Ценообразование при создании сайта

60835fbad4bb48449b33ff0a4c31cad0.jpg Данная статья опубликована для заказчиков веб-сайтов, а не для разработчиков. Призываю разработчиков дополнить в комментариях то, что я упустил.

Заказчики веб-студии делятся на две группы: профессиональные «барыги»-посредники и конечные пользователи. Первая группа прекрасно разбирается в ценообразовании, а вот представители второй нередко приходят в шок после того, как пробегутся по десятку веб-студий города и получат счет от 100 до 10000 у.е. Отчаянно жестикулируя мозолистыми руками, они задают один и тот же вопрос «ПОЧЕМУ ТАК, В ЧЕМ РАЗНИЦА???!!!».

В их сфере такого нет, ведь она формировалась 20000 лет и отточила стоимость до копейки. А вот цикл жизни типичной веб-студии сегодня не превышает 1–3 года, почти все они начинют ехать по разным рельсам в одну сторону — в никуда, пока не кончится топливо. В редких случаях руководитель осознает основную проблему (отсутствие профессионалов рабочих профессий) и компания съезжает с рельс: начинает заниматься только рекламной и продвижением без разработки, либо перепродажей CMS и «тем» с увольнением всех специалистов, кроме менеджеров по продажам. Нередко заказав сайт, вы получите просто набор файлов на сервере и рекомендации, куда обратиться за доработками («золотые партнеры», хы-хы).

Все потому, что еще никто толком не знает, как нужно работать и как оценивать результат, риски оценить неправильно — просто колоссальны, идеальный бриф и ТЗ еще никто не смог создать.

Итак, вот основные критерии, от которых зависит стоимость изготовления сайта:

1. Дизайн


Есть два пути: сделать дизайн с нуля или приобрести готовый. Рельсы разработки и внедрения дизайна также зависят от профессионализма студий. Профессионалы идут по рельсам «макет-дизайн-верстка-программирование-тестирование», за каждый этап отвечает отдельный специалист. Все это длительный и дорогостоящий процесс, его стоит проходить только состоявшимся бизнесам, у которых уже есть старый сайт и понимание, чего в нем не хватает. Также все получается хорошо, если у компании имеется профессиональный маркетолог, который знает, какой сайт нужен офлайн фирме. Такие сайты будут стоить от $5000, осилить такую технологию могут только самые крупные веб-студии, лидеры отрасли.

Нередко рельсы укорачиваются до «дизайн-верстка-программирование» (стоимость — от $1000), а порой до просто «программирование» в случае, если заказчика почти полностью устроила готовая верстка\шаблон с магазинов типа templatemonster.com. Стоимость такого сайта, изготовленного по коротким рельсам — от $100 до $1000, в зависимости от количества изменений в готовом дизайне.

В статье приводятся расценки обычных веб-студий обычного среднего города. Однако, веб-студии часто являются веб-студиями одного дизайнера и цены там намного выше, чем у других. Все потому что дизайн — вещь довольно-таки субъективная, почти невозможно там выделить критерии цены, кроме «пропорционально» и «приятные цвета», поэтому цены тут могут быть такими же, как на работы художников. Непрофессионалу сложно понять, почему одна картина стоит N, а вторая Nx10000, с виду они одинаковы. Советую переплачивать за дизайн, только если у дизайнера есть имя, которым сайт может гордиться.

2. Платформа.


Платформы также бывают двух видов: заточенные под монолиты и под бесконечное расширение.

Пример монолитных платформ: такие CMS, как Bitrix, Joomla, WordPress. Как правило, для этих платформ создаются монолиты («темы», «шаблоны», «решения» или «сборки»), которые продаются без изменений многим однотипным заказчикам. Не дай боже заказчику захотеть вносить какие-либо серьезные изменения туда, все это обернется болью, страданием, перегоревшими фрилансерами и постоянными багами. Из плюсов: удобные админки, большое количество работающих плагинов и очень много обучающих материалов. Эти платформы будут идеальным выбором для тех, кто точно знает, что сайт не будет серьезно расширяться, кому нужна просто визитка. Стоимость монолита: от $100 до $200. Если есть время и желание разобраться с хостингом и локализацией, такой монолит можно приобрести без посредников и дешевле: www.templatemonster.com/ru themeforest.net и куча аналогов.

Более профессиональные платформы — фреймворки (Symphony, YII2, Laravel). Во-первых, на фреймворках работают именно программисты, а не веб-мастеры. Во-вторых, они заточены под бесконечное расширение проекта. Ценники на разработку сайтов на фреймворках гораздо выше. К студиям, работающим на фреймворках, стоит обращаться только с проектами, которые несут в себе функционал, не имеющий аналогов: сложные интернет-магазины, порталы, мини-соцсети, блог-платформы, различные веб-сервисы. Рекомендую обращаться к фреймворкам при бюджете от $1000.

3. Интеграция с существующими IT системами.


