Чем стартап отличается от бизнеса и что выбрать

0dc7a3a47f0e1f78d62cbb929d0cdaaa

Многие считают стартапы и начинающий бизнес почти синонимами, но на самом деле эти два вида деятельности отличаются почти так же, как бизнес и работа в найме.

По сути, что есть стартап? Суть стартапа озвучили основатели Google — где-то читал (за точность цитаты не ручаюсь): мол, они боятся, что их будущий «убийца» сейчас что-то делает в гараже. По сути, изобретение модели стартапов состоит в приручении подобных возможных «убийц». Что придумано для этого?

Суть малого бизнеса заключается в освоении малоинтересных для корпораций ниш. Например, открыть магазин у дома рядом с супермаркетом, где жильцы могут забежать за пивом и сигаретами, когда супермаркет закрыт. Или предложить кофе и домашнюю выпечку. Малый бизнес рассчитан на определенный сегмент рынка. В ИТ это могут быть простые мобильные приложения или ныне «убитые» опенсорсом ниши программных компонентов и shareware. Возможно, также это не самые масштабные нишевые веб-сервисы, созданные небольшой командой.

Суть стартапа состоит в том, что он изначально ориентирован на корпоративный рынок. Однако для самих корпораций сложно или дорого опробовать большое количество идей. У того же Microsoft была куча провальных проектов — например, MS Bob, где Гейтс познакомился со своей женой Мелиндой.

В массовом сознании стартаперам будто бы дают мешок денег только за идею, и похоже, что корпорации сами усиленно поддерживают этот стереотип. На практике «очень ранний» этап входа — это вполне себе взрослый бизнес. Обычно рассматривают стартапы, которые:
а) имеют готовый, продающийся продукт (MVP), который уже зарабатывает деньги, позволяет кормить владельцев и б) при этом демонстрирует экспоненциальный рост продаж.
Идея в том, что лишь очень небольшой процент стартапов «взлетает», и корпорации хотели бы переложить расходы и риски на других. Платят не за идею, а за тестирование идей. На этих самых ранних этапах также не дают никаких миллионов — обычно это довольно небольшие суммы в пределах $50 000–500 000 за кабальные условия и от 10 до 30% доли в компании. Суммы действительно мизерные, учитывая, что условием рассмотрения проекта как раз являются продажи на сумму от $50 000. При этом деньги вы не можете потратить на себя — инвестор проконтролирует, что они будут потрачены на тестирование маркетинговых гипотез и продвижение продукта. Разработка же останется за ваш счет. Для этих целей инвестор часто требует команду из двух, а желательно четырех человек, так как это люди, которые должны работать бесплатно, и проект не должен нуждаться в расходах на оплату труда или нуждаться в минимальных расходах. Фактически, согласно инвестиционным договорам, вы сможете увидеть хоть какие-то деньги только на самых финальных этапах — когда ваш проект будет стоить миллионы долларов. До этого вы не имеете права выводить деньги.

Сам характер корпоративного масштаба подразумевает, что у вас часто нет других возможностей, кроме как идти к инвесторам. Развивать идею на свои средства вы не сможете: если она действительно удачная, уникальная и проверена рынком, ее реализуют конкуренты, сами пойдут к инвестору и успеют захватить рынок до вас.

Получается, что в итоге создание стартапа — если повезет — приведет вас к тому же корпоративному рабству, правда, с возможностью получить жирный приз в конце. Но шанс на это минимален.

В отличие от стартапа, мелкий ИТ-бизнес изначально рассчитан на мелкую и непривлекательную нишу, которой корпорации, скорее всего, побрезгуют. И хотя вы не заработаете миллиарды, учитывая, что эта ниша мало кому интересна, сможете продавать свой продукт «на коленке» долгое время, а стратегия развития будет иной. Вам не нужно торопиться обходить конкурентов и вливать миллионы в продвижение, а конкуренты, скорее всего, будут достаточно слабенькими. С другой стороны, все, что заработаете, будет вашим. Правда, учитывая специфику ИТ, ваш продукт или услуга вряд ли проживут слишком долго, но жизненный цикл будет существенно отличаться от стартапа.

© Habrahabr.ru