Быть или не быть тимлидом – вот в чём вопрос
Есть стереотип, что движение вверх по карьерной лестнице — процесс естественный и желательный, и что по достижении определенного скила разработчику следует переходить на следующий уровень, ну например в тимлиды или ПО (project owner). На мой взгляд это представление неверно. Испытал это на собственном опыте, и теперь хочу поделиться с вами историей, как я управлял командой и какие выводы сделал о развитии карьеры в IT.
Те, кто собираются в тимлиды, поймут, какие подводные камни могут ждать. Тех, кто уже у руля, приглашаю к дискуссии в комментарии. Ну, а HR смогут взглянуть со стороны на сотрудника и его ощущения.
Как я попал в тимлиды
Когда у тебя достаточный опыт в кодинге, хочется попробовать чего-то ещё. Так было и у меня — я, что называется, «возжелал странного». Я работал фронтендером около 10 лет. В начале этой истории занимался разработкой маркетплейса в стартапе. Дела там шли явно не очень, концепция была интересной, но заинтересовать рынок у стартапа не получалось.
Начал искать предложения и вышел на крупного застройщика, который набирал айтишников под запуск приложения для жилого комплекса. Хм, интересно, откликаюсь. Провели собеседование — по скилам и опыту я был нацелен на должность разработчика, но, как оказалось, компания ищет тимлида с хорошими навыками написания кода.
На собеседовании я упомянул, что читаю лекции по React, а значит могу связно излагать материал и популярно объяснять некоторые вещи. ПО зацепился за эти скилы и сразу предложил мне позицию тимлида. Менторство в чем-то близко к управлению командой, а переход к новому для меня функционалу не виделся ему сложным.
Я не спросил, куда делся предыдущий тимлид. Думаю, он не выдержал сроки и его съели. Забегая вперёд, скажу, что, возможно, стоило разбить проект на более мелкие этапы и контролировать тщательнее.
Я был очень доволен, наконец дорос, думалось мне, и вообще «Тимлид» звучит гордо. Не то что какой то там разработчик, их вон и так как собак… А я теперь белая кость, код писать больше не надо, буду сидеть целый день, раздавать команды, строго смотреть на дейликах и поощрять подчиненных ценными советами и мудрыми наставлениями, попивая смузи где нибудь в парке. В общем всё, жизнь удалась. Вот в таком бодром настроении я вступил в должность.
Будни тимлида
Итак, началось: первая рабочая неделя, знакомство с командой и проектом. Посмотрел как выглядят продукты, заглянул в код. К сожалению понять что происходит я сходу не смог. Есть Jira в печальном состоянии, множество небольших задач, по большей части багов, всё в кучу, есть фичи которые вроде бы надо сделать, но кто, когда и в каком приоритете тоже не ясно. Начал выяснять детали попутно ближе знакомясь с ребятами.
Для себя я решил выделить из разработчиков пару ребят, кто связно и просто излагает, а также хорошо разбирается в проекте, и на первом этапе в случае любой непонятности спрашивать их совета. ПО рассказал о приоритетах.
Первые два дня члены команды написывали мне без перерыва: какую задачу взять следующей, где уточнить описание, здесь непонятно, там непонятно, кого спросить, куда смотреть. В ответ, устав писать, я просто звонил им. То есть, реально, я постоянно с кем то общался, кто-то от меня чего-то хотел и что-то просил. Хотелось просто сказать некоторым коллегам, ну отстаньте уже. Я же только недавно выдал задачу, а ты опять появляешься и что-то от меня хочешь. Может быть ты еще некоторое время ей позанимаешься и не будешь меня сегодня больше беспокоить?
Это было ну совсем не похоже на тот режим в котором я жил до этого — быстро написал свой код, всё работает, можно спокойно идти дальше загорать и купаться.
Начало приходить понимание, что когда ты отвечаешь за результат на всем проекте, да еще и не можешь на него напрямую влиять, для ответственного человека без здорового пофигизма это — головная боль.
В целом это напоминало мне управление большим кораблём, как мне представлялось ранее, только с тем нюансом, что вместо выбора курса постоянно приходилось выбирать кто из членов экипажа пойдёт затыкать очередную пробоину, при этом, в процессе затыкания их становилось не меньше, а больше, а ощущение хаоса только усиливалось. Как в анекдоте: было четыре бага, один исправили — стало шесть.
За неделю я начал испытывать почти что страх перед теми разрабами, кто хорошо и быстро справлялся с задачей. Мне снова требовалось уделять им время.
Любимыми же разработчиками были для меня те, кто брал таску и не трогал меня хотя бы полдня (а лучше день).
В итоге, прошла неделя, подумал я подумал, и решил что не для того роза цвела не для того я кучу лет прокачивал хард скилы, чтобы наконец стать начальником и пахать так, как будто этих 10 лет не было. Подумав два дня в понедельник утром написал ПО, что с задачей я не справляюсь, энтузиазма к этому ни в малейшей степени не испытываю и вообще мне очень жаль, но заниматься этим больше не буду.
Видимо со стороны мои действия не казались провальными, а движ, который я успел развести производил впечатление адекватного, но в ответ мне предложили, что бы вы думали, да — больше денег. Вероятно наниматель решил, что в связи со сложностью/запущенностью проекта я нибиваю цену. Но всё было проще, я хотел дальше писать любимый код попивая смузи на берегу моря, а не вот всё это