«Чипирование» уже здесь: как развивался шведский стартап, предлагающий всем желающим вживить многофункциональный имплант
На днях по Сети прокатилась новость, что шведский стартап, базирующийся в коворкинге Epicenter, предлагает вживить в руку чип о вакцинации от коронавируса всем желающим. Он также может содержать любые другие данные, вплоть до офисных документов, пропусков в здания и не только. Новость вызвала бурную реакцию со стороны пользователей, при этом в данной технологии нет ничего нового, а сами энтузиасты вживляют людям импланты уже по меньшей мере семь лет. Рассказываем, откуда взялась эта инициатива и насколько это может быть удобно и безопасно.
Шведские энтузиасты вдохновлялись так называемым «Проектом Киборг». Глава проекта Кевин Уорвик и его команда с кафедры кибернетики Редингского университета в Великобритании занимались разработкой технологии имплантации чипов и изучали влияние, которое они могли оказывать на повседневную жизнь человека. Одной из целей проекта также было создание более комфортной среды для человека, облегчив его коммуникации с электронными устройствами.
В ходе первой фазы проекта, начавшейся в 1998 году, Уорвику имплантировали небольшой чип в предплечье, после чего он перемещался по залам и кабинетам кафедры кибернетики, управляя с помощью чипа дверями, освещением, обогревателями и другими электронными устройствами. Вторая фаза началась в 2002 году, во время которой Уорвику вживили уже массив из сотни электродов, интегрированных с его нервной системой. Этот массив фиксировал сигналы от нервной системы и использовал их для управления электрической инвалидной коляской и интеллектуальной искусственной рукой, разработанной доктором Питером Кибердом. Имплант также мог создавать искусственные ощущения, стимулируя отдельные электроды внутри матрицы. Эксперименты по этому направлению проводились при участии жены Уорвика, которой вживили менее сложный имплант, также подключенный к её нервной системе.
Сами учёные описывали свой имплант следующим образом:
«Микроэлектродная матрица, состоящая из 100 отдельных электродов, имплантированных в срединный нерв левой руки. 25-канальный амплифиер усиливает нейронные сигналы от каждого электрода в 5000 раз и фильтрует сигналы с угловыми частотами 250 Гц и 7,5 кГц. Затем усиленные и отфильтрованные электродные сигналы передаются в процессор нейронных сигналов, где они оцифровываются со скоростью 30 000 выборок в секунду/электрод и сканируются в онлайн-режиме на наличие нейронных всплесков. Это значит, что только 25 из 100 каналов можно просматривать одновременно».
Имплант из экспериментов 2002 года
Один из основателей шведского стартапа Йован Остерлунд узнал об эксперименте Уорвика через несколько лет после его окончания. Уже на тот момент он и ещё несколько энтузиастов экспериментировали с новыми технологиями и были увлечены идеями, которые в своё время высказывал Уорвик. Например, друг Йована взял чип, разработанный для своей собаки, и имплантировал себе под кожу. Как говорит энтузиаст, это было скорее шуткой и розыгрышем — идентифицирующие устройства определяли его друга как лабрадора. Тем не менее, Йован всерьёз задумался идеей разработки чипа для людей.
В 2013 году Йован наткнулся на немецкую компанию, продающую промышленные чипы с поддержкой NFC (чипы для собак этот протокол не поддерживали). Он закупил партию и создал базовую программу для сопряжения чипа с телефоном Samsung 5, чтобы можно было одним лишь прикосновением набирать номер телефона жены. Взволнованный успехом, он обратился к своему другу, биохакеру Ханнесу Шебладу, и уже в 2014 году в Швеции в коворкинге Epicenter прошла кибервечеринка, на которой всем желающим вживляли под кожу чипы, именуемые RFID (радиочастотные идентификаторы). На тот момент с чипами уже ходило около 50 человек. Добровольцев энтузиасты находили через соцсети и хакерские сообщества в Швеции.