Если сайт нужен работающему бизнесу, а не стартапу, то этот сайт должен быть интегрирован с текущей системой учета или системой отчетности. Это обязательно, иначе можно столкнуться с подобными проблемами: клиент покупает товар, которого фактически нет на складе, а на сайте он вполне себе продается. Такие инциденты отрицательно влияют на имидж компании и раздражают клиентов. Вручную почти нереально отследить актуальность цен и остатков.

Автоматическая синхронизация стоит от $200 до $1000. Не верьте хитрым платным CMS, которые гарантируют автоматическую синхронизацию с 1С или с чем-либо еще, на деле это не будет работать из коробки, потому что структура данных для сотрудников магазина и для клиента существенно отличается, придется хорошо поработать, чтобы все было тип-топ.

4. Маркетинговые услуги и функции.


Мало кто из заказчиков сайта осознает, что после создания сайта ничего не будет происходить. Вообще ничего, там будет 0 посетителей и 0 продаж. Уже давно прошли времена, когда просто созданный сайт привлекал бесплатный трафик из поисковых систем. Причечание: в некрупных городах (до 300 тыс. жителей) все еще существуют узкие ниши (не «доставка еды» :)), которые не представлены в Интернете — тут все еще «вставай не хочу».

«Просто сайт» не будет являться дополнительным каналом продаж, если не проинвестировать в него дополнительные деньги на раскрутку. Часто веб-студии честно говорят про это и накручивают к стоимости еще внутреннюю СЕО-оптимизацию, установку и настройку маркетинговых модулей (сертификаты, промокоды и т.д.) + инструктах по работе с этим добром, юзабилити аудит и создание кампании в Директе\Адсенсе.

5. Репутация веб-студии.


Сответую не скупиться в этом вопросе. Внимательно изучите портфолио, трезво оцените адекватность текстов на сайте веб-студии. Отзывам в Интернете лучше не доверять, этот мир захвачен самими веб-студиями. Если веб-студию рекомендуют в офлайне — это очень хорошо, стоит обратиться в такую студию, даже если ценник у нее в 3 раза выше, чем у остальных. Скорее всего, она просто-напросто адекватна.

Очень важным критерием является возраст веб-студии. Заказывать что-либо у вновь созданных компаний — это огромный риск, очень часто основатель не справляется с ответственностью за демпинг и с гордым видом уезжает работать в другую, состоявшуюся веб-студию. Заказчики при этом остаются «с носом»: наполовину готовым проектом и без предоплаты. Найти желающего разбираться в чужом коде в чужой платформе просто нереально. Обязательно проверьте возраст домена сайта веб-студии через WHOIS сервис.

Ну и финальный напутственный совет: никогда не платите всю сумму целиком в качестве предоплаты. У веб-студии при этом теряется стимул к сдаче проекта до конца. Адекваты сами это понимают и никогда не требуют 100% предоплату. Чаще всего используется схема 50 на 50 (50% предоплаты, 50% после сдачи) для небольших проектов и деление на бОльшее количество этапов в больших.

Комментарии (2)

  • 26 февраля 2017 в 15:12

    0

    изготовленного по коротким рельсам — от $100 до $1000, а зависимости от количества изменений

    Хорошая статья.
  • 26 февраля 2017 в 15:15

    +1

    Перечислю, что ещё может влиять на стоимость создания сайта. Если в статье больше общие факторы, то мои больше ситуативные.
    1. Кто клиент. Если у студии скудное портфолио или клиенты без громкого имени, то получив запрос от заказчика с громким именем, может снизить цену, чтобы получить этого клиента.
    2. Можно ли ещё что-то продать клиенту или допродать в будущем. Если студия знает, что у клиента большие рекламные бюджеты, то можно сайт продать подешевле, чтобы «зайти» в клиента. Что делать студии: прощупать почву на возможность оказания и других услуг, вести переговоры в нескольких направлениях. Что делать заказчику: намекнуть, что если будет уступка, то возможно длительное и выгодное сотрудничество.
    3. Хочет ли студия работать с этим клиентом. Причины, почему нет, могут быть разные (не наш клиент, не наш сегмент, был до этого неудачный с ним опыт и пр.). Тогда цена может быть выше — типа, ну купит — ок, не купит — ну и не надо.
    4. Какой у клиента бюджет. Если студия знает, что заказчик может заплатить больше, то и ценник может поставить больше. Не обязательно это значит, что студия просто борзеет (хотя и такое бывает). Это может значить, что имея больше возможностей, студия может больше погрузиться, дать большее качество и какие-то плюшки.
    5. Есть ли подобный проект в студии. Если очень похожее уже делали, то цена может быть как выше, так и ниже — зависит от ситуации.
    6. Срок разработки. За срочность чаще всего цена выше.
    7. Текущее финансовое положение в студии (кассовые разрывы, плачевное выполнение плана продаж).

© Habrahabr.ru