Цели против ценностей
Пытаемся разобраться в конфликте между управлением по целям и управлением по ценностям.
Эпиграф: «В теории нет разницы между теорией и практикой. На практике она есть»
Для пчеловода вопрос противостояния пчел и меда не стоит, это две части единого целого. В теории цели и ценности являются двумя частями единого гармоничного подхода к развитию. Достижение цели должно отвечать на вопрос «что делать?», а соблюдение ценностей на вопрос «как делать?».
В реальности же я наблюдаю, что разные люди, компании, народы, государства используют разные подходы. Если приоритет отдается ценностям — хромают цели, если приоритет отдается целям — в угоду целям могут меняться или даже теряться ценности.
Что такое ценность? Если приводить физическую аналогию — то это потенциал поля. Это понимание того, где я нахожусь и каким я должен быть, потому что ценности — это то, что я должен соблюдать, где я уже должен был оказаться.
Что же такое цель? Это вектор из текущего положения, это некая точка, где меня еще нет. Чтобы достичь этой точки, надо приложить действие, до нее надо добраться.
Соблюдение ценности — это фокус внутрь себя. Если вы находитесь в поле своих ценностей — вам не надо специальных проактивных действий. Поэтому управление по ценностям –ситуационное, в чем-то даже пассивное, оно становится необходимым, если внешние новые обстоятельства начинают колебать ваши ценностные устои. Цель же по природе своей всегда проявление неудовлетворенности текущим положением дел. Наоборот, достижение цели требует проактивного подхода и планирования, и предмет приложения усилий направлен на внешнюю среду.
В состоянии высокой неопределенности управление по ценностям более жизнестойко, чем управление по целям. Например, в кризисные периоды контур планирования сокращается. В некоторых случаях компании переходят на режим реагирования, когда решение по каждому вопросу делается по факту появления вопроса. У вас может быть не прописана цель, но ценность, как внутреннее состояние, всегда живет. Воплощением ценности в компании является корпоративная культура.
Недавно на просторах интернета обнаружил интересный тезис: «Если люди не объединяются вокруг идеи, они объединяются вокруг зарплаты». Плохо, когда ценностью является богатство. Когда деньги являются целью — это тоже плохо.
Так вот кажется мне, что наша культура более ориентирована на управление по ценностям, а западная — по целям.
Пример. Религия — институт, который формирует самосознание народа. В православных учебных заведениях изучают предмет «История православия», в основе своей состоящий из рассказов о том, как церковь реагировала на внешние воздействия и отстраняла от себя то, что называла ересями. То есть в основном ведется работа по сохранению ценностей. Если посмотреть на западный опыт, то историческими достижениями западных церквей являются крестовые походы и прозелитизм двадцатого века, например, нашествие различных протестантских церквей в Москву в начале 90-x. То есть в основном ведется работа по внешнему распространению религии. То есть первые управляются по ценностям, вторые по целям.
Еще пример. Каждый год Microsoft разрабатывал новую стратегию развития на ближайший финансовый год. Например, с точки зрения социальных коммуникаций в конце нулевых годов было принято делать социализацию на SharePoint. В 2012 года был куплен Yammer, развитие социальных инструментов SharePoint остановилось. Затем возобладала концепция объединенных групп (unified groups) в Office 365 и Yammer отодвинули в сторону. Теперь двигается тема облачных сервисов от партнеров. Так вот даже если новая цель менялась к предыдущей на 180%, наши европейские коллеги приезжали в начале нового года и рассказывали о том, как Microsoft стал правильно идти и как теперь все будут трепетать. Чем приводили в ступор российских коллег. Ведь если цель поменяли на обратную, а завтра опять ее поменяют на обратную, то зачем бежать в ненужном направлении? Скажу так — тем, кто не рефлексировал на эту тему и просто принимал новые цели, было проще.
Еще пример. В августе 98-го года на зарплату я купил сумку еды и ботинки, и больше в нашей семье денег не осталось. Было только непонятное будущее впереди. А через некоторое время я проходил интервью в западную компанию, на котором меня спросили о моих планах на будущее. На что я ответил, что больше двух лет боюсь пока планировать. Рекрутер на меня тихонечко посмотрела, и по ее взгляду я сразу все понял про мое будущее в этой компании. Если хотите устроиться в западную компанию, подготовьте рассказ о ваших целях на 5, 10 и 25 лет. Это обязательная часть программы.
Выводы.
Мы такие какие мы есть и с нашими западными коллегами мыслим немного разными категориями. Это сидит очень глубоко и за пять минут себя не изменишь. И нужно ли?
А вообще здорово, когда цели и ценности гармонируют друг с другом.
Владимир Иваница Facebook | LinkedIn
основатель компании Супереон
© Megamozg