Compact varint — уникальность и большие значения за ту же стоимость

habr.png

Внимание: Код представленный в статье немного отличается от оригинальных EncodeVarint и DecodeVarint и даёт другие результаты. Будьте внимательны.


В multiformats/unsigned-varint обсуждении правильной записи числа в varint было замечено что многие числа в оригинальном varint могут быть записаны в последовательности разной длинны. Это даст разные блоки и их хеши при идентичных значениях кодированных в протобуфер.


Оригинальный varint


Оригинальный varint просто делит число на кусочки по 7 бит. И записывает их в порядке от младшего к старшему добавляя к каждому кусочку старший 8ой бит. Значение этого бита зависит от того последний это кусочек (0) или нет (1).


Таким образом например значение 0 мы можем записать во многих вариантах:


  1. 0000 0000 (0x00) varint = 0
  2. 1000 0000 0000 0000 (0x8000) varint = 0
  3. 1000 0000 1000 0000 0000 0000 (0x808000) varint = 0
    и так далее.


Compact varint


Я подумал что можно начинать значения контейнера большего размера от максимального значения предыдущего контейнера + 1. Ведь если мы используем контейнер такого размера то число должно быть больше максимума предыдущего контейнера.


Преимущества:


  1. Уникальное значение для каждого набора байт.
    1. 0000 0000 (0x00) varint = 0
    2. 1000 0000 0000 0000 (0x8000) varint = 128
    3. 1000 0000 1000 0000 0000 0000 (0x808000) varint = 16 512
  2. Б`ольшие значения для набора байт того же размера.
    1. Для 2х байт максимум 16 511 что на 128 больше чем 16 383 у оригинального varint
    2. Для 8 ми байт максимум уже на 567 382 630 219 904 больше


Кодируем в compact varint


Как я уже говорил выше код мало отличается от оригинала. Тут я всего лишь добавил одну строчку:


x -= 1


И она дала уникальность и экономию.


https://github.com/ivan386/protobuf-1/blob/b76098a2adb7a080231cf14903ab7f3687667ce6/proto/encode.go#L95-L106


func EncodeVarint(x uint64) []byte {
    var buf [maxVarintBytes]byte
    var n int
    for n = 0; x > 127; n++ {
        buf[n] = 0x80 | uint8(x&0x7F)
        x >>= 7
        x -= 1
    }
    buf[n] = uint8(x)
    n++
    return buf[0:n]
}


Пример


300 = 000 0010 010 1100


  1. отделяем первые 7 бит:» uint8(x&0x7F), x >>= 7 »
    010 1100


  2. добавляем к ним старший бит (1 поскольку есть ещё биты):» 0x80 | »
    1 010 1100


  3. вычитаем единицу из оставшегося:» x -= 1 »
    (000 0010) - 1 = 000 0001
    Это ключевое и единственное отличие от оригинального EncodeVarint. За счёт него мы можем записать большее значение в то же количество байт.


  4. добавляем к ним старший бит (0 поскольку это последняя часть)
    0 000 0001


  5. склеиваем
    1 010 1100 ++ 0 000 0001 = 1 010 1100 0 000 0001


300 = 1010 1100 0000 0001 (0xAC01) compact varint


Декодируем compact varint


Расшифровка также не подверглась большим изменениям. Тут я изменил одну строку:


x |= (b & 0x7F) << shift


на


x += (b & 0xFF) << shift


https://github.com/ivan386/protobuf-1/blob/b76098a2adb7a080231cf14903ab7f3687667ce6/proto/decode.go#L63-L78


func DecodeVarint(buf []byte) (x uint64, n int) {
    for shift := uint(0); shift < 64; shift += 7 {
        if n >= len(buf) {
            return 0, 0
        }
        b := uint64(buf[n])
        n++
        x += (b & 0xFF) << shift
        if (b & 0x80) == 0 {
            return x, n
        }
    }

    // The number is too large to represent in a 64-bit value.
    return 0, 0
}


Пример


число 300 в формате compact varint = 1 010 1100 0000 000 1 (0xAC01)


  1. разделяем


    1 010 1100
    0000 000 1

  2. добавляем нули или сдвигаем » (b & 0xFF) << shift»


    1 010 1100 = 0000 000 1 010 1100
    0000 000 1 = 0000 000 1 000 0000

    К первому байту мы просто добавили старших 7 нулей для выравнивания, а второй байт сдвинули на 7 бит вперёд (b & 0xFF) << shift. При этом старший бит сохраняется в отличие от оригинального varint.