Кибервечеринки проходили в неформальной атмосфере относительно регулярно. Посетителям рассказывали о возможном будущем, где у каждого есть многофункциональный имплантированный чип, с помощью которого они могут одним лишь прикосновением управлять техникой, открывать двери, распечатывать документы и не только. Фактически на старте RFID был пригоден только для разблокировки смартфона и открытия дверей через специальные беспроводные замки, продававшиеся отдельно. Однако Шеблад мечтал пойти дальше и существенно расширить функционал чипа, сделав его важным помощником в повседневной жизни. Например, как указывал энтузиаст, чипы можно использовать для контроля за распорядком дня и управлением любой активностью, просто отмечаясь на специальных датчиках (при отходе ко сну — датчик сна и т.п.) вместо ручного введения в программе на смартфоне.
В 2015 году группа биохакеров при участии Шеблада и Остерлунда организовала большую презентацию, на которую пришло около 700 человек. Это была уже не локальная встреча энтузиастов, а полноценное массовое мероприятие со множеством совершенно разных людей. Тогда разработчики технологии гарантировали потенциальным пользователям возможности чипа для получения доступа в помещение (при наличии специального замка), активации офисной техники или быстрого доступа к определённым приложениям на телефоне (например, открытие визитных карточек).
Посетители мероприятия встретили инициативу скептично. Часть из них указывала, что нет смысла проходить болезненную процедуру и вживлять себе чип, чтобы просто открывать двери. Другие отмечали, что не заметили обещанного интуитивно понятного управления. Руку приходилось выгибать неестественным образом, чтобы задействовать чип. Кроме того, чтобы заявленная система работала, приходилось докупать сторонний софт или оборудование, такое как специальные электронные замки. Сами чипы на старте стоили около $100 с учётом стоимости имплантации. После, по некоторым источникам, цена поднялась до $300. В прямой продаже этих чипов всё ещё нет.
Эту инициативу перехватили и в других странах. Например, в 2017 году американская компания Three Square Market первой в США предложила бесплатные импланты для своих сотрудников. С их помощью работники могли открывать двери, обмениваться визитками, входить в рабочие компьютеры, управлять офисной техникой, хранить медицинские карты и совершать покупки в комнате отдыха. Установить имплант согласились около 50 из 80 сотрудников. Это те же самые RFID, разработанные компанией шведских энтузиастов BioHax. Вместе с ними необходима была установка специализированных RFID-терминалов.
К 2017 году в Epicenter проходят уже регулярные встречи и мероприятия, посвящённые не только имплантации чипов, но и любым инновационным идеям с упором на биохакинг и технологии — около сотни в год. Как указывает Шеблад, ведущий специалист по введению инноваций в Epicenter, многое из того, что делают энтузиасты, в высшей степени экспериментально. Он также отметил проблемы, связанные с конфиденциальностью данных, и указал, что не собирается уклоняться от их решения. По его словам, Epicenter создал благоприятную среду для экспериментов и собрал вокруг себя людей, готовых испытать экспериментальные технологии даже за пределами центра. Несмотря на то, что к 2017 году импланты испытывали и в других странах, Шеблад назвал Стокгольм самым благоприятным местом для развития подобных технологий.
В следующем году было «прочипировано» уже около 3 тысяч шведов. Тогда же Остерлунд выступает на мероприятии TECH2025 с лекцией о будущем имплантации чипов. На тот момент его уже представляют как сооснователя шведской организации биохакеров BioNyfiken и главного специалиста по инновациям в инновационном центре Epicenter. В ходе интерактивного вебинара обсуждается эволюция имплантации, а также высказывается предположение, что уже к 2025 году по меньшей мере половине населения США можно установить специальные чипы. Однако этому мешают общественные организации и законодатели, поэтому мечта, как выразились специалисты мероприятия, малоисполнима в столь короткий срок. Также Остерлунд выступал с лекцией в TED, на которой рассказывал своё видение будущего имплантации чипов.
Вместе с ростом популярности чипов в Швеции всё больше специалистов из других отраслей выражают беспокойство по поводу их вероятного повсеместного использования. Например, в 2018 году микробиолог Бен Либбертон рассказал, что имплантация может повлечь за собой развитие инфекций или вызвать реакцию у иммунной системы. Однако самые большие риски критики связывают с информацией, хранящейся на чипе. На текущий момент он вмещает относительно мало данных, но в будущем объёмы носимой информации будут увеличиваться, и неясно, как разработчики будет обеспечивать их защиту. В свою очередь Шеблад отметает эти обвинения, заверяя, что при ношении информации в виде чипа внутри себя риски утечек наоборот снижаются. Кроме того, таким образом значительно проще контролировать использование этих данных.
