Центробанк планирует ввести упрощенный порядок возврата денег клиентам банков, пострадавшим от мошенников
По информации «РБК», Центробанк РФ хочет ввести упрощенный порядок возврата денег российским клиентам банков, пострадавшим от действий мошенников.
Причина необходимости введения новых изменений в закон «О национальной платежной системе» — участившиеся случаи социальной инженерии со стороны мошенников на фоне низкого процента возврата денег со стороны финансовых организаций после жалоб клиентов. По данным ЦБ РФ, в третьем квартале 2021 года мошенники похитили у россиян 3,2 млрд рублей, а банки блокировали операции и вернули обратно своим клиентам лишь около 250 млн рублей.
Центробанк предлагает ввести определенную обязательную сумму для возмещения в случае выявления факта мошенничества, а также изменить порядок списания средств по мошенническим операциям. Например, если пострадавший обратиться с заявлением в банк в течение суток после обмана, то финансовая организация должна будет в любом случае вернуть клиенту-физлицу сумму, которую определит Банк России. Согласно пояснению регулятора, эта сумма еще не определена и она будет считаться, «исходя из целевого возврата денежных средств гражданам в среднем в 80–90% всех случаев социальной инженерии».
Причем ЦБ считает, чтобы банки с низким уровнем системы защитных механизмов (антифрода) в этом случае должны возвращать клиентам все украденные у них деньги.
Регулятор не пояснил, будет ли действовать эта схема в том случае, если клиент сам перевел деньги мошенникам и через несколько часов решил отменить эту транзакцию. Но по этой ситуации ЦБ планирует ввести срок перевода после списывания для транзакций с признаки мошенничества — банки должны будут делать их не сразу, а через один-два дня. Причем в этом случае перевод должны проверять через свою базу мошеннических операций не только банк отправитель, но и банк получатель.
Эксперты пояснили «РБК», что кардинально эти изменения на рынок мошеннических операций не повлияют, так как он растет быстрыми темпами, а теперь возвраты по ним будут чаще, но все равно не в том объеме, как было украдено. Также они опасаются, что клиенты сами начнут злоупотреблять этой схемой, оспаривая свои легальные операции в надежде, что банк вернет им часть потраченных средств.