Быть бизнес-аналитиком в ИТ
В нашей предыдущей статье мы уже писали о том, как программы стажировок в ЛАНИТ помогают в поиске бизнес-аналитиков в сфере автоматизации. Публикация вызвала живой отклик у наших читателей, и в частности, нас попросили рассказать, о том, кто такой «настоящий бизнес-аналитик» и какие качества необходимы, для того, чтобы работать в ИТ-сфере. Остановимся на этом подробнее.
Источник: https://quizizz.com/admin/quiz/606dcf5aa984fc001e5cdf22/station-2-practice-types-of-data-and-data-displays
Это неправильные пчелы, они делают неправильный мед
Я сижу в кабинете врача и скучающе болтаю ногой. Доктор чуть менее скучающе и более раздраженно что-то упорно тыкает в программе на компьютере.
— Кем вы работаете?
Это частый вопрос. Также часто спрашивают, сколько лет мне, сколько лет моему мужу и курит ли мой муж.
— Вам официальную должность или просто сферу?
— Мне не официально, просто интересно.
— Я автоматизирую бизнес-процессы, внедряю системы электронного документооборота.
Доктор резко поворачивается и крайне эмоционально начинает делиться опытом работы со средствами автоматизации, применяемыми в клинике:
— Зачем вы это делаете? Вы не поверите, сколько вреда приносят эти программы! Если раньше, когда женщина приезжала со схватками, мы могли на бумажке оформить потом, а сначала дать ей родить, то сейчас пока мы карточку не заведем, мы ни одно обследование сделать не можем!
Я часто слышу это от разных людей в разных сферах. Очень часто в результате автоматизации начинают страдать и непосредственные пользователи, и их клиенты.
В такие моменты мне всегда очень стыдно. Потому что это не автоматизация не нужна и вредна. Это проектировать нормально надо.
Источник: https://avatarko.ru/kartinka/12059
Я искренне верю в то, что человек не должен заниматься рутинными, скучными и бессмысленными действиями. Например, переписывать свои паспортные данные в пять разных бланков.
Я искренне верю в то, что моя деятельность заключается в том, чтобы автоматизация приносила максимум пользы, а не была новой болью для людей. Я вовсе не хочу заменить пять бланков, которые надо заполнить от руки, на 150 галочек и полей на компьютере. Автоматизация ради автоматизации — зло.
Окей, Гугл! Кто такой бизнес-аналитик?
«Бизнес-аналитик — специалист, использующий методы бизнес-анализа для исследования потребностей деятельности организаций с целью определения проблем бизнеса и предложения их решения».
«Бизнес-аналитик занимается выявлением проблем и возможностей в бизнесе, планированием бизнес-анализа, управлением требованиями и изменениями, обеспечением изменений в организации, аналитическим обеспечением разработки стратегии».
IT бизнес-аналитик — это человек, который выявляет проблему (задачи, цели) бизнеса, собирает данные, анализирует полученную информацию и, учитывая все имеющиеся факторы, предлагает решение, которое удовлетворяет потребностям клиента и приносит максимум пользы в конкретном случае.
Международный институт бизнес-анализа (IIBA, International Institute of Business Analysis) определяет бизнес-аналитика «как посредника между заинтересованными лицами для сбора, анализа, коммуницирования и проверки требований по изменению бизнес-процессов, регламентов и информационных систем. Бизнес-аналитик понимает проблемы и возможности бизнеса в контексте требований и рекомендует решения, позволяющие организации достичь своих целей».
Виды аналитиков
Несмотря на обилие вакансий и более-менее типовых резюме, в разных компаниях и у разных кандидатов — совершенно разное представление о работе бизнес-аналитика в ИТ.
Среди бизнес-аналитиков в ИТ, которых я встречала, есть следующие типы.
«Оптимизаторы» — бизнес-аналитики, которые занимаются анализом бизнес-процессов заказчика (внешнего или внутреннего), собирают числовые характеристики бизнес-процесса, предлагают варианты оптимизации, включающие средства автоматизации, а также могут построить модель оптимизации бизнес-процесса и рассказать в числовых показателях, насколько он будет оптимальнее. Часто эти аналитики могут наоборот отговорить заказчика от автоматизации, потому что затраты на нее больше, чем польза.
«Секретари» — бизнес-аналитики, которые общаются с заказчиком, записывают его пожелания, пишут огромное количество документации, затем эта документация уходит разработчикам, и аналитики об этом проекте благополучно забывают. А что еще нужно? Заказчик сказал, что он хочет розовую кнопку, совершенно неважно, зачем она ему и решит ли она проблему. Чаще всего такие аналитики делают очень красивые документы, но не могут рассказать ни про один бизнес-процесс, с которым они сталкивались.
«Внедренцы» — бизнес-аналитики, которые внедряют средства автоматизации, потому что любая автоматизация лучше, чем ее отсутствие. Они не часто углубляются в проблему заказчика, потому что считают, что основная проблема, что что-то не автоматизировано. Если автоматизировать — точно будет лучше. Чаще всего такие аналитики хорошо знают все применяемые технические средства, но очень не любят писать документы.
