Часть 2. TMA на KMP. Пишем кликер для Telegram

8748ddf9f3704717dae4bea8d90db7ca.png

Telegram Mini Apps (далее — TMA), если просто, то это обычные веб-приложения, которые имеют некоторый ограниченный доступ к API, определяемый Telegram. Из чего следует возможность использовать любой стек, применяемый в разработке веб-приложений. В этой статье мы запустим разработанное в предыдущей статье веб-приложение в Telegram.

Навигация по циклу статей:

Часть 1. Пишем веб-приложение кликер на Kotlin
Часть 2. Пишем кликер для Telegram на Kotlin — текущая статья
Часть 2.5. Аутентификация пользователя с DRF — в разработке
Часть 3. Добавляем оплату через Telegram Mini Apps на Kotlin — в разработке

Раскрытые темы в цикле

  • Web приложение на Kotlin — часть 1

  • Интеграция приложения с Telegram Mini Apps — часть 2

  • Работа с элементами интерфейса TMA приложения. Тема,  MainButton,  BackButton — часть 2

  • Поделиться ссылкой на приложение через Telegram. Передача данных через ссылку — часть 2

  • Аутентификации через TMA приложение — часть 2 и 2.5

  • Telegram Payments API– часть 3

Запускаем приложение в Telegram

Для добавления веб-приложения в Telegram достаточно создать бота через BotFather по документации. Сам токен пока не понадобится, сейчас нужно настроить бота на открытие нашего приложения. В настройках бота (в чате с BotFather) переходим в меню Bot Settings >> Menu Button >> Customize menu button. Теперь нас просят ввести ссылку, по которой располагается наш бот.

localhost не подойдёт, поскольку, скорее всего, у вас он не настроен на приём запросов по https. Поэтому идём по самому простому пути, используем ngrok. Для настройки зарегистрируйтесь на сайте ngrok, установите его и пройдите первоначальную настройку. Сам запуск, последний этап, прост:

ngrok http http://localhost:8080 --host-header="localhost:8080"

После этого получаем хост, работающий с https схемой

7f99a033d4bf0051c00c036d4dfb00a0.png

Далее отправляем его в BotFather и задаём надпись на кнопке. Готово, теперь у нашего свежесозданного бота есть кнопка. Нажимаем и открывается наше веб-приложение.

Навигация с использованием TMA (MainButton, BackButton)

Добавим второй экран, не будем подключать никакие библиотеки для навигации, используем enum, state и when.

// Don't use in real code
enum class Screen {
    CLICKER,
    FRIENDS_LIST,
}
// Don't use in real code
var currentScreen by mutableStateOf(Screen.CLICKER)
@Composable
fun App() {
when (currentScreen) {
Screen.CLICKER -> ClickerScreen(
onFriendsList = {
currentScreen = Screen.FRIENDS_LIST
}
)
    Screen.FRIENDS_LIST -> FriendsListScreen(
        onBack = {
            currentScreen = Screen.CLICKER
        },
    )
}
}

Интерфейс, который ранее располагался в App()выносим как отдельный экран с callback на переход на другой экран

val score = mutableStateOf(0L)
@Composable
fun ClickerScreen(
onFriendsList: () -> Unit,
) {
Div(
attrs = {
classes(ClickerStyles.MainContainer)
}
) {
Div(
attrs = {
classes(ClickerStyles.ClickerBlock)
}
) {
H2 {
Text("Score: ${score.value}")
}
Img(
src = Res.images.click_item.fileUrl,
attrs = {
classes(ClickerStyles.MainImage)
onClick {
score.value += 1
}
}
)
}
}
}

Вторым экраном станет самая важная функция таких кликеров — список друзей. Мы будем приглашать их в нашу игру через ссылку.

@Composable
fun FriendsListScreen(
onBack: () -> Unit,
) {
Div(
attrs = {
classes(FriendsListStyle.Container)
}
) {
H4 {
Text("У тебя пока нет друзей...")
}
}
}

Отлично! Теперь у нас есть экраны, но по ним нельзя переходить, воспользуемся стандартными средствами, которые предоставляет Telegram: это MainButton и BackButton.

Первым делом нужно подключить сам TMA API в наше веб приложение, воспользуемся сторонней, уже готовой обёрткой над JS библиотекой TMA

jsMain.dependencies {
//…
implementation("dev.inmo:tgbotapi.webapps:15.0.0")
}

Однако этого недостаточно, эта зависимость является лишь врапером для API телеграмм, в наш проект нужно подключить js версию TMA API. Добавим её как script в index.html документе.


