Бывший разработчик не станет предпринимателем, пока не научится строить команду
Знаем, что на Хабре сидят те, кто либо уже открыл свой бизнес в ИТ, либо об этом задумывается. Мы часто работали с начинающими предпринимателями, которые до этого были разработчиками, и ещё не успели переключиться с одной роли на другую.
У таких предпринимателей много амбиций на старте. Хочется делать классный продукт. Быть лучше конкурентов. Много зарабатывать. Уезжать в отпуск так, чтобы бизнес не сломался.
А на деле приходится тащить весь бизнес в одиночку, и помощи ждать неоткуда. Конкуренты давят и отнимают потенциальных клиентов. Сотрудники не хотят работать, они безынициативные и создают проблемы. Потому приходится ишачить с утра до ночи, лишь бы остаться на плаву.
Каждый предприниматель хотя бы раз в жизни был в подобной ситуации. Когда ты работаешь с 9 утра до 12 вечера, а денег больше не становится. Когда ты вынужден отвечать за всё на свете. Когда вроде и нанял команду, а проблем стало только больше. Когда возможности вроде есть, но ты не успеваешь их вовремя реализовать.
Вроде что-то сделано, а результата нет
И это кажется замкнутым кругом, из которого как будто нет выхода. Ведь, чтобы расти, нужно взять ещё больше работы. Погружаться в новые зоны. А нагрузка и так уже такая, что хочется выть волком, бросить всё и самому пойти в найм.
Но есть нюанс. В подобную ситуацию предприниматель загнал себя сам, набрав себе команду из слабых сотрудников. Из людей, которые возвращают ответственность, грузят проблемами, генерят убытки, ничего не предлагают, работают только ради собственных денег и требуют повышений безосновательно.
Он ещё не выключился из роли разработчика и часто переделывает код за подчинёнными. Тогда как теперь его ключевые задачи совсем другие, управленческие. И одна из самых ключевых — найм талантливых сотрудников.
Начинающий предприниматель не научился нанимать, и потому снижает планку. Соглашается на то, чтобы человек делал фигню за деньги. Заканчивает работу вместо сотрудников. Ждёт результата по полгода. И всё это время тащит бизнес в одиночку.
Но это его личная ответственность разобраться в том, как строить бизнес по-другому. Где он будет не один, а вместе с сильной командой профессионалов.
Этому предпринимателю стоит задать себе один вопрос:
Кто приносит в компанию деньги, кроме вас?
Если в компании он такой один, то у него большие проблемы. Ведь без него бизнес развалится. Стоит ему заболеть, взять отпуск или хотя бы выходной — бизнесу хана. Большой соблазн считать, что дело в людях, которые на рынке труда. И что у предпринимателя нет другого выхода, кроме как держать всё на себе.
Но на самом деле причина в том, что он нанимает не тех и не так. Именно из-за подхода к найму компания тонет в посредственности, от которой теперь не получается избавиться. А ведь компания могла бы вбирать в себя лучшие таланты.
Пример компании с развитой культурой найма талантов — Netflix. Они научились инвестиционно нанимать сотрудников. И начали это делать ещё задолго до того, как стали всемирно известной компанией. Именно такая культура найма и помогла им добиться текущих результатов.
При инвестиционном подходе к найму уже не нужно переживать о том, как прокормить новых людей. Или как обеспечить им высокую зарплату. Потому что важнее то, какую прибыль этот человек принесёт компании. И какая разница, что он будет зарабатывать миллион в месяц, если приносит компании 10+ миллионов чистой прибыли?
Команда с чистой прибылью в $5 млрд
Бизнес не растёт из-за нехватки талантливых сотрудников.
Уверены, что любой предприниматель хотел бы иметь команду людей, которым не безразличен бизнес. Которые готовы развивать его вместе с собственником. Предлагать инициативы, самостоятельно взвешивать риски и возможности и брать ответственность на себя за их реализацию. Вот только где таких людей взять? А главное, с чего бы им вдруг идти работать именно к нему в команду?
