Цемент марки Интеграция

habr.png

Вчера поднял тему «Бизнес, не горюй» о том, каковы реальные целей ИТ-проектов. Не все поверили, что я говорю серьезно, но я не шучу.

Я уверен, что нам (кто мы и сколько нас?) нужны кейсы по достижению реальных целей. Подсадить, зацементировать, выжать и поучиться.

Разумеется, найдутся люди, которые плюнут на меня с высокой колокольни моральных ценностей, best practices, MBA, клиентоориентированности и лозунга «ИТ помогает решать проблемы бизнеса». Помогает, конечно. Те, которые сам создает. Это тоже называется «бизнес». Осталось научиться это делать системно, предсказуемо и надежно. Как табачные корпорации.

Сегодня представляю на ваш суд один из способов цементирования — интеграцию.

Двуглавый орел


Типичный пример — у компании есть информационная система, например — УПП или ERP на платформе 1С. И компания решила создать себе сайт. Не просто сайт-визитку с контактной информацией, а тоже информационную систему, полезную для бизнеса.

Пусть на сайте будет интернет-магазин, с каталогом продукции, описаниями и изображениями, остатками, ценами, заказами, и оплатой. Хорошее, нормальное веб-приложение с самообслуживанием клиентов.

Так стоп… Каталог продукции? Цены? Остатки? Заказы и оплаты? Где-то мы это уже видели, совсем недавно… Это ж все в 1С есть!

Есть и метаданные (структура справочников, документов, их реквизитов), и данные (конкретные номенклатуры, цены, остатки и т.д.), и алгоритмы (проведение заказов, связь с оплатами, подбор по остаткам и т.д.).

Получается, наша система на 1С уже содержит все, что необходимо для самообслуживания клиентов? Убрать лишнее (цены закупа, например), разграничить права доступа (чтобы клиенты видели только свои данные), и вуаля — приложение готово! Разве нет? Где ошибка?

Ошибки никакой нет, все правильно. В информационной системе 1С есть все, что нужно. Нет одного — возможности опубликовать наше приложение в мир, т.е. в интернет, чтобы клиенты могли зайти и сделать заказ.

Формально возможность публикации, конечно, присутствует — в платформе 1С давно есть веб-клиент. Но никто же не станет серьезно рассматривать возможность работы интернет-магазина в веб-клиенте 1С?

А что, если изменить внешний вид приложения в веб-клиенте 1С? Убрать панели, формы, цветовую схему поменять — в общем, привести внешний вид приложения к привычному «интернетовскому». Да, и лицензирование отключить, иначе никогда наш сайт не вместит даже тысячу пользователей — разоримся на ключах. В остальном-то все ведь прекрасно? Все данные в приложении уже есть, все алгоритмы действуют — причем, без повторного программирования, работать будет как в «офисной» 1С.

Не тут-то было. Информационная система 1С работает на платформе 1С. Платформа 1С не даст вам привести интерфейс к «интернетовскому» виду, не позволит отключить лицензии. Просто нет там таких инструментов, настроек и галочек.

Ну, нет инструментов, и ладно. Есть же программисты, они могут исходный код подправить, не имея под рукой визуальных средств настройки интерфейса? Пусть они создадут модификацию платформы 1С, специально для нашей компании, убрав ограничения, созданные «для всех». Нормальная же идея?

Идея прекрасная, но опять ничего не выйдет. Платформу 1С нельзя менять. В платформу 1С нельзя посмотреть (на платформу можно, в — нельзя). Никому, кроме хакеров с декомпилятором и сотрудников отдела разработки платформы фирмы 1С.

Ну ладно, можно ведь и это пережить. Наверняка люди, отвечающие за развитие платформы, понимают, какие огромные рынки и возможности они упускают, не позволяя сделать из 1С веб-приложение? Ведь это огромный пласт потребностей, возникающих почти у всех компаний! Наверняка уже давно бурлит работа над реализацией таких возможностей в платформе! Так, надо срочно у них узнать, когда же наконец все это можно будет пощупать!

