Четыре основных цифровых продукта РСХБ-Интех
Сегодня сложно представить бизнес в России и во всем мире без присутствия технологических новинок и цифровых процессов. Клиенты становятся более требовательны к цифровым услугам, да и внутри компаний для улучшения рабочих процессов нужно идти в ногу со временем. В этом смысле банки и вся финтех сфера всегда были в авангарде. Банк может работать либо исключительно онлайн, либо проводить подавляющую долю всех процессов может в цифровом виде. Сегодня расскажем о четырех основных цифровых решениях Россельхозбанка (РСХБ), собранных и поддерживаемых нашими специалистами.
Сгенерировано в Midjourney
Короткая предыстория
Россельхозбанк — это государственный банк, основанный более 23 лет назад. Он ориентирован на сектор агропромышленного комплекса (АПК) и сельские территории. В числе миссий РСХБ указано внедрение передовых цифровых технологий и поддержка цифровых и финансовых услуг для населения в селах и аграрных производителей. На текущий момент в РСХБ работает более 30 тысяч сотрудников, у банка свыше 300 тысяч корпоративных клиентов и более 10 млн клиентов-физических лиц.
В 2015 году РСХБ взял курс на ускорение и усиление процессов цифровизации, а с 2018 года к задаче цифровой трансформации прибавилась задача импортозамещения. С 2021 года совместно с Минцифрой РФ была разработана стратегия цифровой трансформации, определяющая переход РСХБ на отечественные технологии в период с 2021 по 2024 года. До 2024 года Банку необходимо реализовать существенные изменения в цифре, и 2023 год стал экватором в программе: РСХБ переходит на импортозамещенное системное ПО, начинается активный переход в области железа и инфраструктурных решений.
В 2023 году доля расходов РСХБ на закупку отечественно ПО составила более 80%, в 2024 году, согласно прогнозам, будет не менее 83%. Для сравнения, в 2021 году этот показатель составлял 63%, в 2022 году — 76%. Также в 2022 году на закупку отечественной радиоэлектронной продукции приходилось лишь 0,1%, то есть минимальные затраты. К 2024 году Банк намерен совершить скачок до 71%. В 2023 году РСХБ покупает практически только отечественные продукты.
Собственные разработки
Собственная разработка технологических решений в РСХБ существует с 2017 года. Свои разработки для любого банка — осознанный и правильный выбор, позволяющий иметь конкурентные преимущества. В 2022 году РСХБ присоединил к себе R-Style Softlab, занимавшую лидерские позиции на рынке АБС (автоматизированных банковских систем). На текущий момент компания предоставляет широкий список цифровых продуктов для финансовой отрасли. РСХБ и R-Style Softlab совместно развивают несколько продуктовых линеек для других банков.
Большинство проектов РСХБ находится в зоне развития бизнеса и обеспечивающих процессов. Банк стараемся вкладываться в проекты, имеющие финансовую модель окупаемости и разумный горизонт возврата инвестиций в диапазоне 3–5 лет.
Единое фронтальное решение (ЕФР)
В 2017 году РСХБ поставил задачу отказаться от многооконности на компьютерах фронтовых сотрудников. Не секрет, что сейчас приходится конкурировать в регионах за персонал, присутствует большая текучка в банковских организациях. К текущему времени выровнялись зарплаты между банковским сектором и ритейлом, поэтому организации периодически обмениваются кадрами.
В рамках подготовки к этому регулярному обмену была поставлена задача разработки простого интуитивно понятного интерфейса, похожего на решения для интернет-магазинов, где сотрудник набирает товар в «корзину», формируя продуктовый профиль клиента. После формирования такой корзины сотрудник Банка нажимает кнопку оплаты, а условный покупатель проходит в кассу. В платформу заложены возможности многократного горизонтального масштабирования сервисов, что позволяет справляться с повышенными нагрузками, а также повторного использования реализованной бизнес-логики в любом из каналов.
Постепенная реализация проекта вместе с командой R-Style Softlab началась в 2018 году. Внедрение проходило поэтапно, и к 2020 году закончилось тиражирование первого этапа. В 2021 году была реализована новая функциональность, охватывающая все шаги по кредитованию. Сейчас система закрывает все потребности розничного фронт-офиса. Один из результатов внедрения ЕФР — кратное увеличение скорости и пропускной способности по операциям, например, открытию счетов и вкладов, в первую очередь благодаря удобному интерфейсу.
ЕФР построен на базе open source технологий. Сама система зарегистрирована в реестре отечественного ПО, а R-Style Softlab распространяет ее в качестве коробочного решения.
