Человек, велосипед, гаджет — от истоков до современности
В самой «велосипедной» стране — Нидерландах 14 мая прошел День велосипедиста (на голландском Landelijke Fietsdag). Этот праздник отмечают во вторую субботу мая. Жители страны садятся на своих железных «коней» и отправляется в путь. И хотя День велосипедиста не имеет официального статуса, он весьма почитаем среди голландцев. В странах СНГ это движение пока только набирает обороты, но тем ни менее ряды велолюбителей постоянно растут. По такому поводу мы решили вспомнить историю возникновения велосипедов, а также рассмотреть современный рынок устройств для этого средства передвижения.
История возникновения
С незапамятных времён человечество использовало колесо для облегчения передвижения по земле. Среди археологических находок самым ранним считается колесо возраста примерно 7 000 лет. За всю свою историю люди находили этому предмету применение в различных видах повозок, тележек и колесниц. Но абсолютно революционным стало изобретение Карла фон Дреза, который в 1814 году создал из дерева что-то на подобии двухколесного самоката. Этот агрегат и стал прототипом современного велосипеда. Барон фон Дрез назвал свой аппарат «машина для бега» (на немецком Laufmaschine). В отличии от велосипеда в классическом понимании, у этой машины не было педалей, самокат приводился в движение за счёт того, что ездок отталкивался ногами от земли. Устройство было запатентовано в 1817 году и заложило официальное начало истории велосипедостроения.
Велосипед немецкого изобретателя Барона Карла фон Дреза
Но существует и другие версии создания первого велосипеда. К примеру говорят, что впервые подобное устройство было создано российским умельцем Артамоновым — кузнецом, который опередил фон Дреза на целых 14 лет. И хотя модель кузнеца была вполне успешной (согласно истории он преодолел на своём велосипеде более 5000 км!), получить патент на изобретение ему все же не удалось.
В начале 40-х годов XIX века ещё один кузнец поучаствовал в судьбе развития велостроения. Шотландский парень по имени Киркпатрик Макмиллан добавил к велосипеду Дреза педали, приводившие в движение заднее колесо. Несмотря на то, что изобретение Макмиллана опередило свое время и при этом не было удостоено внимания широкой общественности, его модель сформировала основные принципы современного велосипеда.
Велосипед Макмиллана
Развитие велосипедов
В 1853 году Пьером Мишо был запатентован педальный привод, ориентированный на переднее колесо. Велосипед был снабжен подпружиненным седлом и тормозом, а сама модель приобрела характерное прозвище «костотряс».
Велосипед Пьера Мишо
Прозвище велосипеда оправдывало себя — ездить на нем было не просто, требовалась особая сноровка и сила. Но, не смотря на это, подобные средства передвижения привлекали все большее внимание. В 1869 году в одном из пригородов Парижа даже проводилась двухкилометровая гонка на таких «костотрясах». Успех мероприятия был бесспорным и езда на велосипедах стала достаточно распространённым увлечением.
Картина конца XIX века
Ещё одним знаменательным поворотом истории стал 1867 год, когда английский инженер Эдуард Альфред Каупер предложил использовать металлическое колесо, оснащённое спицами. И лишь через год в Париже началось производство велосипедов с цепным приводом заднего колеса.
С 1870 года в моду вошли модели с большим передним колесом, так называемые «велосипеды-пауки». Они пользовались исключительной популярностью на протяжении 15 лет. Педали крепились к переднему колесу, а заднее служило только для поддержания равновесия и было намного меньших размеров. Огромный размер переднего колеса оправдывался тем, что позволял набирать высокую скорость за один оборот колеса. При достаточно большом размере можно было разогнаться и до 30 км/час. Но тем самым ездок «паука» подвергал себя не малой опасности. Из-за размера колеса велосипедист находился достаточно высоко над землей, а любая выбоина на неровной дороге могла привести к не запланированному кульбиту. Безопасной альтернативой «пауку» мог выступать разве что громоздкий трехколесный велосипед.
Несколько позже, благодаря английскому изобретателю Лоусону, «паукам» было добавлено цепную передачу. Такой апгрейд подарил им новое название — «кенгуру». После усовершенствования скорость определялась типом шестерен. В 1880 году в Петербурге было оформлено около сотни таких моделей. Они приобретали популярность и уже через несколько лет были представлены в Москве. Но «кенгуру» не смогли справиться с суровыми московскими дорогами и очень скоро оказались вне закона.
Велосипед «кенгуру»
В последующие года развитие велосипедов приняло лавинообразный характер. Примерно 6000 патентов было подано в одних только Соединённых Штатах Америки и Англии.
Ещё одной поворотной точкой стало создание модели Rover («скиталец», «бродяга») Джоном Кемпом Старли в 1884 году. Велосипед имел колеса одинакового размера, цепную передачу на заднее колесо и сидение между колёсами. Именно этот велосипед получил титул «безопасный» (Safety).
