Чек-лист: не пора ли переделать вашу презентацию?

0b209f0aff6a410d924cc55e2f8932ac.png

В данной статье я попробую рассмотреть основные ошибки, которые встречаются в большинстве презентаций, создаваемых для продажи товаров и услуг компании. Нам часто присылают старые презентации для того, чтобы мы их оживили и сделали более современными. Иногда я искренне удивляюсь, как некоторые из таких работ еще что-то продают, потому что они нарушают все рекомендации, которые можно найти в любой из книжек по созданию презентаций. Большинство этих ошибок типичны и встречаются очень часто, поэтому я решил составить небольшой чек-лист с их перечнем. Если вы понимаете, что к вашей презентации применимы хотя бы 3 пункта из данного списка — призываю вас задуматься о том, чтобы немного поработать над содержанием и дизайном вашей презентации.


Часто бывает так, что слайды одной презентации совершенно не похожи друг на друга: там нет повторяющихся элементов, разные цветовые схемы (или, например, на первом слайде заголовок синий и на втором вроде бы тоже синий, но оттенки цвета разные), разный размер шрифтов или вообще сами шрифты и т.д. Часто это многообразие стилей совершенно не имеет ничего общего с фирменным стилем компании.

Как исправить: возьмите несколько корпоративных цветов (2–3, не больше) и повторяйте их на слайдах. Если есть корпоративные шрифты или типичные для вашего бренда элементы — попробуйте использовать их, но всегда помните о том, что информация должна легко восприниматься, не надо добавлять какие-то элементы, если они не несут практической пользы.


Логотип часто используется в виде того самого повторяющегося элемента на каждом слайде, но польза от него может быть только в случае отсутствия единого стиля презентации. Повторяющиеся цвета и шрифты позволяют зрителю понять, что все эти слайды принадлежат одной и той же компании, поэтому логотип здесь лишь отвлекает внимание и занимает столь ценное свободное место на слайде.

Как исправить: убрать логотип с каждого слайда, оставить только на первом и последнем. Напоминайте зрителю о том, что это именно ваша презентация с помощью создания единого стиля.


Каждый элемент на слайде должен быть там не просто так. Свободное пространство очень важно для упрощения восприятия информации, поэтому все лишние элементы только вредят основной цели презентации — продаже ваших товаров или услуг.

Как исправить: если какой-то элемент добавлен лишь для украшательства — уберите его.


Загромождение лишними элементами и слишком большое количество текста на слайде приводит к тому, что внимание зрителя теряется и он не может понять даже самые очевидные вещи о вашем товаре, потому что не обращает на это внимание или просто не может этого найти.

Как исправить: пусть на каждой слайде будет лишь одна основная идея, которую должен понять потенциальный клиент. Сделайте ее заметной и уберите все лишнее.


Это заголовки не о чем. К таким заголовкам относятся: «Наши услуги», «Контакты» или «График роста». Все эти фразы сами по себе не говорят о том, в чем заключаются ваши услуги, как с вами связаться или на сколько выросла за последний год ваша компания. Получается, что самое заметное место на слайде, которое точно прочитает ваш потенциальный клиент используется для совершенно бессодержательной информации.

Как исправить: чтобы сразу передать основную идею слайда — опишите ее в заголовке. Можно использовать цифры или просто написать чем вы занимаетесь. Особого внимания заслуживает заголовок последнего слайда, там всегда должен быть призыв к действию, чтобы человек понял, что ему теперь нужно сделать, чтобы получить все описанное на предыдущих слайдах.


Помимо того, что такой заголовок, как мы уже выяснили, не несет никакой идеи, информация в данном блоке обычно никому не нужна. Эта информация, безусловно, важна основателей вашей компании, может быть для некоторых сотрудников, но для клиента, как правило, это совершенно лишняя информация. Есть, конечно, исключения: если ваша компания, например, существует уже 150 лет и это является вашим конкурентным преимуществом или вы поработали с кучей очень интересных клиентов, то эту информацию необходимо оставить, но не надо ради этого описывать долгую и нудную историю вашего развития и мелких достижений.

Как исправить: выбрать из этого раздела самые важные факты, которые действительно могут быть важны потенциальным клиентам (чтобы это понять лучше спросить у самих клиентов) и разместить их в других блоках. Есть важные клиенты? Сделайте блок про них. Гордитесь какими-то достижениями? Кратко опишите их, если эта информация действительно помогает вам продавать.


Сразу скажу, что это сильно зависит от целевой аудитории вашей презентации, но если вы делаете одну презентацию для клиентов с разным уровнем знаний в вашей сфере, то логично будет ориентироваться на самых далеких от вашей области людей. Можно описывать различные технические особенности вашего продукта, если вы продаете их техническим специалистам, но если вы продаете этот продукт владельцу бизнеса, то множество незнакомых терминов может лишь отпугнуть его.

Как исправить: опишите преимущества своего продукта простым языком, чтобы это стало понятно даже ребенку. Попробуйте сделать несколько вариантов презентации для разной целевой аудитории: в массовом сегменте технические подробности могут мешать, но среди экспертов покажут ваш профессионализм.


Фотографии отлично подходят, когда нужно вызвать у аудитории какие-то эмоции. Если фотографии будут плохого качества, то и эмоции они вызовут соответствующие.

Как исправить: используйте только фотографии хорошего качества, если фотография слишком маленькая — поищите вариант побольше, но никогда не растягивайте ее, она будет выглядеть ужасно.


К нему можно отнести различные безобразные иллюстрации с фигурками человечков, странные иконки и многое другое.

Как исправить: используйте только качественную графику. Не все иллюстрации выглядят ужасно, но выбирать их нужно очень аккуратно и, желательно, посоветовавшись с дизайнером.


Тут все просто: если делал не дизайнер, то скорее всего там проблемы с дизайном слайдов. С другой стороны, дизайнер должен всегда тесно работать с сотрудниками компании (а в идеале с владельцами бизнеса), которые понимают все нюансы деятельности компании, знают целевую аудиторию и цели презентации.

Как исправить: обратитесь к профессионалам или сами изучите тематическую литературу и материалы, чтобы избежать большинства распространенных ошибок в создании презентаций.

Периодически нам приходится переделывать работу за людьми, которые называют себя экспертами по презентациям, но допускают всевозможные ошибки в данном деле. Будьте бдительны, всегда смотрите портфолио человека или студии, где вы собираетесь заказать презентацию. Если не уверены в качестве работы — проконсультируйтесь у экспертов в этом деле. Мы, например, в студии презентаций Slidary всегда готовы безвозмездно проконсультировать всех желающих.

© Megamozg