Функциональность ЕФР реализована в виде набора микросервисов. Главная особенность архитектуры — разделение интеграционного и презентационного слоев и функциональной части. Презентационный слой реализуется для каждого из каналов в зависимости от их индивидуальных особенностей, а функциональная часть — только один раз. В функциональную часть входит системная часть (ядро, настройки, мониторинг и так далее), бизнес-логика (реализуется единым образом вне зависимости от выполняемого процесса и канала) и канальная логика (реализуется для поддержки уникальных особенностей каждого канала).
Цифровой офис сотрудника (ЦОС)
Банк — это не только клиенты, но и сотрудники, ради комфорта которых РСХБ тоже поставил задачу унификации и улучшения рабочих процессов. В результате появился Цифровой офис сотрудника или ЦОС — единое рабочее место, объединяющее ключевые сервисы: календарь, почта, мессенджер, голосовой канал и всевозможные сервисы, в том числе для общения с техподдержкой. Оно доступно на Android и iOS и собирается с помощью кроссплатформенного фреймворка Flutter.
В 2020 году РСХБ утвердил дизайн-концепцию ЦОС. В марте 2021 году уже был проведен демо показ решения, в июне его запустили в эксплуатацию. 2022 год отметился сразу несколькими достижениями: приложение ЦОС стало доступно для всех сотрудников по всей России, в июне были запущены несколько новых сервисов (виртуальный помощник, банк идей, голосовые вызовы), а вторая волна запусков состоялась в ноябре (программа нематериальной мотивации, цифровая доска объявлений, управление программой ДМС). Наиболее важный и востребованный элемент ЦОС на данный момент — это корпоративный мессенджер. Система позволяет полностью отказаться от применения Telegram и WhatsApp, переведя общение во внутренний безопасный канал.
Сейчас функционал ЦОС практически полностью покрывает потребности сотрудников Банка. Кроме того, через цифровой офис оказалось очень удобно проводить опросы. Раньше для их проведения использовались почта и корпоративный портал. Сотрудникам было неудобно переходить по дополнительным ссылкам из почты и авторизоваться на сайте для проведения опроса. Сейчас опрос приходит прямо на устройство, а сотрудник получает push-уведомление, при переходе по которому можно быстро ответить на вопросы. РСХБ ориентировался на создание user friendly интерфейса, и это возымело результат. Отклики по опросам выросли в несколько раз.
Из остальных результатов стоит отметить, что в десятки раз сократились административные и накладные расходы. Также существенно выросла скорость работы как самих сотрудников, так и служб обеспечения их работы.
Конвейер сборки, доставки и развертывания ПО (CI/CD)
В 2022 году РСХБ завершил внедрение собственного CI/CD-конвейера. Работа над проектом длилась порядка трех лет. Трудность оказалась не в том, чтобы его сделать, а в том, чтобы доказать центрам компетенций и блокам развития, что им нужно, важно и обязательно переходить в конвейер. Большинство систем с трудом воспринимают такие изменения, но, понимая, что за этим кроется единственная возможная перспектива развития ландшафта, специалисты команды упорно разрабатывали пути внедрения.
Для обеспечения процессов непрерывной интеграции и доставки в конвейере реализован набор пайплайнов, каждый из которых описывает этапы производственного процесса, подвергающегося автоматизации: разработки, тестировании, развертывании на требуемых средах, взаимодействии с другими информационными системами. Каждый компонент системы запускается в OCI-контейнерах, в основе лежит платформа оркестрации Kubernetes. В качестве runtime-окружения контейнеров используется Docker. Конвейер поддерживает Java, Go, Python, .net (C#), Kotlin, JavaScript и TypeScript.
На текущий момент большая часть существующих систем в том или ином виде уже зашла в конвейер. Все новые системы сразу заводятся в CI/CD-конвейер. При переходе существенно растет скорость внедрения сопоставимых изменений и снижается число ошибок при внедрении в продакшен.
Санкционный скрининг
Проект «Санкционный скрининг» начался еще в 2021 году. Система позволяет не нарушить санкционные ограничения и сохранить средства клиентов. Она в онлайн-режиме скринит все платежи, не влияя ни в каком виде на расчетные процессы. То есть скорость платежей не снижается, около 90–95% из них обрабатывается в автоматическом режиме. Остальная часть попадает на ручной разбор сотрудникам.
Область контроля:
входящие и исходящие платежи клиентов;
платежи банков-респондентов (транзитные платежи);
информационные сообщения по документарным операциям;
Транспортные системы: SWIFT, СПФС, Telex, Платежная система Банка России.
За конец 2022 года и начало 2023 года от блокировки было сохранено более 300 млн долларов клиентских денег. Система позволяет пользоваться расчетами без опасений в возможных блокировках. Скрининг работает 24/7, полностью встроившись в расчетные процессы Банка.