Хм, а как узнать? У кого? Наши программисты 1С не знают, партнеры (франчайзи 1С) не знают, на сайте 1С нет раздела с планируемыми улучшениями, по телефону ничего не говорят… О, есть Зазеркалье! Но и там про создание веб-приложения из 1С не написано… Какие-то технические термины, метаданные, регистры, расширения… А, вот, что-то написано! Можно будет менять стиль приложения на корпоративный! Блин, это ж только цвета поменяются и заставка при старте уберется… Тьфу. Тупик.

Что же нам, несчастной компании, делать с нашим веб-приложением? А то же, что и всем остальным компаниям — как говорил классик, «В очередь, сукины дети, в очередь!». В очередь к разработчикам сайтов, веб-мейкерам и продавцам «готовых веб-платформ». И в бюджет сразу заложить миллион, а то и три. А за внедрение 1С уже отдали миллион. И каждый месяц тратим по 100–200 тысяч, чтобы поддерживать ее и развивать. Черт, что-то не так в этом мире.

Что сделают веб-мейкеры? Ну, кроме того, что попытаются подсадить нас на себя.

Создадут еще одно приложение, на другой платформе, с использованием других технологий. Снова создадут то же самое приложение. Тот же справочник номенклатуры, те же остатки, цены, заказы, алгоритмы их обработки, оплаты, разграничение прав, авторизацию. Все то же самое, только на другой технологии.

А почему веб-мейкеры создают такое же приложение, но по цене в разы дороже, чем программисты 1С? Ведь у программиста 1С на создание справочника номенклатуры «с нуля», со всеми необходимыми полями, уйдут если не минуты, то максимум — часы, и стоить это будет единицы тысяч рублей? Почему у интернет-программиста на такую работу уходят как минимум часы?

А по той же самой причине — ограничения платформы, только на этот раз не 1С, а той самой, на которой сайт делается. Вы ведь не подумали, что этот текст о том, какая плохая платформа 1С?

В 1С все, что связано с работой справочников, уже создано в платформе. Программист просто использует готовые конструкции, и без программирования, почти одной мышкой, создает наш справочник номенклатуры. А в платформе сайта нет справочников, как сущности. Так же, как там нет документов, отчетов, регистров, остатков — всего, к чему мы привыкли, работая с 1С. И это — ограничение платформы создания сайтов.

Вот за это и надо платить веб-мейкерам — за создание платформы. Или точнее, за воссоздание, копирование, воспроизведение. Что важно — платить надо каждый раз, каждому клиенту, заказавшему, по сути, стандартный сайт. Ну разве не бред? Все равно, что, покупая автомобиль, оплачивать заводу покупку станков. Каждый раз.

Логика подсказывает, что веб-мейкеры, единожды создав такое приложение за, допустим, 3 миллиона рублей одного клиента, на следующем проекте используют эту заготовку. Там ведь тоже нужны те же справочники, цены, остатки и т.д.? Просто берем готовый каркас, меняем дизайн, закачиваем данные и вуаля! Нормальный же подход?

Нет, чего же в нем нормального? В данном случае веб-мейкер продает коробочное решение. Какова его цена? Ну, сравните с ценами коробок 1С, например. За 10 тысяч отдать? За 20? За 50? Смысл? Если можно снова взять те же 3 миллиона. В том числе, не рассказывая клиенту, что будет использован готовый каркас приложения. Просто скопировать бюджет, с теми же трудозатратами, и выкатить КП.

Туда же, в копилку бурно развивающегося российского IT-бизнеса, кидаем затраты на интеграцию системы 1С и сайта. Тут, хотя бы, оба лагеря деньги получат — алгоритмы интеграции нужно реализовывать на обеих сторонах.

Вот и получилась цена ограничения, которая измеряется на старте в миллионах рублей. Добавим затраты на сопровождение, хостинг сайта, зарплату, налоги, амортизацию внутренних айтишников и их рабочих мест, не дай Бог — доработку. За добавление справочника «Поставщики» на сайт ведь тоже не 20 тысяч рублей возьмут?

Промежуточные решения — платформы для сайтов, содержащие некоторый набор предопределенных видов данных — тоже не спасают, т.к. их кастомизируемость (возможность и сложность изменений) еще хуже, чем у «голых» платформ. Хотя, если ужаться по запросам, и заказать «типовой» сайт, то сэкономить можно. Будет что-то сродни веб-клиенту 1С, который тоже — «типовой».