В 2018 году шведская железнодорожная компания SJ предложила пассажирам использовать биометрический чип вместо бумажного билета на поезд. Эта схема применима только к тем, у кого уже есть биометрический имплант. Сама компания не импоантировала чипы, а лишь предоставила возможность выгрузить данные о билете на привязанный к профилю пассажира имплант. Как указывает SJ, реакция людей была в основном положительной, но многие беспокоились из-за возможного отслеживания по этим чипам. Представитель компании заверил, что они сделали всё для обеспечения безопасности данных и их анонимности. Но даже если риск существует, то, по его словам, людям не в меньшей мере стоит беспокоиться из-за слежки по телефону и кредитной карте.
В этом году в Epicenter начали имплантировать микрочипы уже с коронавирусными сертификатами. Приложив смартфон к руке, пользователь с имплантом может получить моментальный доступ к сертификату, содержащему информацию о вакцинациях, ревакцинациях и не только. Как указали представители Epicenter, они планируют вывести на рынок технологию, над которой работали годами. Сейчас импланты недоступны продажи. Их можно было установить на специальных мероприятиях в рамках программ тестирования или по соглашению с руководством компаний-партнёров Epicenter.
Чип, разработанный шведскими энтузиастами, существенно отличается от имплантов их вдохновителя Кевина Уорвика. Однако шведы, по крайней мере сейчас, не планируют напрямую продолжать его дело. При сохранении размеров чипа они хотят существенно расширить его функционал и прийти к тому, чтобы большую часть повседневных дел можно было выполнять несколькими движениями рук. Даже исключая общественные и законодательные проблемы, для исполнения их планов необходима массовая установка специальных считывателей (поддерживающих NFC) и другой ключевой аппаратуры и софта, а также активное участие компаний и государств.
Кроме того, необходимо закрепить в трудовом законодательстве нормы взаимодействия чипа и сотрудников. В 2015 году уже был инцидент с увольнением девушки, удалившей приложение для отслеживания со смартфона. В судебном иске к бывшему работодателю она указала, что ей и её коллегам приходилось постоянно запускать это приложение и не отключать его даже в нерабочее время. Таким образом, оно всё время отслеживало перемещения и действия сотрудников и передавало эти данные работодателю. Причём персонал, имеющий доступ к данным, подшучивал над тем, как быстро она доезжает до работы, где ходит и использовал другую конфиденциальную информацию в разговорах.
На текущий момент у Эстерлунда и Шеблада есть свои компании, ориентированные на чипы. Возглавляемая Эстерлундом Biohax занимается упрощением идентификации и доступа к цифровому миру посредством установки чипа. Однако информация в соцсетях компании в последний раз обновлялась в 2020 году и неясно, существует ли она в том виде, в котором была создана несколько лет назад. Известно, что в 2019 году Biohax заключила соглашение о сотрудничестве с разработчиком программного обеспечения ICON Capital Reserve SA. Компания выкупила 5% акций Biohax, предоставив взамен часть собственных ценных бумаг. Тогда ICON начала использовать чипы компании для подтверждения личности участников торгов. Сама компания занимается производством программного обеспечения для торговли на блокчейн-платформах.
Компания Шеблада Dsruptive изучает чипы в качестве альтернативы носимым устройствам, отслеживающим состояние здоровья человека. На сайте организации опубликована информация о клинических исследованиях имплантов для контроля за температурой, к результатам которых предоставляют доступ по запросу. Оно было завершено в марте этого года. Согласно результатам, имплантируемые датчики температуры могут быть использованы с качеством, сопоставимым с существующими клиническими методами измерения температуры. Кроме того, эти датчики полностью безопасны и надёжны в использовании. Для считывания температуры достаточно поднести смартфон к импланту. Эту технологию разработчики планируют адаптировать для борьбы с коронавирусом.
Биохакеры уверены, что за чиповыми имплантами стоит будущее. Сомнения людей в безопасности представленной ими технологии они сравнивают с теориями заговоров, утверждая, что не стоит отказываться от удобств из-за опасений в возможной слежке. Они повторяют слова представителей SJ о том, что для отслеживания есть и другие эффективные методы.