  3. теперь складываем » x += »


    0000 000 1 010 1100
    +
    0000 000 1 000 0000
    =
    0000 001 0 010 1100 
    →  256 + 32 + 8 + 4 = 300

    Это ключевой момент отличия от оригинального DecodeVarint. Вместо операции «или» мы делаем сложение. За счёт сохранённого на предыдущем этапе старшего бита мы получаем больший результат.



Почему он более компактный:


Вычислим 2х байтовое максимальное значение


a := []byte{255,127} //  1111 1111 0111 1111


2х байтовое максимальное значение compact varint: 16511
закодировано: 1 111 1111 0111 111 1 (0xFF7F)


  1. разделяем
    1 111 1111
    0111 111 1
  2. добавляем нули или сдвигаем


    1 111 1111 = 0000 000 1 111 1111
    0111 111 1 = 0111 111 1 000 0000

  3. складываем
    0000 000 1 111 1111
    +
    0111 111 1 000 0000
    =
    1000 000 0 111 1111 = 16511


результат: 16511


2х байтовое максимальное значение оригинального varint: 16383
закодировано: 1 111 1111 0 111 1111 (0xFF7F)


  1. разделяем


    1 111 1111
    0 111 1111

  2. отбрасываем старший бит


    111 1111
    111 1111

  3. склеиваем биты
    111 1111 ++ 111 1111
    → 111 1111 111 1111  = 16383


Результат: 16383


разница между максимальными значениями: 16511 (compact varint) — 16383 (varint) = 128


Для 2х байт она не большая, но экономит байт при значениях от 16384 до 16511 в сравнении с оригинальным varint.


Рассчитаем экономию для 8 ми байтовой записи


// 1111 1111 1111 1111 1111 1111 1111 1111 1111 1111 1111 1111 1111 1111 0111 1111
a := []byte{255,255,255,255,255,255,255,127} 


72624976668147839 ( максимальное значение для 8 байтового compact varint)  
-
72057594037927935 ( максимальное значение для 8 байтового оригинального varint )     
=
  567382630219904 ( разница )                   


Тут мы экономим 9й байт на гораздо более значительном отрезке значений


Код для вычисления разницы:


func DecodeVarintDifference(buf []byte) (difference uint64, newVarint uint64, oldVarint uint64, n int) {
    for shift := uint(0); shift < 64; shift += 7 {
        if n >= len(buf) {
            return 0, 0, 0, 0
        }
        b := uint64(buf[n])
        n++
        newVarint += (b & 0xFF) << shift
        oldVarint |= (b & 0x7F) << shift
        if (b & 0x80) == 0 {
            return newVarint - oldVarint, newVarint, oldVarint, n
        }
    }

    // The number is too large to represent in a 64-bit value.
    return 0, 0, 0, 0
}


Тестим на The Go Playground: https://play.golang.org/p/uqtD6hjTgiU


Заключение


Мой pull request в golang/protobuf пролежал год прежде чем в него заглянули и направили в правильное место для моего предложения.


Multiformats/unsigned-varint всё также использует оригинальный varint. Теперь уже поздно это менять.


А я надеюсь что хоть кому то comact varint поможет сэкономить немного байт.


Источники


  1. Encoding | Protocol Buffers | Google Developers / Base 128 Varints
  2. Multiformats/unsigned-varint
  3. New varint with unique values
  4. Compact varint
  5. Порядок байтов

© Habrahabr.ru