Но, свято место пусто не бывает. Или бывает? Так вот скажешь шаблонную фразу, и даже мысли не возникает с ней поспорить. Есть энтузиасты, пытающиеся устранить разрыв. Причем, в обоих лагерях — и среди 1Сников, и среди веб-мейкеров. Но пока, увы, на уровне «возможных направлений развития» и «технологий для простых приложений, без изысков».

Интеграция скрепила два кирпичика, как цемент. Теперь вся эта конструкция стоит для клиента дороже — и в прямом, и в переносном смысле. Особенно, если интеграция сложная, пусть и рукожопая.

Змей Горыныч


Ок, делать нечего, мы согласились на двуглавого орла: информационную систему 1С и сайт. Отдали запрошенные веб-мейкерами и 1Сниками миллионы, за создание системы и интеграции. Будем жить и радоваться.

Будем? Нет, не будем. У нас — бизнес, процессы, продукты, динамика, развитие. Учетной системы и сайта уже не достаточно для удовлетворения растущих потребностей в инструментах анализа, управления и мониторинга.

Допустим, бизнес у нас растет, и стали четко проявляться проблемы в управлении — людей много, отделов много, задачи ставятся устно или на традиционных носителях (вроде бумажных служебных записок), потом куда-то теряются, не исполняются, эффективность управления очень низка. Добиться исполнения поручений, особенно «длинных» — очень сложно, нужно постоянное внимание руководителя ко всем вопросам.

Что делать? Внедрять какую-нибудь систему управления задачами, или проектами. Благо, выбор очень велик. Есть решения от 1С, есть онлайн-сервисы, есть старые десктопные системы. Что взять? Помня, что у нас уже есть 1С и сайт.

Программы от 1С обещают бесшовную интеграцию с основной системой учета (что бы это не значило). Наверное, нужные данные будут перемещаться в обе стороны: учетные — в задачи, а задачи — в учетную. Например, так можно организовать согласования документов, рожденных в учетной системе, вроде договоров, заявок на расходование денег и т.д.

Но вот перед нами уже известная проблема — доступ через интернет. Если для учетной системы доступ в интернет не так важен, то для управления задачами это одна из базовых ценностей. Руководители и собственники, особенно территориально распределенного бизнеса, не могут быть привязаны к офису в управлении. Не секрет, что многие руководители занимаются планированием, контролем проектов и постановкой задач в нерабочее время — вечером, в выходные, в аэропорту и т.д. А управление задачами — система, в первую очередь, для руководителей.

Система на 1С не даст нам приемлемого доступа через интернет, значит — смотрим дальше, в сторону онлайн-сервисов. Теоретически, можно, конечно, заказать у веб-мейкеров доработку нашего сайта, нарастить его функциональность до управления задачами, но мы помним об их запросах к бюджету. Придется брать сервис, с ежемесячной оплатой за доступ. Деньги там небольшие, поэтому с радостью оплачиваем счет и начинаем пользоваться.

И понимаем, что что-то опять не так. Постановка задач, если она не понарошку делается, опирается на реальность — данные, информацию, показатели, цифры. Где всё это находится? В учетной системе. Часть — на сайте (метрики поведения посетителей, например). Как работать с задачами? Ну как… Три окна открывать, бегать между ними, собирать данные, ставить задачи. Да, и только в офисе — учетная система-то через интернет не работает.

Надолго хватит руководителя? Нет. Самый вероятный сценарий, который мы часто видим на практике — он просто не будет пользоваться никакими системами постановки задач, и начнет действовать старыми методами. Будут ли в этом случае сервисом пользоваться подчиненные и нижестоящие руководители? Нет. Они же не дураки.

Во-первых, это бессмысленно и неудобно — часть задач живет в системе, часть прилетает от руководителя по почте, часть — служебками, часть — устно, часть — в протоколах совещаний. Во-вторых, подчиненные, особенно нижестоящие руководители, сознательно и подсознательно мимикрируют, подстраиваются под стиль и паттерны вышестоящего босса. Если он не пользуется сервисом, то и нам, сирым, смысла нет.