«Все в одном» — уникальные бизнес-аналитики, которые вникают в бизнес-процессы заказчика, понимают, в чем его боль, знают технические ограничения, могут предлагать решения с учетом технических и организационных ограничений, могут объяснить заказчику, что розовая кнопка его не спасет. Этих аналитиков любят заказчики и любят разработчики. Эти люди делают совершенно непонятное совершенно понятным для разных людей. Разработчикам на старте всегда совершенно непонятно, что хочет заказчик. Заказчику на старте совершенно непонятно, как это будет работать. Но благодаря работе аналитика все становится простым и понятным.
А зачем?
Основатель компании Toyota Сакити Тойода задавал пять вопросов «Почему?».
Я часто задаю себе и своим коллегам вопрос «А зачем?».
— Нам нужно сгенерировать штрихкод.
— А зачем?
— Чтобы сканировать потом штрихкоды.
— А зачем?
— Чтобы пользователю искать документы в нашей системе.
— А зачем?
Источник: http://memesmix.net/meme/oa1s3f
Наши пользователи — это люди, которые встают утром, пьют кофе и едут на работу, чтобы что? Чтобы искать что-то в нашей системе?
Нет. Эти люди приходят на работу, чтобы готовить договоры, без которых не обходится никакая наша хозяйственная деятельность, публиковать закупочную документацию, отправлять письма…
А за этими бумагами стоят строящиеся дома, проводимые коммуникации, производимые товары, цепочки поставок и т.д. Всегда что-то дающее конкретный результат.
Аналитику необходимо иметь живое воображение, чтобы представить тот мир, в котором живут заказчики и пользователи. И подумать, как сделать его лучше.
Какие знания, умения и навыки нужны бизнес-аналитику?
В данном случае проблема заключается в том, что стандартного исчерпывающего набора знаний, которые подойдут всем бизнес-аналитикам, нет.
Человек, который занимается автоматизацией банковских процессов, и человек, который занимается медицинскими системами, должны знать разные вещи в разных сферах и владеть разным понятийным аппаратом.
Есть специализированная литература и спецкурсы о разработке требований к ПО. Конечно, бизнес-аналитику в ИТ они нужны. Нужно знать, какие могут быть требования к разработке проектных документов (да, Единая система программной документации используется не везде, но вещь крайне хорошая).
Так же, как и знания в методологиях разработки ПО. И вообще о том, что такое ПО, как оно разрабатывается, что умеет. «Продвинутый пользователь ПК», тоже.
Помимо любознательности, хорошего воображения, высокого уровня эмпатии, широкого кругозора, аналитику для работы также потребуется базовое образование: логика, экономика, теория систем и системный анализ.
Кроме этого, аналитик должен обладать высоким уровнем эмпатии, чтобы общаться с большим количеством людей, со своими отношениями, интересами, взглядами.
Кто такой бизнес-аналитик в ИТ?
Это очень живой и интересующийся человек, который задает много вопросов, много гуглит и поглощает огромное количество информации. Любознательность и широкий кругозор просто необходимы.
Это человек, который очень хорошо умеет структурировать информацию разными способами. Потому что это требуется ему самому, чтобы понять, а также для того, чтобы объяснить окружающим.
Это изобретатель, потому что ему нужно придумать то, что решит проблему заказчика. Да, мы ищем существующее решение. Возможно, нам требуется несколько существующих решений. Вероятно, существует best practice. Но аналитику все равно нужно найти это решение.
Это технарь, который хорошо знает возможности и ограничения применяемых технологий.
Человек, прекрасно владеющий возможностями языка и других способов передачи информации, чтобы придуманное решение описать и объяснить и заказчику, и разработчику.
Вместо заключения
Тот, кто считает себя отличным тренером, никогда им не станет.
Ф. Бакман
Здесь должен быть секрет того, как стать хорошим аналитиком. Что нужно закончить вот такой институт по вот такой специальности, прочитать вот такой набор книг и всё, магия.
Но одной, универсальной формулы нет. Более того, если прочитать «набор книг хорошего бизнес-аналитика» и остановиться на этом, то ничего хорошего не получится. Потому что движение есть всегда, и тот, кто не развивается, тот деградирует.
Чаще всего коллегам я рекомендую следующие книги:
«Разработка требований к программному обеспечению», Битти Джой, Вигерс Карл И.
«Найти идею: Введение в ТРИЗ — теорию решения изобретательских задач», Генрих Альтшуллер.
«UX-стратегия. Чего хотят пользователи и как им это дать», Леви Джейми.
«Release it! Проектирование и дизайн ПО для тех, кому не всё равно», Майкл Нейгард.
Эти книги не являются необходимым минимумом для бизнес-аналитика, не заменяют собой базовое образование и уж тем более умение гуглить и получать те знания, которые нужны в проекте, но они помогают расширить кругозор.
А есть ли у вас книги, которые вы рекомендуете коллегам?
Какие книги вы бы порекомендовали бизнес-аналитику? Какие знания, умения и навыки вы считаете базовыми и необходимыми в профессии?