Эти мысли возникают по одной причине. Предприниматель думает, что можно привлечь сильных кандидатов деньгами. А на самом это самонадеянно. Ведь всегда есть другие компании, которые предложат больше денег.
Но есть и другой подход. Когда вы нанимаете команду по ценностям, ставите перед ними интересные задачи и привлекаете тех людей, с которыми сильным профессионалам нравится работать. Крутые сотрудники не захотят работать рядом с посредственными. Сильные тянутся к сильным.
Глядя на найм под таким ракурсом, вы заметите более серьёзную проблему, чем сколько предложить денег.
Предприниматель и сам не понимает, чем его компания отличается от конкурентов. И не может объяснить это потенциальным сотрудникам. Он предлагает «пуфики, печеньки и йогу» вместо того, чтобы показать: работа с ним будет способствовать достижению их профессиональных целей.
Он даже не общался с кандидатами и не знает их истинных запросов. Слабый HR-маркетинг = слабые кандидаты. И пока предприниматель не научится предлагать сильным людям то, что им действительно важно, они к нему и не придут.
Собственнику важно думать о том, какой опыт получают кандидаты при взаимодействии с компанией. Самый элементарный пример — описания вакансий. Это самая первая точка касания кандидата с компанией. Если она не продаёт, то сильный кандидат даже не подумает оставить отклик.
Если вы тот самый предприниматель, то прежде чем делать выводы о том, что на рынке нет сильных кандидатов, посмотрите на ваши объявления о вакансиях. Предлагаете ли вы то, что нужно сильному профессионалу? Или ваша вакансия, как у всех?
Если вы хотите растить свой бизнес, вам критически важно научиться привлекать таланты через сильный бренд работодателя. Иначе вы навсегда обречены остаться владельцем малого бизнеса.
Хотите стать средним или крупным бизнесом? Тогда вам нужна команда мини-предпринимателей, где каждый берёт ответственность за свою работу и гарантирует результат. Так и должно быть в нормальном мире.
Когда мы покупаем продукт, то хотим, чтобы он решил нашу проблему, а не прибавил новых. Но нанимая сотрудников, мы часто забываем про это. И получая проблемы, начинаем их учить, инвестировать в них деньги и своё время, увеличивать контроль. Вместо того чтобы признать: причина в том, что мы наняли не тех и не так.
Бизнес быстро растёт, когда внутри высокая плотность талантов
Крутых сотрудников на рынке мало. Меньше, чем посредственных. Каждый год конкуренция за них растёт. Потому умение продать свою компанию будущим сотрудникам стало ещё важнее. Только привлекая талантливых людей бизнес будет не просто выживать, а постоянно расти.
Предприниматель привык, что продавать нужно только клиентам. Это не так — и поэтому к вам приходят люди, которые не могут дать вам результата. Сейчас время «сотрудника». Он выбирает, а не вы. У талантливых людей множество разнообразных предложений.
Почему человек должен пойти работать к вам, а не конкурентам? Чем вы лучше остальных на рынке? Что можете предложить такого, чего не предложит другой работодатель? Если вы не думаете об этих вопросах, а Вася по соседству думает — сильные люди просто вас не выбирают. Такой вот вам секретик.
Когда найм превратился в аукцион, кто больше заплатит
Если вы тот самый предприниматель, то задайте себе 3 вопроса:
Как мне понять, что человек талантлив и готов взять ответственность за свой участок работы?
Где такие люди находятся? Как я могу на них выйти?
Что я могу им предложить? Почему они должны выбрать меня, а не другие компании?
Скорее всего, вы не знаете ответов на эти вопросы, и поэтому нанимаете тех, кто тратит ваши деньги изо дня в день. А мы знаем. Приходите в телеграм-канал, там всё расскажем.