Но если система-таки выживет, останется на предприятии, хоть и с лоскутным использованием, то пользы от нее не будет — как раз из-за лоскутности. Разумеется, система будет просто балластом, пусть и недорогим. Двуглавый орел превращается в трехголового Змея Горыныча.

Ценность системы крепчает. И за счет ее частей, и — потому что интеграция. Нормальная система управления задачами и показателями, интегрированная с учетом, намного ценнее коробочной. Разумеется, интеграция — это не «все, подключил, теперь настраивайте миграцию данных». Интеграция — это результат проекта работы с данными и процессами, в первую очередь.

Гидра


Новая итерация развития компании требует еще одного инструмента — CRM. Куда без CRM в современном мире? Все же слышали мантру о том, что «внедрение CRM-системы автоматически повышает продажи на 10%»?

Теперь у нас выбор еще больше. Во-первых, мест, куда можно воткнуть функциональность CRM, уже три. Есть решения от 1С, как отдельные, так и встроенные и встраиваемые в учетную систему. Есть, как и прежде, возможность отдать несколько миллионов веб-мейкерам за реализацию CRM на нашем сайте. Есть возможность выбрать онлайн-сервис управления задачами, в котором встроена (или подключается на другом тарифном плане) функциональность CRM. Ну и, наконец, можно купить отдельную систему или сервис.

И опять та же проблема — повторное использование данных. Очевидно, что CRM-система не сможет нормально работать без данных из учетной системы — например, суммах продаж и прибыли. Иначе банальный ABC-анализ станет проблемой. Значит, берем решение на 1С?

Так оно опять через интернет не работает. А что делать удаленным офисам продаж? Как анализировать продажи вне офиса? Как быть сотрудникам со смартфонами? Что делать менеджерам «в полях»?

Допустим, ладно, смирятся, будут работать через веб-клиент 1С и мобильное приложение. А как данные с сайта получить для анализа? Тут не обойтись без веб-мейкеров — они должны организовать передачу данных в 1С. Думаю, в полмиллиона можно уложиться, если данные на сайте уже есть.

Но самое неприятное впереди. CRM — это ведь не только, и даже не столько анализ, сколько процесс, и соответственно — задачи. Менеджеры, работающие с клиентами, должны выполнять определенные задачи, в соответствии с планом изменений, скриптами продаж, маркетинговыми акциями и т.д. А где у нас система управления задачами? В отдельном сервисе. Все, опять тупик.

Думаем, как бы не отойти на шаг назад, и не взять систему управления задачами на 1С. Блин, так там же доступа через интернет нет. Одни ограничения кругом. Может, тогда взять-таки облачную CRM, в которую встроены инструменты управления задачами? А, нет, тогда там данных из 1С не будет, о продажах… Какой-то бермудский треугольник из платформ, технологий, сервисов и их бесконечных ограничений.

Данные — в одном месте, интерфейс — в другом, управление — в третьем, аналитика — в четвертом. Не Змей Горыныч, а Гидра (точное число голов мифологической гидры не известно).

Но, главное — все залито цементом. Никакая часть системы уже не шелохнется долгие годы.

Геракл


Что остается? Держать зоопарк программ и сервисов, и настраивать интеграцию. Интеграция — это не просто связь, вроде протянутого кабеля. Это, по сути, отдельная программа. И таких программ будет несколько, потому что каждая система и сервис хранят данные в разных типах баз данных, имеют разные интерфейсы взаимодействия и, чего тут, разную способность к интеграции. Еще много приложений на свете, интеграция с которыми стоит дороже, чем сами приложения.

Что важно — интеграций будет больше, чем самих программ. Количество связей описывается формулой n * (n — 1), где n — количество элементов, т.е. наших систем (считая, что интеграция двусторонняя). Например, для трех систем получится 6 интеграций, для четырех систем — 12 интеграций, для пяти систем — 20 интеграций.

Каждая интеграция — это деньги на разработку, деньги на сопровождение, деньги на доработку при изменении в одном из элементов.