Велосипед Rover
Но, пожалуй, полное преображение велосипеда завершил вклад шотландца Джонни Данлопа, который добавил пневматическую полую шину. Изначально Данлоп хотел хоть как-то смягчить «костотряс» своего сына и использовал для этого поливной шланг, надетый на колёса. Позже он наполнял шланг сначала водой, а потом воздухом, который обеспечивал более высокую скорость устройства.
Развитие велосипедов и рост их популярности привели к тому, что они стали не только распространённым увлечением и способом держать себя в хорошей форме, но и реальным транспортным средством. А для кого-то даже неотъемлемой частью стиля.
В современной жизни многообразие велосипедных моделей достигло такого количества, что их описание выходит за приделы этой статьи. Но, как это часто бывает, рост количества приводит и к изменениям в качествах. Точно также и здесь поступательное развитие перешло в новую плоскость, покинув приделы непосредственно самого «колёсного друга» и включив череду дополнительных приспособлений и гаджетов для велосипедов.
Современные гаджеты
На сегодняшний день в мире создано огромное множество различных устройств, призванных улучшить разные аспекты использования велосипеда. Рассмотрим некоторые из наиболее интересных и полезных.
Водонепроницаемый GPS*
Устройство, которого явно не доставало кузнецу Артамонову, колесившему по дорогам России начала XIX века. Современный компьютер с высокочувствительным GPS, оснащен мощной водонепроницаемой защитой, позволяющей ему находиться до 30 минут погруженным в воду на 1 метр. Более чем достаточно для самого сурового проливного дождя.
Трос-сигнализация*
Учитывая стоимость современных велосипедов, внимание к их защите от кражи более чем оправдано. Данная система защиты оснащена внушительным тросом и сиреной, которая производит громкий звук при сотрясении замка или попытках перерезать трос.
Вело-сумка под смартфон*
Смартфоны давно уже стали неотъемлемой частью жизни человека. Такая сумка крепится непосредственно на велосипед, помогает держать смартфон в поле зрения, защищать его от дождя. Но самое главное — дает возможность взаимодействовать с сенсорным экраном через пленку самой сумки.
Программируемый свет для колес
Очевидно, что велосипед — это не только транспортное средство, но и способ самовыражения, элемент индивидуального стиля. Этот гаджет* позволяет сделать велосипед более красочным и оригинальным. Установка содержит несколько режимов, которые создают различные узоры и картинки при движении колеса.
Существует огромное множество таких световых картин, которые могут придать велосипеду уникальный внешний вид.
MP3 для велосипеда*
Разработчики также позаботились о том, чтобы прослушивание музыки во время езды было максимально комфортным. Музыкальный центр обладает широким спектром функций и может быть прикреплен к корпусу велосипеда. Доступно прослушивание как через наушники, так и через динамик.
Светодиодный сигнал*
Незаменимое приспособление в условиях оживленного автомобильного движения. Лампа заднего света имеет несколько режимов, делающих велосипедиста более заметным на дороге. Кроме того устройство проецирует две лини красного света по сторонам велосипеда, что отмечает пространство велосипедиста и напоминает водителям о существовании вело-дорожек.
Светодиодные перчатки*
Ещё один элемент яркого стиля. Перчатки специально спроектированы для ночной езды на велосипеде. Для смены цвета и режима работы светодиодов достаточно одного нажатия на запястье.
Водный контейнер «handsfree»*
Водный контейнер такого типа поможет продолжать езду без остановки на протяжении длительного времени. Объем резервуара составляет 2 литра.
Спортивная камера*
Запечатлеть наиболее интересные участки маршрута поможет надежная спортивная камера, которая также защищена от проникновения воды и от ударов.
Прожектор на солнечных батареях*
Это устройство может стать ещё одним удачным дополнением к комплектации велосипеда. Особенно оно пригодится для длительных вело-путешествий. Кроме прожекторов станция также может совершать зарядку и других устройств вроде смартфонов, фотокамер.
Портативный набор для быстрого ремонта*
Очевидно, что ремонтный набор всегда был актуален. Одним из преимуществ такого комплекта инструментов, созданных специально для велосипедистов, выступает их компактность и универсальность.
Итак, современный велосипед — это не только сам механизм, но и сопровождающие его устройства. В своей истории велосипед прошел долгий и насыщенный путь развития. Что же касается будущего, то очевидно, что тенденция снаряжения велосипеда дополнительными гаджетами и его интегрированность с современными технологиями будут только усиливаться.
P.S. * — ссылки, отмеченные звёздочкой реферальные, так что вы можете дополнительно сэкономить, вернув кешбек до 3%. Подробнее на Dronk.ru/cashback/ или можете получать до 30% за любые покупки, приобретая их через кешбек-сервис LetyShops.
Спонсор поста кэшбэк-сервис LetyShops. Возвращайте деньги за любые покупки в интернете. Подробнее о том что такое кэшбэк-сервис читайте в нашей статье Выбираем кэшбэк-сервис на 6-летие Алиэкспресс