Цены в App Store — анализ

Самой горячей темой вчерашнего дня (судя по количеству СМИ, обратившихся за комментариями по этому поводу) стало так называемое «повышение цен в App Store». Ко-ко-ко по этому поводу, причем с лозунгами из серии «ЭПЛ ПОВЫШАЕТ ЦЕНЫ!!!», раздавалось на весь интернет из традиционных «блогов», которые давно превратились в кликогенерящие псевдоновостные ресурсы.

При этом многие из авторов подобного «ко-ко-ко», естественно, в глаза никогда не видели iTunes Connect и не сильно представляют себе вопрос ценообразования мобильных приложений, поэтому на выходе получалась обычно совершенно глупая фигня. Давайте разберемся по порядку и поймем, что же на самом деле произошло и что это может означать для цен на приложения в будущем.

iTunes Connect — это основной интерфейс разработчика с iTunes (App) Store. Это портал, куда загружаются приложения, подаваемые на рассмотрение Apple, где прописывается описание приложения и ключевые поисковые термины для него, загружается соответствующий арт для App Store, а также, что немаловажно, именно там разработчик (обратите внимание — разработчик, а не Apple) устанавливает цену для своего приложения. А если приложение бесплатное, но с элементами покупок внутри этого приложения — то и цену этих элементов. Нам в рамках этой статьи интересна именно цена. Поскольку App Store — явление международное, то было бы странно, если бы разработчик устанавливал цену для каждой страны индивидуально, да еще и в местной валюте, высчитывая, сколько же тугриков можно взять в той или иной банановой республике. Поэтому цена на приложение указывается в виде tier — некий уровень цены, который затем уже App Store сам конвертирует в определенную национальную валюту в конкретной стране. Таких tier-ов 87, от 99 центов за приложение в первом уровне, до 999 долларов в 87-м уровне. Доступно это в виде необъятной таблицы, которая у меня даже не влезла в весь экран, несмотря на разрешение. Особо желающие могут кликнуть по картинке и оценить масштабы катастрофы. Там перечислены далеко не все страны, где доступен App Store, но, насколько я понимаю, в остальных странах можно выставлять долларовые цены, а в перечисленных — в национальной валюте.

tiers

Если вы не поленились заглянуть в этот файл, то вы заметили, что в Tier 1 99 центов США за приложение конвертируется 89 евроцентов для Европы, 79 пенсов в Великобритании, 6 юаней в Китае, 33 рубля в России, 55 рупий в Индии или 9500 индонезийских рупий в, соответственно, Индонезии. Также в таблице указано, сколько из этой суммы будет получать разработчик после вычета 30% доли Apple, которую компания традиционно получает от продажи всех приложений и In-app объектов. Пока все понятно.

А вот дальше становится немного сложнее. С недавнего времени в нижней части этой таблицы появились альтернативные уровни цен — от 1 до 5, см. другой скриншот ниже. Если взять все тот же первый (но уже альтернативный) уровень, то можно заметить, что 99 центов США внезапно превратились в 99 евроцентов для стран Европы, у UK вообще стало 99 пенсов, из 6 юаней стало 8, у России стало 39 рублей, а у Индонезии, например, осталось 9500 местных рупий. И подобные отличия можно найти в других альтернативных уровнях, например, то, что стоит 2,99 долларов в США, в Австралии в обычном tier тоже 2,99 австралийских доллара, а в альтернативном — 3,99, у Великобритании как было 1,99 фунта, так и осталось 1,99, да и у России как было 99 рублей, так и осталось 99 рублей. Так что, как минимум, мы видим, что цены а) меняются не только в России, б) меняются не везде.

newtier

Теперь вернемся к аргументу «Apple повышает цены». Как я писал выше, цену на приложение устанавливает разработчик, указывая тот самый tier при публикации приложения. И самый ключевой момент — то, что и привычные «обычные» уровни сейчас доступны в iTunes Connect, и новые, альтернативные уровни, тоже доступны. Соответственно, неправильно было бы исходить из того, что с какого-то момента все цены в российском App Store внезапно станут 39 рублей за раньше стоившую 33 рубля программу — пока что это, по сути, решает разработчик, выбирая либо традиционный Tier 1, либо Alternate Tier 1.

Но самый важный вопрос — зачем Apple это делает? С чем это может быть связано? На него у меня, честно говоря, нет ответа. Самый простой вариант, который, разумеется, устроил бы многих эпплохейтеров, мог бы звучать так — «Apple решила нажиться на русских, британцах и китайцах, потому что они наглые жирные капиталистические свиньи (Apple, а не русские, британцы и китайцы)!». Разумеется, не без этого, все-таки не благотворительная организация. Опять же, международный рынок, курсы валют, вот это все. Но если бы дело было только в изменении курса валют, то гораздо проще было бы изменить некие глобальные валютные коэффициенты сразу для многих стран в системе, чтобы пересчитать одновременно все цены в разных валютах, например. Вместо этого мы имеем повышение цен в некоторых уровнях для некоторых стран, и сохранение цен в тех же уровнях для других стран. Кстати, нигде в таблице я не заметил снижения, но,  как минимум, есть достаточно стран, где цены не изменились, тот же Тайвань, Израиль или Индонезия.

Уже написав статью, я решил немножко поиграться с Excel и визуализировать изменения в цене. И получилась интересная картина, если высчитать изменения цены в процентном соотношении (0% — без заливки, до 10% — зеленым цветом, 10%-25% — желтым, выше 25% — красным):

tiers_excel

Если кто и должен вопить «грабеж!!!», то это британцы, у которых в Alternate Tier 1 цена вырастет на 43,5%! Резких колебаний фунта вообще-то в последнее время вроде бы не наблюдалось. Почему вдруг австралийцам в Tier 3 придется платить на 33% больше — тоже непонятно. Возможно, что «социалистические» Норвегия со Швецией попали в этот список хотя бы просто потому, что они могут позволить себе платить больше, как и китайцы с их выросшим уровнем дохода (но только для приложений по 99 центов). В общем, какие-то объяснения, наверно, этому всему можно придумать, но хотелось бы все-таки получить у Apple официальные пояснения, зачем и для кого предназначены эти Alternate Tier и с чем связан такой разброс с изменением цен. Если посмотреть же на эту ситуацию со стороны разработчика, то они будут тоже получать больше, выбирая такие ценовые уровни — хоть какой-то позитив во всей этой истории :) В любом случае, до тех пор, пока разработчиков не лишают возможности выбирать традиционные ценовые уровни, есть вероятность, что это только оживит рынок, так как разработчики смогут более гибко устанавливать цены на свои приложения, что может оказаться положительным для загнанного на самое дно ценовыми войнами рынка.

А вот эти записи из блога, любовно отобранные нашими заслуженными роботами, могут оказаться по теме статьи:

App Store: Год Второй Вдогонку про App Store и жалобы разработчиков Порно в App Store

© alexmak.net