Не будем забывать, что перечисленными четырьмя системами бизнес не обойдется. Еще нужна система мониторинга показателей, особенно стратегических. Еще есть система контроля доступа. PLM-система, где конструктора хранят данные об изделиях. Технологическая программа. Станки пятикоординатные. Электронная почта. IP-телефония. И так далее.

А потом — раз, и бизнес купил другое предприятие, стал холдингом, или вошел в другой холдинг. А там — свои системы.

Неужели бизнес тратит миллионы рублей на создание и поддержку десятков и сотен интеграций? И ИТ-отдел ничего об этом не говорит, а втихаря размазывает эти деньги в бюджете?

Нет, все проще — ИТ-отдел просто не интегрирует системы. Ограничивается минимумом, например выгрузкой товаров на сайт и загрузкой оттуда заказов. Всё.

Остальные системы живут разрозненно. Но кто же сводит данные? Ведь очевидно, что без всей совокупности данных, инструментов и аналитики эффективно принимать решения, на основе реальности (а не вымыслов и догадок) невозможно?

Ответ банальный — этим люди занимаются. Операторы, разнообразные «менеджеры», которых сейчас в компаниях больше, чем рабочих. Менеджеры по заказам, менеджеры по закупкам, менеджеры по логистике, менеджеры по диспетчеризации, менеджеры по номенклатуре, менеджеры сайта, менеджеры контента и т.д.

Затраты на этих людей — зарплата, налоги, рабочие места, помещения, линейные руководители (с зарплатой, налогами, премиями и т.д.) — шикарная тема для переговоров о новом ИТ-проекте. Ну и зоопарк айтишников, разумеется, половина из которых именуются «программистами», являясь при этом, по сути, администраторами баз данных и интеграции.

Что самое неприятное для бизнеса — это не разовые затраты, а постоянные. Эдакий абонемент на неэффективность, подписка на бессмысленную трату денег, ну или просто камень на шее бизнеса.

Нам-то что?


А тут такие мы, на белом коне — покупайте интеграцию.

Посчитать потери компании от людей, интегрирующих системы вручную, очень несложно. Вам достаточно знать регион и примерное их количество. Берем среднюю зарплату, добавляем налоги, добавляем одного руководителя на 5 душ (не забываем налоги), стоимость рабочего места.

Например, в Челябинске 3 таких человека — это 1.5 — 2 млн. рублей в год. Хотя, казалось бы, всего три милые девушки, с зарплатой в 30 т.р., бумажки таскают, файлики какие-то грузят, по почте переписываются с такими же «менеджерами» клиентов и поставщиков.

А что такое год для бизнеса? Тьфу. Он пролетает, как пуля. И вместе с ним, быстрее пули, улетают в никуда 2 млн. рублей. Это я еще по минимуму взял. Например, в компании из 100 человек вполне можно до 10 наскрести.

Просто никто этого не делает. Знаете, почему? Потому что найти вот этих, «под увольнение», должны те самые, которые «под увольнение». В компаниях размером 100 человек нет аналитиков, но есть экономисты.

Итак, кто под прицелом:

  1. Бухгалтеры (вы просто гляньте как-нибудь, сколько тысяч бумаг они вводят в систему и/или распечатывают, а потом бесконечно сверяют);
  2. Любой человек, должность которого начинается на «Менеджер», но он никем не руководит и всегда находится в офисе.
  3. Экономисты (1С — Эксель — 1С — Эксель — Эксель — Эксель — «вэпээрить» — 1С и т.д.);
  4. Операторы (чего бы то ни было, кроме станков).


Собственно, всё. Вы знаете, сколько бизнес клиента теряет денег в месяц, год, пятилетку и т.д. Он, вероятно, узнает сумму от вас. Расстроится.

А у вас решение есть. Интеграция — допустим, за 1 млн. рублей. Окупается через полгода.

Только не говорите клиенту, что зацементировали его. И подсадить не забудьте.

А то некоторые бестолочи сделают типовую интеграцию электронного документооборота так, что ее потом любой засранец рукожопый обслуживать может, а сами сидят и плачутся, что надо новых клиентов искать.

© Habrahabr.ru