...

Теперь нам доступен глобальный объект webApp,  у которого уже есть поля backButton и mainButton.

Однако проявим смекалку и адаптируем их под использование из composable функции — сделаем из них компоненты.

@Composable
fun WebAppMainButton(
text: String,
onClick: () -> Unit,
visible: Boolean = true,
active: Boolean? = undefined,
loading: Boolean = false,
loadingLeaveActive: Boolean = false,
hideOnDispose: Boolean = true, // use if next screen has MainButton too
color: String? = undefined,
textColor: String? = undefined,
) {
DisposableEffect(visible) {
if (visible) {
webApp.mainButton.show()
} else {
webApp.mainButton.hide()
}
onDispose {
if (hideOnDispose)
webApp.mainButton.hide()
}
}
DisposableEffect(
keys = arrayOf(
onClick, text, color, textColor, visible, active,
loading, loadingLeaveActive
),
) {
webApp.mainButton.onClick(onClick)
webApp.mainButton.setParams(
MainButtonParams(
text = text,
color = color,
textColor = textColor,
isActive = active,
isVisible = visible,
)
)
if (loading)
webApp.mainButton.showProgress(leaveActive = loadingLeaveActive)
else
webApp.mainButton.hideProgress()
onDispose {
webApp.mainButton.offClick(onClick)
}
}
}
@Composable
fun WebAppBackButton(
onClick: () -> Unit,
) {
DisposableEffect(Unit) {
webApp.backButton.onClick(onClick)
webApp.backButton.show()
onDispose {
webApp.backButton.hide()
webApp.backButton.offClick(onClick)
}
}
}

Теперь будет проще работать с TMA API. Добавим главную кнопку перехода в список друзей на экран кликера, а на экран списка друзей кнопку назад.

@Composable
fun FriendsListScreen(
onBack: () -> Unit,
) {
WebAppBackButton(onClick = onBack)
// ...
}
@Composable
fun ClickerScreen(
onFriendsList: () -> Unit,
) {
WebAppMainButton(
text = "Список друзей",
hideOnDispose = false,
onClick = onFriendsList
)
// ...
}

image.png

Определиться с иконкой для тапа и заскринить заново

Тема как у Telegram

Цвета этого приложения сильно выделяются, но TMA API предоставляет свои цвета для применения их в своём CSS. Добавим же эти стили к себе через CSS in Kotlin. Создадим AppStyles, где будут применяться эти значения как значения css variables

object TMAVariables {
val BackgroundColorValue = Color("#ffffff")
val BackgroundColor by variable()
val SecondaryBackgroundColorValue = Color("#ffffff")
val SecondaryBackgroundColor by variable()
val TextColorValue = Color("#000000")
val TextColor by variable()
val HintColorValue = Color.gray
val HintColor by variable()
// И т. д., полный код на github
}

Для простого применения ThemeParams, предоставляемого библиотекой создаём функцию расширения для StyleScope. Поскольку поля могут быть null, нужно определить дефолтные значения для каждой variable.

fun StyleScope.applyThemeVariables(theme: ThemeParams) {
BackgroundColor(theme.backgroundColor?.toCSSColorValue() ?: BackgroundColorValue)
SecondaryBackgroundColor(theme.secondaryBackgroundColor?.toCSSColorValue() ?: SecondaryBackgroundColorValue)
TextColor(theme.textColor?.toCSSColorValue() ?: TextColorValue)
HintColor(theme.hintColor?.toCSSColorValue() ?: HintColorValue)
// И т. д., полный код на github
}

Создадим новую, главную таблицу стилей, где применим созданные CSS variables для всего приложения. Дополнительно можно указать параметры для различных тегов.

class AppStyles(val themeParams: ThemeParams) : StyleSheet() {
init {
"body" style {
applyThemeVariables(themeParams)
backgroundColor(TMAVariables.BackgroundColor.value())
color(TMAVariables.TextColor.value())
}
"a" style {
color(TMAVariables.LinkColor.value())
}
"button" style {
color(TMAVariables.ButtonTextColor.value())
backgroundColor(TMAVariables.ButtonColor.value())
}
}
}

Далее нужно применить этот стиль в renderComposable, передав параметры темы webApp.themeParams

renderComposable(rootElementId = "app") {
Style(AppStyles(webApp.themeParams))
// ...
}

