн. Особое внимание будет уделяться оптимизации рекламных кампаний, автоматизации, выстраиванию аналитики и повышению конверсий. В маркетинге будет больше контроля со стороны руководства и инвесторов.
Такие дела. Страшного пока ничего нет (точно? А как у вас?), но задуматься о том, как жить дальше, очень пора.
Полная версия (PDF)