Цифровая промышленность России: заказов нет, но мы держимся
В городе-сказке Иннополисе в республике Татарстан завершилась конференция Цифровая индустрия промышленной России (ЦИПР). Представители высокотехнологичной промышленности России собрались обсудить наше нынешнее положение на мировом и внутреннем рынке, подумать о будущем и наметить пути развития и преодоления известных проблем.
Поскольку на конференции практически не отметились представители руководства страны, за исключением главы Минсвязи и гендиректора Ростеха, разговор получился содержательный, без пропагандистского шапкозакидательства. Только от разработчиков процессора «Эльбрус» прозвучали заверения, что за три года наши технологии достигнут мирового уровня, а через десять лет обеспечат мировое лидерство.
В то же время, на презентации российской системы хранения и обработки данных, с патриотичным названием «Булат», обнародовали ее непатриотичную начинку:
Представители компании говорили о востребованности системы в госкорпорациях, и ни словом не обмолвились о выходе на мировой рынок.
Если говорить об основных проблемах цифровых технологий России следует учитывать принципиальную разницу двух типов представителей этой отрасли.
Первые — это крупные предприятия, которые эволюционно вынуждены следовать вызовам времени и переходить на цифровое производство: военная техника, авиация, автопром и пр. Для них характерно очень настороженное отношение ко всему новому, замкнутость на внутренний рынок, стремление решать всё «своими силами». Для решения технологических задач они спокойно пользуются решениями доступными на мировом рынке, подчас даже в условиях когда имеются отечественные аналоги. В лучшем случае холдинги создают инновационные компании «для себя», так появляются всякие «операционные системы Ростеха», «мессенджеры Ростеха» и прочие големы.
Вторые — это молодые стартапы, паяющие первые прототипы в гараже. Они вынуждены работать в условиях жесточайшей конкуренции с мировым рынком, почти всегда менее эффективны чем производителя Китая, и часто живут в условиях выбора уехать ли, устроиться ли в какой-нибудь государственный холдинг или продолжать пытаться что-то делать дома самостоятельно.
Для поддержания деятельности стартапов сейчас в России реализовано несколько программ и действуют фонды типа Сколково или ФРИИ, технопарки и институты типа Иннополиса, пытающиеся копировать Кремниевую долину. (Любопытный факт: все выступающие ЦИПРа называли ее Силиконовой).
Однако начать — это не проблема. Проблемы начинаются когда компания проработает несколько лет, получит некоторые результаты, пригодные к внедрению в отечественной промышленности или к выходу на мировой рынок. Вот тут-то и поджидает молодых российских стивджобсов большая яма между «мы сделали прототип» до «мы готовы заказать у вас крупную партию». Для ее преодоления нужны либо серьезные инвестиции, которые далеко не всегда способен обеспечить российский рынок, либо крупный заказ от госпредприятий. Но на крупных госпредприятиях на юных техников смотрят пренебрежительно, и почти всегда готовы заказать технологию за рубежом, т.к. там уже все налажено и готово к серийному запуску, зачастую с более высоким качеством.
Эти проблемы и обсуждались на ЦИПР.
Решения тут, в общем-то очевидные: крупные госзаказы, налоговые преференции, упрощенные процедуры согласования, лицензирования, отчетности. Так делают везде, где хотят вырастить своих крупных технологических производителей, что в Китае, что в США. Тут даже за примерами далеко ходить не надо — ракетная компания SpaceX никогда бы не добилась таких стремительных успехов без многомиллионных государственных грантов и госзаказов на пару миллиардов.
Но подобная логика в России вступает в противоречие с антимонопольным законодательством, практикой госзакупок, и противоречит целям госпредприятий. У госкомпаний свои цели — выполнять госзаказ или международные контракты, и своя отчетность перед акционерами. Подкормка каких-то самоделкиных в их цели не входит. В результате, у молодого стартапа есть шанс преодолеть провал от прототипа до серии только если создается действительно уникальное ноу-хау, от которого производители просто не смогут отказаться. Но, как правило, такая разработка сможет легко найти инвестиции для выхода на внешний рынок, и заморачиваться с российским, который занимает 2% от мирового, уже не будет смысла.
Все эти проблемы озвучивались на ЦИПРе, но в эти моменты лиц принимающих решения в зале не было, поэтому непонятна перспектива всех этих обсуждений. В любом случае, радует что есть понимание проблемы, а это первый шаг к ее решению.
Тему импортозамещения пытались несколько раз поднимать в обсуждениях, но здравый смысл возобладал, поэтому большинство собравшихся признавало, что встраиваться в мировую экономику перспективнее, чем выстраивание своей собственной замкнутой, с преферансом и профурсетками. Не помню кто, высказал еще одну умную мысль про необходимость импортозамещения: целью должно быть не замещение иностранной продукции на внутреннем рынке, а создание конкуренции на мировом, где сейчас сформировались практически национальные монополии в некоторых сегментах. Впрочем, пока это лишь красивая декларация, для реализации которой потребуются сотни и сотни нефти, тысячи и тысячи мозгов.
Еще несколько любопытных графиков с ЦИПРа.
ЦИПР сопровождался небольшой выставкой достижений народного цифрового хозяйства, по большей части, Татарстана.
Татарская фирма «МВЕН» выставила прототип легкомоторного самолета «Мурена»,
который оказался макетом.
Казанская компания «Эникс» выставила комплекс воздушной мишени «Е95». Судя по цветам побежалости на двигателе — летный образец.
ОКБ Симонова показало свой проект дальнего беспилотника:
Центр цифровых технологий Казани показал образцы предлагаемых аддитивных технологий, в частности формы и металлические отливки получаемые при помощи 3D-принтера.
Образцы продукции представил НИИ микроэлектронной аппаратуры «Прогресс»
«Швабе» выложило набор лазеров:
«ИНЭУМ им. И.С. Брука» показал образцы «не имеющих мировых аналогов» (серьезно, у них на сайте так и написано) биопротезов. Рядом: процессоры «Эльбрус» от МЦСТ.
Прогуливаясь по Иннополису наткнулся на русский ответ Tesla Motors — электрический автобус Kamaz:
Обратите внимание на стоянку: она выложена аэродромными плитами — даже в таких мелочах радует меня Иннополис, чувствуется ребята пришли сюда надолго.