Запускаем и видим, что цвета теперь сочетаются с Telegram

image.png

Авторизация пользователя и сохранение данных

Краткая справка: каждый TMA запускается с query params, которые можно использовать для получения id и краткой информации о пользователе, а также аутентифицировать. Они хранятся в полях webApp.initData и webApp.initDataUnsafe. Причина разделени — это то, что initData — это сырые данные, которые можно отправить на сервер для валидации,  initDataUnsafe — это type-safe объект, где храняться эти данные уже в преобразованном виде, но на самом клиенте никак нельзя безопасно проверить данные на правильность, но можно использовать их для отображения какой-либо информации о пользователе, например, username или id.

image.png

Для авторизации будем отправлять к каждому запросу заголовок с webApp.initDataTapClient создаётся в commonMain и заранее зададим запросы, которые нам понадобятся в будущем.

object TapClient {
private val client: HttpClient = HttpClient(TapClientEngine) {
// …
authConfig()
}
suspend fun sendCurrentScore(score: Long) {
    client.post("/score") {
        setBody(SendCurrentScoreRequest(score))
        contentType(ContentType.Application.Json)
    }
}

suspend fun fetchCurrentScore(): Long {
    return client.get("/score").body<GetCurrentScoreResponse>().score
}

suspend fun fetchFriendsList(): List<FriendInfo> {
    return client.get("/friends").body<GetFriendsListResponse>().friends
}

}

Где authConfig() определён как expect и реализуется в исходниках jsMain

actual fun HttpClientConfig.authConfig() {
defaultRequest {
header("tma-data", webApp.initData)
}
}

Теперь каждый запрос будет проверяться на то, что он запущен из Telegram с верными дынными. Подробнее в другой статье, про реализацию серверной части (статья в разработке).

Прямые ссылки, позвать друга

Direct link — возможность открывать TMA приложение по ссылке, в том числе с предопределёнными параметрами.

Для подключения прямых ссылок возвращаемся к BotFather и пишем команду /newapp, выбираем нашего бота и далее

  • задаём название нашего TMA приложению

  • Короткое описание

  • Картинку приложению 640×360.

  • Добавляем GIF

  • Ссылка, которая будет открывать (такая же что, мы задавали при подключении кнопки в приложении)

  • appname, по которому будет располагаться приложение

Теперь мы можем открывать приложение по ссылке и передавать параметр как query параметр с ключём startapp. Параметры, переданные в прямой ссылке появятся в webApp.initDataUnsafe.startParam. Так мы и будем добавлять друзей.

Сначала добавим кнопку на отправку ссылке на экран с друзьями. Это лишь пример использования TMA API и лучше реализовать генерацию ссылки на стороне сервера. Вызов buildInviteLink()создаёт ссылку, перейдя по которой открывается наше TMA приложение, а buildShareLink()использует возможности Telegram для отправки сообщения, содержащего ссылку на переход.

// Use build config instead
private const val AppLink = "https://t.me/botusername/appname"
private const val ShareMessage = "%D0%9F%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B1%D1%83%D0%B9+%D1%8D%D1%82%D0%BE%D1%82+%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9+%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B5%D1%80%21"
private fun buildInviteLink(telegramId: Long): String {
return "" class="formula inline">telegramId"
}
private fun buildShareLink(telegramId: Long): String {
return "https://t.me/share/url?url=" class="formula inline">{ShareMessage}"
}

Осталось добавить MainButton, нажатие на которую генерирует ссылку на отправку сообщения, и открывает её через webApp.openTelegramLink(). Telegram обработает такую ссылку открытием экрана «переслать сообщение»

@Composable
fun FriendsListScreen(
onBack: () -> Unit,
) {
WebAppMainButton(
text = "Пригласить друзей",
onClick = {
val id = webApp.initDataUnsafe.user?.id ?: return@WebAppMainButton
webApp.openTelegramLink(buildShareLink(id.long))
}
)
//...
}

Теперь по этой кнопке можно отправить сообщение со ссылкой-приглашением любому пользователю. Обработку приглашений отдельно делать на стороне клиента (только для информирования о том, что его пригласили) не нужно, поскольку сервер и так получает все initData от клиента с каждым запросом.

Итоги

В данной статье мы научились использовать TMA API в нашем приложении на Kotlin. Самое главное, что нужно для приложения — это стили, аутентификация и какое-никакое управление интерфейсом Telegram нам предоставляет, дальше можно делать с такими приложениями, что захочет заказчик. Исходный код можно посмотреть в ветке clicker нашего проекта с шаблоном на GitHub

© Habrahabr.ru